Самоанализ урока музыки: примеры, образцы и рекомендации по написанию

В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя. Читать далее >>>


В работе выделены такие разделы анализа как Введение в урок, Дидактический анализ урока, Реальный результат урока, Вывод по уроку и Резервы урока. Особенно подробно рассмотрены первые два, поскольку в данной классификации являются основными. Материал будет полезен не только учителям музыки общеобразовательной школы, но и преподавателям организаций дополнительного образования (ДМШ, ДШИ).

Урок разработан в соответствии с региональным компонентом учебного плана и темой опытно-экспериментальной работы школы.

Самоанализ урока музыки: примеры, образцы и рекомендации по написанию

В способности анализировать свою исполнительскую, коммуникативную, организаторскую, исследовательскую и конструктивную деятельности проявляется профессиональное самосознание учителя. В процессе составления самоанализа урока учитель музыки выявляет, насколько его профессионализм отвечает современным требованиям организации и проведения урока и в соответствии с этим намечает пути дальнейшего саморазвития. Развитие профессионального самосознания, овладение рефлексией имеют прямое отношение к проблеме самосовершенствования учителя.

Примерная структура самоанализа урока музыки по ФГОС

Характеристика класса

  • Общая учебная подготовка класса.
  • Заинтересованность в учебной деятельности и общий уровень включенности.
  • Взаимоотношения между детьми: насколько умеют взаимодействовать на уровне ученик — ученик, ученик — учитель, ученик — группа.
  • Уровень самооценки и оценка друг друга.

Освоение программы на данном этапе.

Общая структура урока и ее оценка

  • Определение типа урока: комбинированный; интегрированный; усвоение новых знаний; обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; контроль полученных знаний и умений; коррекция навыков; повторение; закрепление.
  • Место и роль урока в данной теме, разделе. Связь с предыдущей и последующей темами.
  • Оптимальность выбора и рациональное распределение времени на каждый элемент урока.
  • Сильные и слабые этапы урока, повлиявшие на конечный результат.

Реализация дидактических целей урока

  • Учтены ли требования программы и как продумана и применена методика изучения темы.
  • Насколько активны ученики при освоении нового: каково восприятие, понимание, пробуждение интереса в процессе узнавания.
  • Процент охвата учащихся при проверке знаний и умений.

Задачи развития учащихся

  • Использование межпредметных связей.
  • Вовлечение детей в процесс анализа, обобщения, систематизации получаемых знаний и умений.
  • Стимулирование творческого подхода к решению поставленных задач.
  • Информация для общего развития.

 Решение воспитательных задач

  • Использование воспитательных возможностей изучаемого материала.
  • Связь темы урока с жизненными ситуациями.
  • Формирование широкого мировоззрения.
  • Использование воспитательных возможностей оценки.
  • Положительное влияние личности учителя.

Какие методы обучения были применены

  • Наблюдения и сравнения.
  • Интерактивный.
  • Проблемно-поисковый.
  • Наглядно-слуховой.
  • Метод междисциплинарных взаимодействий
  • Интонационный анализ художественных произведений.
  • Метод игры, драматизации, театрализации.

Оценка работы учителя на уроке

  • Виды деятельности: слушание, исполнение, беседа, словесный показ, помощь учащимся.
  • Установление индивидуальных и групповых контактов.
  • Создание на уроке положительного эмоционального настроя.
  • Применение различных средств, методов и приемов взаимодействия с детьми.
  • Контроль за усвоением знаний.

Работа учеников на уроке

  • Активность детей на каждом этапе работы.
  • Разнообразие видов деятельности.
  • Учебные действия учащихся для успешного усвоения изучаемого материала.
  • Дисциплина на уроке.

Используемые формы работы

  • Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Рефлексия и итог урока

  • Достижение поставленных целей и задач и совпадение их с конечным результатом.
  • Насколько удалось реализовать программу урока.
  • Комфортность пребывания на уроке детей и самого учителя.