Самоанализ занятия по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа"


Открытое занятие по теме: «Молодежь как социальная группа» был запланирован как комбинированное занятие, в виде учебной дискуссии   Выбор именно такого замысла урока основан на концептуальных подходах к организации деятельности студентов: личностно-деятельностном и компетентностном.

Изучением данной темы начинает раздел «Важнейшие социальные общности и группы» по дисциплине «Обществознание». Данное занятие связано с разделом второго семестра «Социальные отношения» и  опирается на такие понятия как социальная роль и стратификация, социальные нормы и конфликты. Основные понятия данной темы урока применимы при изучении раздела социальных отношений, политики и экономики, а так же права.  При подготовке к уроку были учтены программные требования, согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

Выбор именно такой формы занятия, как учебная дискуссия обусловлен основными положениями моей концепции, так как дискуссия является одним из активных методов обучения, которые я применяю на учебных занятиях. Появление данного метода обучения обусловлено требованиями повышения эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не только получения знаний,  но и непосредственного их использования.

При подготовке к уроку были учтены такие особенности студентов, как активность, целеустремленность, упорство при достижении цели.

Исходя из подготовленности группы и темы занятия, были поставлены следующие цели:

  1. Выявление и закрепление знаний по теме «Социальная стратификация современной России», ознакомить обучающихся с основными социальными процессами в современной России, определить каковы возрастные границы молодежи; научить выражать свое отношение к различным группировкам.
  2. Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ современной обстановки в России, делать необходимые выводы о положении молодежи в современном обществе.
  3. Воспитание толерантного отношения к мнению других людей, чувства ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм закона в отношениях с людьми. Воспитывать чувство ответственности у подростков за свое будущее, выбор места в обществе.

Методическая цель занятия – это отработка методики проведения учебной дискуссии, как одной из форм повышения познавательной способности студентов.

При проведении занятия в форме учебной дискуссии, были учтены все этапы: распределение материала для подготовки к дискуссии, публичное выступление и умение как правильно задавать вопросы, так  и формулировать ответы на них. Темп проведения занятия считаю, был достаточно высоким, а по насыщенности методов, приёмов и форм организации деятельности студентов достаточно плотным. Работа в группах внесла соревновательный дух на данном занятии, дав возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность студентов. Для того, чтобы осуществить поставленные цели, были использованы следующие методы организации обучения: для передачи информации – словесный и объяснительно-иллюстративный; для закрепления – частично-поисковый; для стимулирования деятельности студентов – убеждение, поощрение, занимательность; для контроля – внешний, взаимоконтроль и самоконтроль. А для активизации деятельности студентов были использованы следующие приёмы: ключевые слова, соревновательный мотив, публичное выступление. Для проведения данного занятия были созданы социально-психологические, учебно-материальные, эстетические условия. Это психологический настрой студентов оформление кабинета, подобран иллюстративный материал.

Считаю, что, организовав учебное занятие в форме дискуссии, удалось решить на необходимом уровне поставленные цели урока и получить соответствующие им результаты обучения; избежать перегрузки и переутомления студентов и сохранить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие студентов.

Во время подведения итогов и рефлексии в виде составления пятистишия (синквейна), даёт возможность мобилизировать студентов на самооценку, оценить результативность работы, полезность проделанной работы.

Домашнее задание было организовано в конце учебного занятия в виде чтения и пересказа изученного на уроке материала.

Таким образом, учебный процесс, опирающийся на использование группового метода в форме учебной дискуссии, основан на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Считаю, что триединая дидактическая цель занятия реализована полностью. 


Полный текст материала Самоанализ занятия по обществознанию по теме: "Молодежь как социальная группа" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сухорукова Наталия Николаевна  Екатерина_Пашкова
методист, Тайгинский институт железнодорожного транспорта
27.04.2015 0 2220 299
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи

Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 

 (0)

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 (0)
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0