Самоанализ урока химии в 9 классе на тему: "Минеральные удобрения"


Данный урок можно отнести к урокам изучения и первичного закрепления новых знаний и умений.

В ходе подготовки и проведения урока можно выделить следующие цели, поставленные учителем: создать условия для достижения обучающимися

Задачи урока:

1. личностные:

  • выстраивание целостного мировоззрения на основе выработки своих собственных ответов на основные жизненные вопросы;
  • формирование уважительного отношения к чужому мнению;
  • умение использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков;
  • умение убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования;
  • развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки;
  •     приобретение опыта участия в делах, приносящих пользу людям.

2. метапредметные (УУД):

  • регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и оценивание результатов своей и чужой деятельности; формулирование результатов своей деятельности в устной и письменной форме; умение вносить коррекцию в результаты деятельности по ходу этой деятельности; развитие волевой саморегуляции;
  • коммуникативные:       умение вести диалог, аргументировать  и доказывать свое мнение; критично относиться к мнению оппонентов и к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его, формировать навык активного слушания;
  • познавательные: умение работать с предложенными источниками информации, преобразовывать информацию  из одного вида в другой, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели, составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, осознавать  причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.                   

3. предметные:

  • продолжить формирование у учащихся представления о многообразии веществ и возможности их использования в жизни человека;
  • развивать представление о  минеральных удобрениях как о химических веществах, влияющих на условия жизни людей;
  • расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе
  • учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасного обращения с веществами и материалами.

На данном уроке можно выделить следующие этапы:  этап мотивации к учебной деятельности; этап актуализации ранее полученных знаний и умений; этап групповой работы с контекстными заданиями; этап коррекции полученных знаний; этап стимулирования учащихся к самооцениванию своей работы на уроке.

Для достижения целей урока учитель использовал разнообразные формы и методы организации учебной деятельности учащихся. На этапе актуализации ранее полученных знаний учитель провел фронтальную беседу о питании растений и исключении дефицита необходимых для растений  химических элементов, что позволило совместно с обучающимися сформулировать   тему урока «Минеральные удобрения». В общей беседе были  определены цель и задачи урока (сформировать понятие, выявить признаки дефицита того или иного химического элемента по внешнему виду растения, сформулировать правила применения минеральных удобрений и технику безопасности при их использовании).

Основная работа по усвоению новых знаний и умений проведена в группах обучающихся. Выполнение заданий строилось на использовании контекстных задач, совместной работе в группе, обсуждении результатов  и занесении ответов в отчеты. Не все группы на данном этапе справились с заданием в отведенное время. Видимо, сказался недостаток опыта организации и осуществления групповой работы, а также работы с контекстными заданиями.

Первая группа описала в отчете признаки недостатка азота, калия и фосфора у растений, которые были соотнесены с шаблоном в презентации. Вторая группа на основе текста ответила на вопросы о преимуществах внесения того или иного калийного удобрения. Не удалось группе ответить на вопрос третьего уровня: Почему нельзя одновременно известковать почву и вносить суперфосфат? Ответ нужно было подтвердить уравнением реакции. Участники группы не догадались, что при данной реакции образуется нерастворимое вещество, которое не может быть усвоено растениями, поэтому все надежды человека на хороший урожай при такой «заботе» напрасны.    

Третья группа, прочитав текст о разных формах выпуска минеральных удобрений, создала рекламу, которую участники других групп оценивали по таким показателям, как убедительность, аргументированность, практическая значимость, креативность в подаче информации.

Результатом совместной работы стали Правила по применению минеральных удобрений в домашних условиях, а также Требования безопасности при работе с минеральными удобрениями. Участникам групп предлагалось в проекте Правил и проекте Требований безопасности заполнить пропущенные строчки на основе текста «Удобрение цветочных культур».

Большой объем материала, который необходимо было прочитать участникам каждой группы для ответов на вопросы,  не всегда согласованная работа в группах, неумение обучающихся организовать свою деятельность в условиях дефицита времени привели к тому, что этап самооценивания оказался скомканным для первой группы, у которой предусматривалась 20-ти бальная шкала оценки.

Вывод: Урок построен на основе требований ФГОС. Обучающиеся совместно с учителем формулировали тему урока, цели и задачи. ФГОС ОО нацеливает учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности. Тема «Минеральные удобрения» не только позволяет расширить кругозор ребенка в рамках курса химии и дает знания об азоте, калии и фосфоре как химических элементах, необходимых для постоянного восполнения в почве в качестве азотных, фосфорных и калийных удобрениях, но и имеет практическую направленность. Многие дети ухаживают за комнатными растениями или их семьи имеют дачу, поэтому полученные на уроке знания можно применить в жизни.

На уроке были созданы условия для групповой работы обучающихся. На основе использования контекстных заданий и задач создавались поисковые и проблемные ситуации, которые требовали задействования зоны ближайшего развития учащихся. Участники первой группы из проработанных материалов выяснили признаки дефицита у растений азота, калия и фосфора и успешно справились с заданием диагностики недостатка элемента у растения по внешнему виду. Участники третьей группы проявили себя как творческие люди. Их реклама была оценена по многим предложенным критериям на высшие баллы. Участники второй группы не смогли на основе уравнения реакции (третий уровень вопроса) обосновать, почему некоторые удобрения нельзя вносить одновременно. Это момент урока сопровождался ситуацией неуспеха у некоторых сильных учащихся и требует последующей коррекции.

Основным недостатком данного урока можно считать скомканность этапа самооценивания учащихся. Сравнение выполнения заданий с шаблоном не может быть достаточным. Дефицит времени не позволил дать развернутую и обобщенную оценку деятельности групп и отдельных обучающихся на данном уроке на всех его этапах.

Для повышения результативности урока необходимо систематически использовать различные формы оценивания результативности учебной деятельности: самооценка, дифференцированная оценка на основе предложенной шкалы,  взаимооценка и др. в целях формирования адекватной самооценки обучающимися своей работы и объективного оценивания результатов других.


Полный текст материала Самоанализ урока химии в 9 классе на тему: "Минеральные удобрения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маркова Наталья Владимировна  Публикатор
Учитель химии, ГБОУ Школа №814 г.Москва
04.09.2015 0 1365 210
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0