Самоанализ урока русского языка на тему "Обособление приложений" в 8 классе


Данный урок является первым из двух уроков, отведённых в 8 классе на изучение темы «Обособление приложений». Эти уроки входят в цикл из 7 уроков, посвящённых обособлению определений, составляющих, в свою очередь, первую часть большой темы «Предложения с обособленными членами». Она изучается в III–IV четвертях при рассмотрении простого осложнённого предложения.

 

Цели урока, формы и методы работы, дидактические принципы

При постановке целей урока, выборе форм и методов его проведения, отборе содержания нами были учтены следующие факторы.

А. На изучение темы «Обособление приложений» по программе под редакцией В.В. Бабайцевой отводится 2 урока, в рамках которых учащихся следует познакомить с условиями обособления приложений и сформировать у них умение обособлять приложения на письме.

Б. В первом полугодии учащиеся знакомились с приложениями как разновидностью определений, а также изучали условия дефисного и раздельного написания приложений.

В. Тема «Обособление приложений» изучается после тем «Обособление согласованных определений» и «Обособление несогласованных определений».

Г. В результате работы на уроке у учащихся должно быть начато формирование умения обособлять приложения в тексте; формирование этого умения будет продолжено на следующем уроке. Работа над темой урока способствует созданию базы для изучения курса русского языка в 9 классе; тема входит в число вопросов, знание которых проверяется при проведении итоговой аттестации в 9 классе (ГИА).

Д. Материал имеет высокую степень трудности для изучения; рассмотрение темы опирается на уже сформированные умения выделять приложения в составе предложения, осуществлять синтаксический анализ предложения, в том числе и в сложных случаях.

 Е. Для учащихся привычна работа с теорией с помощью составления таблиц в специальной тетради; привычно проведение лингвистической разминки в начале урока.

Ж. На уроке необходимо оценить работу не менее шести человек, у которых недостаточно оценок для выставления итогового балла за четверть.

Таким образом, были поставлены следующие цели урока.

Обучающие: 1) восстановить в памяти учащихся понятие приложения; 2) познакомить учащихся с условиями обособления приложений; 3) формировать умение обособлять приложения на письме.

Воспитательные: 1) воспитывать аккуратность, точность; 2) воспитывать внимательное отношение к речи; 3) воспитывать интерес к языку.

Развивающие: 1) развивать логическое мышление, память, внимание; 2) развивать лингвистическую интуицию.

Поставленные цели урока в основном были достигнуты. Мы восстановили в памяти школьников понятие приложения, вспомнили условия дефисного написания приложений, познакомили учащихся с условиями обособления приложений и начали формировать умения обособлять приложения в тексте. Однако мы недостаточно внимания уделили особенностям семантики приложений и выделению приложений со значением уступки, что проявилось в ошибках учащихся на следующем уроке (смешение несогласованных определений и приложений; затруднение при выделении приложений с дополнительным обстоятельственным значением уступки).

В качестве основной формы работы на уроке мы выбрали фронтальную; в конце урока учащиеся работают индивидуально с последующей проверкой результатов. Такое сочетание форм работы представляется наиболее целесообразным. В первой части урока, в ходе объяснения сложного материала и первичного закрепления знаний, учитель непосредственно взаимодействует с классом, сразу реагируя на все возникающие вопросы и затруднения. В конце урока учащимся даётся возможность самостоятельно применить на практике полученные сведения.

Эти же причины обусловливают выбор основных методов, использованных на уроке: слово учителя, анализ языкового материала и самостоятельная работа учащихся.

На уроке были реализованы следующие дидактические принципы.

Общедидактические

А. Принцип преемственности, последовательности и систематичности. Мы опирались на знания, полученные в ходе предшествующего изучения тем «Обособление определений», «Приложения»; подготавливали базу для дальнейшего изучения простого осложнённого предложения и сложного предложения; рассматривали случаи обособления приложений постепенно, включая их в уже имеющуюся систему сведений об обособлении членов предложения и его условиях.

Б. Учет принципа единства группового и индивидуального обучения проявился в их сочетании на уроке. Обращение к групповой или индивидуальной форме определялось этапом урока и характером рассматриваемого на этом этапе материала (см.).

В. Принцип единства теории и практики. На уроке мы обращались к рассмотрению того, как общие черты реализма (уже изученный теоретический материал) проявляются в «Капитанской дочке».

Г. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным возможностям обучаемых был реализован за счёт смены видов деятельности на уроке (письменная фронтальная работа; устная фронтальная работа; индивидуальная работа), строгой логики рассмотрения материала и записи результатов работы в виде таблицы (класс является физико-математическим).

Д. Принцип доступности обучения при достаточном уровне трудности был реализован при выборе способа изложения материала (в виде таблице), подборе примеров и упражнений, наиболее ярко иллюстрирующих рассматриваемое условия ообосления приложений .

Е. Принцип наглядности обучения был реализован за счёт обращения к средствам образно-знаковой наглядности (таблица).

Ж. Принцип продуктивности и надёжности обучения соблюдался благодаря подведёнию учащихся к самостоятельному формулированию условий обособления определений на основе анализа примеров; выполнению упражнений, позволяющих неоднократно повторить разные условии обособления.

Принципы обучения русскому языку

А. Принцип последовательного наращения темпов в обучении языку соблюдался за счёт преемственного обучения (см. общедидактические принципы, п. А).

Б. Принципы внимания к выразительности речи, сравнения устной речи с письменной должны были соблюдаться за счёт выразительного чтения предложений, внимания к интонированию обособленных частей (однако на уроке это практически не было осуществлено).

В. Принцип тренировки органов речи и пишущей руки соблюдался за счёт сочетания на уроке устной и письменной работы.

Г. Принцип внимания к языковому материалу осуществлялся за счёт использования средств зрительной наглядности, использования в качестве материала для наблюдения отрывков из художественной литературы, публицистических произведений.

Принципы обучения синтаксису

А. Грамматический принцип был реализован за счёт сопоставления приложений и определений других типов.

Б. Логический (смысловой) принцип был реализован при выделении из предложений приложений и определяемых слов, выявлении приложений с добавочными обстоятельственными значениями и т.д.

В. Интонационный принцип должен был быть реализован за счёт рассмотрения способов выделения приложений в устной речи.

На уроке были использованы внутрипредметные связи с морфологией (обращалось внимание на совпадение падежа определяемого существительного и приложения); должны были быть использованы связи с лексикологией (определение значений слов китель и кортик), фонетикой (внимание к средствам интонационного выделения обособленных приложений), орфографией (орфографический разбор слов двести восемьдесят седьмом). Межпредметные связи с математикой, историей, биологией, литературой осуществлялись за счёт подбора соответствующих примеров.

Структура урока

Структура урока определялась его целями и логикой изучения материала. Урок состоял из трёх основных частей: лингвистическая разминка, объяснение нового материала, применение полученных знаний на практике. Эти части соответствовали основным психологическим этапам усвоения материала: психологическая подготовка к изучению новой темы, изучение новой темы, обобщение и закрепление материала.

 При проведении урока удалось выдержать первоначальную структуру. Логика была соблюдена, этапы урока вытекали один из другого, в том числе за счёт наличия необходимых связок. Урок был проведён в достаточно быстром темпе, что связано как с необходимостью охватить большой объем материала, так и с психологическими особенностями учителя и привычкой класса к быстрой работе.

Содержание урока

Содержание урока в первую очередь определялось требованиями программы, при этом логика рассмотрения материала в учебнике была несколько изменена нами при составлении таблицы. Мы старались выдержать необходимый научный уровень, оперируя терминологией (приложения, интонационное выделение, обособление и др.) и подбирая примеры, не являющиеся элементарными для анализа. С другой стороны, мы стремились сделать изложение материала доступным для восьмиклассников, используя для этого, в том числе, средства наглядности.

Нами сразу было обозначено ключевое понятие данного урока (приложение) и  определено его значение.

К числу достоинств в содержании урока, на наш взгляд, относится строго структурированное изложение материала в виде таблицы, подбор дидактического материала, имеющего познавательную и воспитательную ценность.

Кроме того, в содержании урока можно выделить ряд недостатков. Во-первых, составленная таблица была перегружена примерами (достаточно было бы одного на каждый случай). Во-вторых, подобранных примера и упражнениях практически не встретились случаи обособления приложений с добавочным обстоятельственным значением. На следующем уроке выяснилось, что эти случаи вызывают у школьников затруднения. В-третьих, работа велась с разрозненными предложениями. Возможно, урок был бы более интересным и познавательным, если бы изложение материала строилось на языковом материале одной тематики. 

Методика проведение урока. Методическая культура учителя

С нашей точки зрения, урок соответствовал основным требованиям к знаниям учителя-предметника по данной теме и к методической грамотности педагога. Мы смогли показать школьникам основные условия обособления приложений. Логика урока была выстроена с учётом основных психологических закономерностей восприятия нового материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; урок состоял из четко выделенных логических этапов, соединённых связками. Нами были продуманы методы работы на каждом из этапов, соответствующие его задачам и содержанию.

Речь учителя в основном была грамотной, однако иногда в ней встречались оговорки, неправильные синтаксические конструкции.

По нашему мнению, урок прошёл в доброжелательной атмосфере, как и все уроки в данном классе. Нам удалось установить контакт с учащимися. Это способствовало вежливое, уважительное обращение с детьми, использование слов спасибо, пожалуйста, похвалы ученикам. На уроке поддерживался высокий уровень дисциплины.

В то же время мы можем выделить целый ряд недостатков в проведении урока.

Во-первых, мы не продумали форму работы над спецификой семантики приложений.

Во-вторых, затянулась лингвистическая разминка, поэтому на изучение нового материал осталось меньше времени, чем было запланировано. В результате учащиеся не успели до конца выполнить письменное упражнение.

В-третьих, мы не заметили ошибку в записях Ульяны на доске (громадо-город вместо громада-город)

В-четвертых, мы не продумали оформление таблицы на доске. В результате она получилась разбросанной. Кроме того, записи в этой таблице были сделаны неаккуратное, местами неразборчиво.

В-пятых, мы не обратились к запланированной словарной и орфографической работе из-за недостатка времени.

 В-шестых, мы практически не обратили внимание учащихся на необходимость выразительного чтения предложений, не рассматривали средства интонационного выделения приложений.

В-седьмых, темп нашей речи иногда был слишком быстрым.

Выводы

Можно сказать, что цели, поставленные на уроке, большей частью были достигнуты. Мы познакомили учащихся с основными условиями обособления приложений, начали формировать умение обособлять предложения в тексте. Новые сведения мы включали в общую систему сведений об обособлении определение и о приложении как разновидности определения. Изложение новой темы велось на хорошем дидактическом материале, позволяющем осуществить межпредметные связи. В построении урока, выборе форм и методов работы были учтены основные дидактические принципы. Содержание урока опиралось на требования программы. Урок прошел в доброжелательной обстановке.

В то же время в уроке может быть выявлен ряд недостатков, связанных как с его содержанием, так и с методикой проведения. В дальнейшей работе необходимо обращать особенное внимание на следующие моменты.

  1. Подбор примеров и заданий в упражнениях, позволяющих организовать работу над всеми рассматриваемыми условиями обособления, выделения и т. д. изучаемых языковых явлений.
  2. Аккуратное и чёткое оформление записей на доске.
  3. Рассмотрение не только структурной, но и семантической специфики изучаемых единиц языка (например, отличие значения, выражаемого приложениями, от значения, выражаемого согласованными и несогласованными определениями).
  4. Тщательное соблюдение количества, отведенного на каждый этап урока.
  5. Поддержание постоянного, не очень быстрого темпа речи.
  6. Обращение внимания учащихся на выразительное чтение примеров и на интонационные особенности изучаемых синтаксических конструкций.
  7. Более пристальное внимание к записям учащихся на доске.

Полный текст материала Самоанализ урока русского языка на тему "Обособление приложений" в 8 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ганичева Светлана Алексеевна  sganicheva
учитель русского языка и литературы, БОУ ВО "Вологодский многопрофильный лицей"
06.09.2015 0 4564 336
Комментировать

Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0