Самоанализ урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения


Одними из важнейших навыков современного ученика должны стать умение работать в команде, способность к критическому осмыслению полученной информации, навыки саморегуляции и метапознания. Именно эти навыки я старалась теперь привить ученикам своего класса. На уроке русского языка по теме «Праздники в Казахстане» (из серии уроков по разделу «Праздники, традиции и обычаи в Казахстане») я старалась акцентировать основное внимание на организации групповой работы, на развитии у учащихся критического мышления, умении учеников взаимооценивать и самооценивать работу на уроке. Руководствуясь основными   учебными целями,  я ожидала, что в результате ученики расширят свой словарный запас, разовьют свои навыки работы с текстом: выявление главной и второстепенной информации, смогут строить устное высказывание на заданную тему, писать творческую работу, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы русского языка. Класс, который я выбрала, показывал низкое качество знаний по русскому языку. Мне хотелось применить в этом классе методы и приемы по развитию критического мышления, диалогического обучения для улучшения качества знаний, повышению уровня мотивации учащихся.

Начать урок мне хотелось не стандартно: с объявления темы раздела и урока. Я решила позволить сделать это самим ученикам под моим руководством. Для этого я использовала стратегию «Диктант значений». Ученики заслушали мои определения слова и пришли почти к единодушному мнению, что речь идет о слове «праздник». Нужно отметить, что данный вид работы был мало знаком моим ученикам с казахским языком обучения, но они неплохо с ним справились. Зато сколько было гордости и радости в глазах тех учеников, которые первыми назвали нужное слово. Итак, тема заинтересовала учащихся. Мне удалось привлечь внимание учеников к новой теме.  Теперь необходимо было это внимание и энтузиазм  сохранить во время всего урока.  Для этого дальше мною был применен метод «Корзина идей», где ученики должны были написать на стикерах те  ассоциации, которые вызывает у них слово «праздник», а затем один ученик от ряда выходил и прикреплял данные стикеры к корзинке на доске (фото 1).

Данный прием помог  учащимся настроиться на урок, поделиться своими ассоциациями, и вообще прошел весело. Выбрав ключевые слова из «Корзины идей»: веселье, радость, счастье; я поделила учащихся на  три группы. Когда ученики образовали свои  группы, я определила для себя команды, которые состояли из сильных учеников, средних и послабее. Разделение групп по такому принципу использовалось мною впервые. Обычно в каждой группе оказывался один сильный ученик, который брал всю инициативу по работе группы на себя. Используя рефлексивные дневники на предыдущих уроках, я поняла, что ребятам данного класса не всегда комфортно работать в группе, где над ними довлеет мнение более сильных одноклассников. Поэтому на этот раз ученики были поделены на группы равномерно: по своим способностям и знаниям.  В зависимости от этого каждой группе были предложены свои фото с праздников одной из стран (дифференциация заданий).  Но прежде, чем приступить к выполнению данного задания, ученикам был предложен индивидуальный «Бортовой журнал», где они должны были заполнить две колонки: «Знал», «Узнал». Первую колонку ученики заполнили быстро, а вот вторую им предстояло заполнять после каждого этапа урока. Теперь ученикам можно было приступить к полученным фото: необходимо было посовещаться  и решить, какой в какой стране может отмечаться данный праздник, в какое время года он празднуется и с чем может быть связан.  В результате ученики стали высказывать свои предположения, аргументируя свою точку зрения. Например, в группе, где находились сильные ученики, нужно было рассмотреть фото с венецианского  карнавала. И здесь ученики строили свои предположения таким образом:

Ученик А: «Я думаю, что этот праздник отмечается в какой-то европейской стране,  так как об этом говорит одежда людей на этом фото.

Ученик В: «Интересно, почему эти люди в масках? Может это какой-то бал маскарад?»

Ученик С: «Я знаю, что в некоторых европейских странах до сих пор отмечают праздники в виде карнавальных торжеств, может, это как раз тот случай?»

Ученик А: «Точно! Это же карнавал! Только где именно?»

Ученик В: «Костюмы напоминают что-то, связанное с эпохой Возрождения. Расцвет этой эпохи кажется был в Италии.»

Ученики С, А: «Тогда предположим, что это карнавал в Италии».

Беседа во всех трех  группах носила исследовательский характер, то есть была представлена «исследовательская беседа». Важно, что никто из участников группы не был в этот момент пассивен, каждый старался высказать свое предположение или защитить свою точку зрения.  Таким образом, в каждой группе были установлены доброжелательные отношения, царила благоприятная атмосфера сотрудничества. Правил работы в группе ученики не составляли, так как до этого они уже выработали определенные критерии, которых придерживались в групповой работе.  Ученики сразу условно разделили обязанности: один запоминал или фиксировал предложенные идеи, другой следил за временем, а лидер подвел итог всему сказанному. Теперь можно было предложить учащимся проверить свои предположения: по одному представителю из группы подошли к столу, где были разложены тексты о праздниках разных стран. Ученики должны были выбрать тот текст, который больше всего подходит их фотографии праздника  в группе. 

Тексты выбраны были верно, значит, ученики действительно мыслили в правильном направлении. Далее ученики должны были прочесть полученные тексты, параллельно заполняя свои «Бортовые журналы».

Во всех текстах, применив стратегию «Феномен», мною были выделены предложения с причастными и деепричастными оборотами. Ученикам нужно было посовещаться в группах и решить, какое правило объединяет выделенные части текста. На этот раз в группах резко выделились лидеры – ученики, которые неплохо ориентировались в пунктуационных правилах русского языка. Видимо, я не совсем учла, что классы с казахским языком обучения не знают данных пунктуационных правил (выделение на письме запятыми обособленных определений и обособлений, выраженных причастным и деепричастным оборотами). Именно поэтому в этом месте мой запланированный урок пошел по-другому пути. Я изначально предполагала лишь повторить данный материал с учащимися, так как одной из целей на этом уроке была постановка знаков препинания в предложениях с обособлениями. Но получилось несколько иначе.

После обсуждения группы предложили свои варианты ответов на поставленную задачу. Но, к сожалению, большинство не увидели признаков, объединяющих выделенные фрагменты. Тогда я предложили им правильный вариант ответа и попросила их самостоятельно оценить свой уровень знаний по данной теме по методу «Светофор»: ученики должны были поднять карточку определенного цвета, показывающую их осведомленность в данном вопросе (желтый цвет =  «знаю хорошо», синий = «нужно напомнить некоторые моменты по теме», зеленый  цвет = «плохо ориентируюсь в данной теме»).

Использование данного метода помогло мне увидеть, что ученики правдиво оценили свои знания по данной теме.  То, что сначала они столкнулись с конкретным примером использования обособления, позволило им объективно оценить свой уровень знаний в предложенном вопросе. Они убедились, что не видят оборотов на практике, а значит, не увидят их и при написании своих письменных работ, допустят пунктуационные ошибки при их оформлении.  Время урока ограничено, поэтому мне пришлось бегло «напомнить» учащимся  теоретический материал по данной теме, решив для себя вернуться к данной теме на последующих уроках. Тем не менее запланированное время на выполнение этого задания  было  превышено, из-за чего пришлось отказаться от выполнения последнего задания – «Синквейна» со словом «праздник». Зато благодаря этому заданию я увидела слабое место в знаниях своих учеников.

Но особенно удачным было задание, где ученикам предстояло разыграть диалог в группах по содержанию их текстов. Это задание очень понравилось учащимся, многие из них не просто подготовили диалог, а разыграли небольшие сценки, где проявили свой творческий потенциал и критическое мышление. Конечно, некоторые учащиеся не сразу решили, как им передать материал своего текста, поэтому им понадобилась моя помощь. Обучаясь на курсах, я поняла, что помощь учителя для ученика должна быть ненавязчивой, мягкой, чтобы ученики не чувствовали себя «ведомыми». Необходимо создавать такую среду на уроке, где ведущая роль будет отводиться ученику, а не учителю. Советы и подсказки учителя должны направлять действия учеников, но не заставлять их действовать по предложенному плану. Подходя к каждой группе, я наблюдала за тем, как идет обсуждение. Если ситуация заходила в тупик, я пыталась показать ученикам пути решения возникшей проблемы, направляя их действия в нужное русло. Например, в одной группе ученики никак не могли решить, как им представить материал своего текста «Праздники в Испании». Когда я наблюдала за их работой, то поняла, что их обсуждение слишком затянулось, и если так пойдет дальше, то они не успеют подготовить свое выступление. Тогда я подошла к ним и спросила, о чем их текст. Ребята в данный момент подумали, что мне действительно не известно содержание их текста, и стали наперебой излагать мне ключевую информацию данного текста. Когда они высказались, то поняли, что конкретно им нужно изложить. Теперь предстояло только решить, как это сделать.  «Как вы думаете, кто бы мог вам так рассказать о праздниках этой страны вживую?», - продолжала  я. «Думаю, это мог бы сделать житель этой страны», - предложила ученица А. «А мне кажется, что так мог рассказать о праздниках Испании и турист, который часто посещал эту страну и видел или сам принимал участие в праздновании», - добавил ученик В. «Хорошо, - похвалила я учеников, - а какие идеи у тебя?» - обратилась я к ученику С. «Если бы мы обратились в туристическое агентство, выбирая страну для активного отдыха, то консультант мог бы нам порекомендовать одну из стран, где в это время года отмечаются известные всему миру традиционные праздники», - поделился своими рассуждениями ученик С. «Это действительно интересная идея! - решили другие члены группы. - Давайте разыграем сценку, где действие будет происходить в туристическом агентстве». Дальше уже ученики стали распределять роли и информацию из текста на каждого участника группы. В итоге все ученики были вовлечены в работу.

В целом групповая работа на данном уроке прошла успешно: ученики делились новой информацией, обсуждали праздники не только разных стран, но и Казахстана, сравнивали их в «Концептуальной таблице», выступали с устными сообщениями, знакомя одноклассников с информацией своего текста. Продуктивность данной групповой работы доказывают и письменные творческие работы учащихся, которые успешно справились с этим заданием и почти все достигли поставленные цели (фото 5).

Фото  5. Письменная работа учащегося "Мой любимый праздник"

Эффективным оказалось и заполнение «Бортового журнала» учащимися, так как он позволил ученикам систематизировать полученную информацию в течение всего урока, а также подвести своего рода рефлексивный итог всему уроку. Это стало очевидным после анализа заполненных журналов учащихся (фото 6).

Фото  6. "Бортовой журнал» учащегося

В целом можно отметить, что в данном классе следует дифференцировать задания, использовать групповые формы работ, применять методы и приемы, связанные с развитием критического мышления. Использованные на уроке стратегии, приемы и методы показали, что ученики способны критически мыслить, более того - им нравиться самим приходить к истине, способны организовывать работу группе так, чтобы она была продуктивной, могут сотрудничать друг с другом, находя компромиссы в споре. 

Особенно порадовало меня то, что некоторые ученики стали более активны при групповой работе, старались зять на себя роль неформального лидера в группе, где находились ученики, равные им по знаниям. Так одна ученица перестала стесняться своего плохого произношения на русском языке, потому что чувствовала себя в группе комфортно, и начала активно участвовать при обсуждении в группе, а затем и в устном инсценировании содержания текста. Это отметили и все ее одноклассники, которые признались, что работа данной ученицы им более всего понравилась при инсценировании. Это и есть основа диалогического обучения, где обучение становится поддерживающим: ученики формулируют идеи свободно, без страха, смущения из-за «неправильного» ответа и помогают друг другу достигнуть взаимопонимания.

К сожалению, из-за нехватки времени мне пришлось изменить форму рефлексии в конце урока, так как  выполнение некоторых заданий заняло больше планируемого времени. Но уроком остались довольны дети, а это самое главное (фото 7).

Фото 7. Рефлексия учащихся в конце урока

Продолжать начатую работу по улучшению качества знаний и уровня мотивации у учащихся в этом классе я буду и дальше. Думаю, что результат будет виден не всегда сразу, но чувство того, что я движусь в верном направлении (а это подтверждают улыбки детей во время работы на уроке и их неплохие результаты), помогает мне  не останавливаться на достигнутом и совершенствовать свои знания и умения на практике. 


Полный текст материала Самоанализ урока русского языка в 9 классе с казахским языком обучения смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Белозерова Ольга Игоревна  Леля3260
учитель русского языка и литературы, Назарбаев Интеллектуальная школа физико-математического направления г. Тараз
26.09.2015 0 1987 186

Скачать материал с сайта


Смотрите похожие материалы

Читайте новые статьи
Оставить отзыв к материалу:
avatar
Всего: 0