Конспект урока географии "Рельеф: скульптура поверхности"; 8 класс
8 класс
Тема |
Рельеф. Скульптура поверхности России. |
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний.
|
|
Цель |
Способствовать формированию представлений о процессах выветривания. |
|
Задачи |
Образовательные: внешние силы Земли в формировании форм рельефа, особенности процессов выветривания; причинно-следственные связи образования форм рельефа; распространение форм рельефа на территории России. Развивающие: работа с текстом учебника; умение составлять таблицы; развитие устной речи; развитие умений рассуждать логично и и излагать свои мысли четко и исчерпывающе. Воспитательные: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к предмету; способствовать формированию научного мировоззрения на основе изучения предмета географии. |
|
Методы |
Репродуктивный, частично-поисковый, игровой, наглядный |
|
Методические приемы |
Беседа, оценивание информации, составление схемы, нахождение прямых и ответов на вопросы из текста учебника, организация сравнения, |
|
Оборудование |
Презентация, демонстрационное оборудование для химического опыта, раздаточный материал «Схема», кроссворд «Выветривание». |
|
Планируемые результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Получат возможность называть особенности видов выветривания; Научатся различать результат действия разных типов выветривания; Получат представление о географии форм рельефа, созданных выветриванием. |
Познавательные: выявить особенности процессов выветривания; установить причинно-следственные связи; найти ответ на вопрос; составить план по тексту. Регулятивные: определить цель деятельности; осуществить итоговый контроль деятельности; оценить результат собственной деятельности. Коммуникативные: оформить высказывание в соответствии с правилами русского языка и речевого этикета; различать позицию другого человека, восприняв его высказывания на слух; составить устные монологические высказывания. |
Оценить собственную деятельность; приобрести опыт отношений; проявить отношение к деятельности; расширить кругозор |
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Метод. Методический прием |
Мотивация к учебной деятельности |
Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Проверяют готовность к уроку |
|
Формулировка темы и целей урока |
Статуя Давида -Почему статую перенесли? -Какие внутренние силы Земли могут изменить облик планеты? А какие внешние? Как называется тот процесс изменения горных пород внешними силами? Какая у нас будет тема урока? - Задайте вопросы к теме урока? |
Участвуют в обсуждении. Формулируют тему урока. Записывают ее в тетрадь. - Формулируют вопросы к теме урока: что? Как? Какое? Где? Почему? Зачем? |
Беседа: определение темы и целей |
Актуализация знаний |
- Задача. Укажите какой станет высота горы в 5000 метров через 1000 лет, если известно, что под действием внешних сил ежегодно «срезается» слой в 1 мм. - А через 1 млн лет? - Конечно, чтобы представлять себе полностью рельеф нашей страны, надо понимать особенности процессов выветривания. |
Записывают решение задачи, обсуждают результат. |
Репродуктивный. Оценивание информации |
Изучение нового материала
|
А. Составление схемы «Виды выветривания» - Обсуждение в парах. -Демонстрация опыта при обсуждении химического выветривания. - Возврат на слайд с вопросами к теме урока. - На вопросы «Что? Какие? Как? Почему?» мы ответили. Нас интересует «Зачем» нам нужно изучать тему «Выветривание» |
Дополняют схему, обсуждая ее в парах. Проверяют правильность заполнения, сравнивая ее с образцом учителя. Оценивают себя, поставив знак +
|
Частично-поисковый. Составление структурной схемы. |
Первичное усвоение материала |
Беседа по вопросам учителя. Рассмотрите фотографии и дайте им названия. Дорожный знак камнепада. -Кто из водителей должен уступить дорогу? -По ПДД преимущество в движении у водителя, который движется на подъем. Почему не в этом случае? - Какой вид выветривания наблюдаем 2. Химическое. Озеро Провал. Из каких горных пород сложена гора Машук в городе Пятигорске? -Пояснение учителя об образовании Машука. - Но ведь Машук – лакколит, не образовавшийся вулкан. Что было на месте Машука и Кавказа, если они сложены известняками? - Какой вид выветривания в этом случае? 3. Вопросы ОГЭ: Приволжская возвышенность, выбор верного ответа 4. Что может разрушать берег Карского моря? Какие виды выветривания мы здесь видим? 5. Куршская коса. Пояснение. Выветривание может не только разрушать, но и создавать. Куршская коса образовалась в результате разрушения Самбийского (Калининградского) полуострова, а затем морские волны нанесли их в виде длинной песчаной гряды. В чем опасность зыбучих песков? -Возврат на слад с вопросами к теме урока. |
Отвечают на вопросы учителя, приводят аргументы, дополняют ответы одноклассников. Физическое. Колебания температуры, расширение льда, сила тяготения. Химическое. Растворение горных пород. Возможно известняки. - Было море. 3. Высота территории, распаханность. Физическое. Сила морского прибоя. Органическое: действие накипных мхов и лишайников. Физическое. Деятельность воды. Сила тяготения ослабла.. В них можно утонуть. |
Частично-поисковый (беседа по проблемным вопросам. Ответы на вопросы с опорой на использование иллюстративного материала и ранее полученных знаний.
|
Закрепление изученного |
Вопрос «где?» В. Самостоятельная работа с текстом учебника. - Где распространены формы рельефа с разным видом выветривания» Организует работу по вариантам 1 вариант. Часть параграфа. «Как действуют внешние силы Земли» 2 вариант « Как внешние процессы влияют на рельеф России?» |
Формулируют вопросы к тексту учебника: - Где образуются карстовые формы рельефа? -Где находится скала Поющий дракон? - Где интенсивнее разрушаются горные породы? - Где откладываются продукты разрушения? -Где происходят эрозионные процессы? - Где обычен рельеф, сформированный текучими водами? - Где много болотистых мест? - Где широко распространён овражно-балочный рельеф? - Где в Росси можно увидеть результат действия ледника? -Где широко распространен мерзлотный рельеф?
|
Репродуктивный. Нахождение прямых и ответов на вопросы из текста учебника |
Обобщение изученного |
И последний вопрос: зачем нам изучать эту тему? Зачем знать формы рельефа и их особенности? - Соотнесите иллюстрации слайда со словами «опасность, внимательность, проблема, восхищение, альтернатива, выбор, сосредоточенность, предупредительность, восторг, удовлетворение. |
1 ряд: 1 2 ряд: 2 3 ряд: 3 4 ряд:4 5 ряд: 5 6 ряд: на выбор - Пожеланию, если понравится, то еще одну. |
Репродуктивный Подбор описаний к иллюстрации. |
Рефлексия |
«Убери лишнее слово» Ледник, ветер, торф, многолетняя мерзлота. Овраг, оползень, пляж, карстовые воронки. Статуя Давида, Медный всадник, Летний сад - А что между ними общего?
«Яркое пятно» урока |
Лишнее слово «торф». Это горная порода, остальное причина выветривания. Пляж. Образовалась в результате созидательной деятельности природы. Статуя Давида, не у нас в стране. Медный всадник из сплава, а не горной породы. Они все пострадали от выветривания.
|
Частично-поисковый. Организация сравнения. |
Итоги урока. Домашнее задание. |
Оценки по количеству набранных «+» с учетом предыдущих уроков. -Домашнее задание. Страница 41, задание 3.Выделить микротемы текста. - По желанию кроссворд «Выветривание |
Записывают домашнее задание. |
Репродуктивный.. Нахождение в тексте ключевых слов. |
Организованное окончание урока |
Примечание 1. Дополнительный материал к уроку.
Статуя Давида
В январе 1504 скульптуру увидели и оценили ведущие флорентийские мастера. Авторитетная группа с Леонардо да Винчи во главе сочла ее достойной украсить сердце города – площадь Синьории. По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело “Давида” установили у входа в Лоджию Ланци , где проходили заседания городского Совета. Там он простоял более трехсот лет и лишь в 1873 г., во избежание негативного воздействия осадков и выветривания, был перенесен в главный зал Галереи Академии искусств.
Образец схемы «Виды выветривания»
Вид выветривания |
Физическое |
Химическое |
Органическое |
Фактор воздействия |
Температура, сила тяжести, гравитация, механическое воздействие, увеличение льда в объеме, сила трения. |
Процесс растворения, процесс разложения, процесс окисления |
Активность животных, рост растений, жизнедеятельность бактерий, симбиоз мхов и лишайников. |
Следствие |
Обвалы, осыпи, оползни, овраги, холмы, песчаные косы, дельты рек, котловины озер. |
Воронки и пещеры, сталактиты и сталагмиты |
Измельчение горных пород |
Виды выветривания
Вид выветривания |
|
|
|
Фактор воздействия |
Температура, сила тяжести, гравитация, механическое воздействие, увеличение льда в объеме, сила скольжения. |
Процесс растворения, процесс разложения, процесс окисления |
Активность животных, рост растений, жизнедеятельность бактерий, симбиоз мхов и лишайников. |
Следствие |
|
|
|
Обвалы, осыпи, оползни Воронки, пещеры Дельты рек и песчаные косы Сталактиты и сталагмиты |
5.Холмы. 6. Измельчение горных пород. 7. Овраги 8. Котловины озер |
Виды выветривания
Вид выветривания |
|
|
|
Фактор воздействия |
Температура, сила тяжести, гравитация, механическое воздействие, увеличение льда в объеме, сила скольжения. |
Процесс растворения, процесс разложения, процесс окисления |
Активность животных, рост растений, жизнедеятельность бактерий, симбиоз мхов и лишайников. |
Следствие |
|
|
|
Обвалы, осыпи, оползни Воронки, пещеры Дельты рек и песчаные косы Сталактиты и сталагмиты |
5.Холмы. 6. Измельчение горных пород. 7. Овраги 8. Котловины озер |
ГОТОВИМСЯ К ОГЭ
Приволжская возвышенность находится на правом берегу Волги. Местами она очень круто обрывается к Волге, образует уступы. Волжский склон Приволжской возвышенности рассекают многочисленные овраги и балки, результат водной эрозии почв. Одной из причин водной эрозии являются легкоразрушающиеся породы, из которых состоит поверхность возвышенности. Это песчаник, глина, мергель, мел.
Укажите еще две причины развития водной эрозии почв на территории Приволжской возвышенности.
1._________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
ГОТОВИМСЯ К ОГЭ
Приволжская возвышенность находится на правом берегу Волги. Местами она очень круто обрывается к Волге, образует уступы. Волжский склон Приволжской возвышенности рассекают многочисленные овраги и балки, результат водной эрозии почв. Одной из причин водной эрозии являются легкоразрушающиеся породы, из которых состоит поверхность возвышенности. Это песчаник, глина, мергель, мел.
Укажите еще две причины развития водной эрозии почв на территории Приволжской возвышенности.
1._________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
Кроссворд «Рельеф: скульптура поверхности»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Плоскогорье с распространением мерзлотного рельефа
2.Неровности земной поверхности
3. Возвышенность с овражно-балочным рельефом
4…………………………………………………………………………………………………
5.Создает барханы и дюны
6. Быстрое перемещение обломков горных пород мелкого и среднего размера по крутому склону.
7. Разрушают морской и речной берег.
8………………………………………………………
9. Характерный рельеф северной и центральной части Восточно-Европейской равнины
10.Разрушение горных пород поверхностными водами
11…………………………………………………………………………………………………
12.Сила, в результате действия которой все тела притягиваются друг к другу
13.Формы рельефа в результате действия растворения водой или кислотами.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кангизер Виктория Ремуальдовна
→ Кангизеруша 06.12.2022 0 1767 15 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.