Самоанализ урока географии: образцы и рекомендации как оценить проведенный урок?

Умение оценить свой урок — обязательное умение для современного педагога. Это не просто требование руководства, а существенная помощь в работе, которая позволит совершенствовать свое педагогическое мастерство. Разрешается проводить самоанализ урока географии по ФГОС в любой форме, которую учитель считает нужной. Существуют разные виды и схемы самоанализа урока. Читать далее >>>


Представлен самоанализ урока, проведенного в 8-м классе. Тема урока "Равнина".  Самоанализ представлен в виде алгоритма, используя этот шаблон, можно написать подобный анализ для любого урока.

Самоанализ урока географии: образцы и рекомендации как оценить проведенный урок?

Умение оценить свой урок — обязательное умение для современного педагога. Это не просто требование руководства, а существенная помощь в работе, которая позволит совершенствовать свое педагогическое мастерство. Разрешается проводить самоанализ урока географии по ФГОС в любой форме, которую учитель считает нужной. Существуют разные виды и схемы самоанализа урока.

Самоанализ урока географии

В современной педагогике выделяют такие формы самоанализа урока:

  • Оценочный. Предполагает общее оценивание занятия. Акцентируется внимание на учебно-воспитательной функции. Делается вывод о том, как была решена образовательная, воспитательная и развивающая задача.
  • Структурный. Выделяются и оцениваются главные структуры занятия. Делается вывод об их целесообразности: было ли обеспечено развитие познавательных способностей детей?
  • Системный. Урок рассматривается как единая система с точки зрения решения основной дидактической цели. Одновременно учитывается способ решения развивающих заданий занятия. Было ли обеспечено формирование знаний, умений и навыков на должном уровне?
  • Полный. Аспектный самоанализ урока географии по ФГОС, который включает оценивание реализации целей урока. Полностью характеризуется содержание и виды обучающей деятельности школьников по таким параметрам: уровень усвоения детьми новых знаний, их развитие, способы умственной деятельности. Оговаривается, как были реализованы дидактические принципы. Какой была результативность занятия?
  • Структурно-временной. Выделяются все этапы урока. Оценивается эффективность использования времени на каждом из них.
  • Комбинированный. Сочетание оценивания основной дидактической задачи занятия и его структурных элементов.
  • Психологический. Изучается выполнение психологических требований к уроку. Как обеспечивалась познавательная деятельность детей?
  • Дидактический. Анализируются главные категории дидактики. Как были реализованы принципы дидактики? Как отбирались методы работы, приемы и средства обучения?
  • Аспектный. Выбирается какая-либо сторона или отдельная цель занятия. Она рассматривается, детально изучается с определенной точки зрения, учитывая результаты деятельности школьников.

Оцениваются такие аспекты урока (примеры):

  • Как учитель реализовал триединую цель урока?
  • Как педагог использовал развивающие методы?
  • Каким способом активизируется познавательная деятельность детей?
  • Как было организовано проблемное обучение?

Самоанализ урока: шаблон и клише

Фразы, которые можно использовать при самоанализе урока географии:

  • Этот урок проходил в … классе, в котором учится … детей.
  • Ребята имеют неплохую подготовку: на занятии активны, оперируют терминами.
  • Если говорить о месте урока в теме, то это…
  • В рамках этого занятия надо было…
  • Выбранный тип урока — …
  • Образовательная задача урока — обобщить и систематизировать знания школьников о…
  • Научить основным подходам к…
  • Развивающая цель занятия — вырабатывать умение задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, работать в паре (группе).
  • Воспитательная задача урока — продолжать формировать уважительное отношение к одноклассникам, толерантность при общении.
  • В структуре урока можно выделить такие этапы…
  • На занятии применялись следующие обучающие методы…
  • Были использованы такие приемы
  • Активность занятия была на удовлетворительном уровне. Она была обусловлена соответствием структуры урока, его содержания и методики обучения выбранному типу урока и возрастным особенностям детей.
  • Все, что планировалось, школьники усвоили.
  • Урок достиг поставленной цели.
  • Результат — оптимальный.
  • Работоспособность учеников обеспечивалась за счет…
  • На занятии особо хорошо были воплощены…
  • Не получилось (не совсем получилось)… Это произошло, потому что…

Современный учитель обязан аргументировать все свои действия, в том числе и на отдельно взятом уроке. Грамотный самоанализ урока географии по ФГОС — показатель профессионализма педагога.