Самоанализ урока химии на тему "Массовая доля растворенного вещества" по УМК Габриеляна


Данный урок можно отнести к урокам развивающего контроля, в частности, урок-опрос.

В ходе подготовки и проведения  урока можно выделить следующие цели, поставленные учителем: создать условия для достижения обучающимися

         личностных результатов

- умения управлять своей познавательной деятельностью при решении задач,

- выстраивания собственного целостного мировоззрения на основе знаний об окружающем мире, полученных на уроке;

- оценивания жизненных ситуаций с точки зрения сохранения здоровья;

- навыков сотрудничества с учителем.


         метапредметных результатов

Регулятивные УУД

- умения ставить цель и планировать учебную деятельность по решению задач;

- умения реализовывать план работы при решении  учебных задач на определение массовой доли растворенного вещества разного уровня сложности;

- умения оценивать результат своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД

- умения производить поиск необходимой информации из разных источников;

- умения использовать жизненный опыт учащихся в качестве одного  из источников информации;

 - умения осуществлять сравнение приведенных формул;

- умения перекодировать информацию из контекстных задач в учебную задачу;

- выявлять проблемы собственной учебной деятельности (прием «светофор»).

Коммуникативные УУД

- умения осуществлять взаимодействие с учителем и с одноклассниками.

 

         предметных результатов:
- формирование  понятия « массовая доля растворенного вещества»;
- умения решать задачи разного уровня на определение массовой доли растворенного вещества.

 

На данном уроке можно выделить следующие этапы:  этап мотивации к контрольно-коррекционной деятельности; этап актуализации ранее полученных знаний и умений и пробного учебного действия; этап коррекции индивидуальных затруднений; этап самостоятельной работы; этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Для достижения целей урока  были использованы разнообразные формы и методы организации учебной деятельности учащихся. На этапе актуализации ранее полученных знаний нами была проведена фронтальная беседа   «Выбери нужную формулу», которая предполагала выбрать из шести предложенных формул нужные, соответствующие вопросам учителя. На экране были представлены шесть формул, включающие такие физические величины, как объем, объем молярный, масса, молярная масса, плотность, относительная плотность, массовая доля и т.п. Ученики должны были определить для каждой формулы, для расчета каких физических величин можно применить данную формулу. Это дало возможность обучающимся вспомнить ранее изученные формулы и включиться в работу на данном уроке. Далее проверили правильность решения домашних задач и обсудили ход рассуждений.

После проверки домашнего задания обучающимся предлагалось решить две задачи устно. Возникла проблема с устным счетом, которую учитель не сразу увидел. Можно было сравнить ответы детей, прослушать их аргументы, обыграть возникшую ситуацию. Это дало бы возможность формировать у обучающихся умение аргументировать ответ и отстаивать свою точку зрения.

Для показа обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в   практической деятельности,   учитель  предложила перед уроком подготовить сообщение об использовании физиологического раствора, представляющего собой 0,9% раствор поваренной соли. Информация интересная, полезная, расширяющая кругозор, но ученица зачитала ее по распечатанному дома листочку. К недостаткам следует отнести то, что не была проведена предварительная работа с ребенком в целях подготовки рассказа.  Также не была использована возможность обсуждения обучающимися данной темы при использовании разных источников информации. Можно было задействовать других школьников для данного этапа урока.

Далее вызванные учащиеся на доске решали задачи, рассчитывали массу воды и поваренной соли для приготовления физиологического раствора.

Учитель показала все этапы приготовления раствора. Задумка  хорошая, но много времени ушло на уравновешивание весов, взвешивание и растворение соли.

В середине урока проведена задорная физкультминутка, которая сняла интеллектуальное напряжение и повысила настроение детей.

 Далее обучающимся было предложено решить задачу практической направленности: как приготовить раствор марганцовки для обработки ран. Данная контекстная задача предварялась полезной практической информацией, необходимой для каждого человека.

 Ученик-спортсмен решал ее на доске. Тем, кто работал быстрее, предлагался лист с задачами разного уровня, но к недостаткам урока следует отнести то, что учитель четко не обговорил, как это будет проверяться. Осталось неизвестно, сколько задач решили дети из предложенного листа, правильный ли ответ получили, как оценил их работу учитель. В целях повышения качества урока и учета недостатков этап самостоятельной работы необходимо сочетать с самопроверкой по эталону. В выданных заданиях предусматривалась исследовательская работа, что является несомненным плюсом и говорит о тщательной подготовке учителя к уроку, но учитель не обратила   внимание детей на задания исследовательского характера. Этап решения задач творческого уровня фактически отсутствовал, так как не был озвучен.

За пять минут до окончания урока учитель самостоятельно подвела итог. Можно было спросить учеников, чему научились, что узнали нового, полезного, какие знания могут использовать в повседневной жизни.

Этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности  на данном уроке был представлен  интересным приемом «Светофор». На парте находились три листочка разного цвета – «светофорчики». Обучающиеся, у которых после урока не осталось вопросов, подняли листок зеленого цвета. Те, кому что-то непонятно в данной теме, подняли листы желтого цвета. Для тех, кому весь материал урока непонятен, предназначены листы красного цвета. После команды учителя желтые листы подняли три ученицы, с которыми учитель планировала заниматься индивидуально.

Вывод:  Отдельные этапы урока были тщательно продуманы учителем и удачно реализованы, например, постановка цели и формулирование задач урока. Учитель использовал интересные приемы: прием «Выбери формулу», прием «Светофор» для рефлексии деятельности учащихся на уроке. ФГОС ОО нацеливает учителей на обеспечение практико-ориентированного характера образовательной деятельности. Учитель подобрал и использовал на уроке задачи практической направленности. Знания о физиологическом растворе, о растворе «марганцовки» могут быть использованы детьми в повседневной жизни для сохранения здоровья.

Однако,  общее впечатление смазано невысоким темпом работы во второй половине урока, неудачным и долгим по времени взвешиванием, оговорками учителя (что можно объяснить волнением), преимущественно индивидуальной работой с обучающимися, отсутствием текущей коррекции и оценивания выполнения заданий как отдельными обучающимися, так и класса в целом.

Оптимальное сочетание групповой и парной работы, продумывание обратной связи ученик-учитель,  обсуждение обучающимися результатов своей учебной деятельности фронтально или внутри групп,  более детальная рефлексия, при которой обучающиеся формулируют самостоятельно, что нового узнали и чему научились, поможет улучшить качество проведения урока и повысить его результативность.


Полный текст материала Самоанализ урока химии на тему "Массовая доля растворенного вещества" по УМК Габриеляна смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Маркова Наталья Владимировна  Публикатор
Учитель химии, ГБОУ Школа №814 г.Москва
04.09.2015 0 1869 282
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0