Самоанализ урока литературы: образец, примеры и рекомендации для учителя

Анализ любого урока — это разложение урока на микрочасти и тщательное изучение каждой части в свете удачных и неудачных приемов и понимания его учениками. Анализ урока помогает учителю понять, насколько урок был удачным, продуктивным и, значит, насколько он был успешен в плане получения системных знаний учащимися.

Как написать самоанализ урока литературы? Читать далее >>>


Данный материал предназначен для учителей русского языка и литературы ,а также для студентов педагогических вузов,проходящих практику в школе. Материал поможет учителю не растеряться,кратко и грамотно дать оценку своей деятельности и деятельности учащихся на проведенном уроке.

Выбор редакции

Работа содержит обоснование целей урока, форм и методов работы с учётом взятых за основу дидактических принципов, а также места урока в общей системе изучения творчества А.С. Пушкина в 8 классе. Проанализированы достоинства и недостатки выбранной структуры и методики проведения урока, особенностей отбора материала к нему. Разработка ориентирована на учителей литературы и студентов-практикантов филологических факультетов, однако предлагаемый образец анализа может быть использован и преподавателями других предметов.

Самоанализ урока литературы: образец, примеры и рекомендации для учителя

Анализ любого урока — это разложение урока на микрочасти и тщательное изучение каждой части в свете удачных и неудачных приемов и понимания его учениками. Анализ урока помогает учителю понять, насколько урок был удачным, продуктивным и, значит, насколько он был успешен в плане получения системных знаний учащимися.

Как написать самоанализ урока литературы?

Педагогический анализ урока — это не только анализ частей, его составляющих, но и синтез, т.е. объединение этих частей в единое целое, что и составляет урок и оставляет целостное впечатление от него.

В начале самоанализа дается тема и цель урока, его место в системе поурочного планирования, затем перечисляются задачи, поставленные педагогом в ходе урока. Не стоит забывать, что цель формулируется с отглагольного прилагательного, а задачи начинаются с инфинитива:

Например: тема «Любовная лирика А.С. Пушкина»

Цель: ознакомление с направлениями и особенностями любовной лирики А.С. Пушкина,

Задачи:

  • проанализировать некоторые избранные произведения А.С. Пушкина, посвященные женщинам,
  • развивать логическое и эвристическое мышление, расширять кругозор и культуру речи, накапливать интеллектуальный багаж,
  • воспитание нравственных и эстетических идеалов.

Далее следует кратко дать характеристику классу: уровень знаний учеников и их подготовленности, отношение к предмету, наличие учащихся с высокой и низкой учебной мотивацией. Неплохо, если педагог подчеркнет свое отношение к изучаемой теме, свою мотивацию и даст прогноз по планируемым результатам урока.

Если учитель работает по какой-то особой методике, то он должен обязательно охарактеризовать ее, кратко представить и указать причины, заставившие его заняться именно этой работой.

После этого нужно перечислить все этапы проведенного урока и обязательно назвать приемы и методы, используемые на каждом этапе, а также назвать целесообразность выбранных приемов и методов, успешность их применения на данном уроке и реакцию и работоспособность учащихся на каждом этапе урока.

Например, технология ТВУ (технология встречных усилий) предполагает пять этапов на каждом уроке:

  • 1 этап — побуждение;
  • 2 этап — погружение;
  • 3 этап — дидактическая игра или работа в группах;
  • 4 этап — отработка практических навыков;
  • 5 этап — рефлексия.

Для названной темы задания по этапам будут такими:

  • 1 этап — можно провести викторину по произведениям А.С. Пушкина (кроссворд или небольшую интеллектуальную игру).
  • 2 этап — можно рассмотреть различные направления лирики поэта с примерами лирических произведений, можно провести небольшую работу по узнаванию произведений А.С. Пушкина и т.д.
  • 3 этап — работа в группах по представленным алгоритмам по обучению основам художественного анализа произведений.
  • 4 этап — защита группами своих презентаций, постеров, кластеров и т.д.
  • 5 этап — составление синквейнов, даймондов, ассоциативных рядов и реклам. Выбор огромен и каждый учитель выбирает для себя наиболее удачные приемы и методы. В настоящее время, конечно, уже отошли от репродуктивных методов и больше стали использовать частично- поисковые и исследовательские методы, что позволяет учащимся занимать субъектную позицию на уроке.

Далее учитель должен провести красной нитью связь теоретической части урока с практической жизнью. Показать, чему учащиеся научились, что вынесли с урока, какие потребности и интересы ученика были задействованы в обучении.

Нельзя оставить в стороне и процесс формирования самостоятельного эвристического и логического мышления. Необходимо показать все моменты урока, позволяющие развивать критическое мышление учащихся.

Мы живем в век новых технологий, и поэтому не можем оставить в стороне технические возможности, позволяющие сделать урок более зрелищным и насыщенным. Поэтому необходимо показать использование КТ и интернет-ресурсов.

С точки зрения психологии, необходимо назвать активность или пассивность учащихся на разных этапах урока, отметить все сильные и слабые стороны выбранных приемов и методов, отметить культуру поведения и умения коллективного труда на уроке, культуру межличностных отношений и умение дискутировать.

Особое место следует оставить для объяснения домашнего задания, лучше, если оно будет дифференцированным для слабых и сильных учащихся. Нужно пояснить, почему выбрано именно это задание для работы дома, как оно поможет закрепить полученные знания.

Не следует забывать сказать о том, достигнута ли цель, поставленная педагогом, решены ли все задачи, если нет, то по каким причинам и как будете решать эти проблемы в будущем.