Методическое пособие "Фольклор в произведениях русских композиторов - классиков"
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 имени Н. Островского г. Черемхово»
Фольклор в произведениях русских композиторов - классиков
Методическое пособие
Автор составитель: Абдыкадырова Н.В., учитель музыки высшей квалификационной категории
|
Черемхово, 2022 г.
Пояснительная записка
С введением федеральных государственных образовательных стандартов и появлением новых средств и технологий обучения произошли изменения в структуре урока музыки. Методическое пособие «Фольклор в произведениях русских композиторов – классиков» по учебной дисциплине «Музыка» разработано для обеспечения выполнений требований обновленных федеральный государственных образовательных стандартов основного общего образования.
Цель данного пособия заключается в систематизации и углублении изучения в 5 классе Модуля № 1 «Музыка моего края», Модуля № 2 «Народное музыкальное творчество России». Данное пособие направлено на расширение культурного кругозора учащихся, накопление знаний о музыке и музыкантах, формирования осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны.
Пособие включает следующие разделы: пояснительную записку, содержание, тематическое планирование, конструкторы уроков, словарь терминов и понятий, нотное приложение, список литературы.
Актуальность данного пособия заключается в логичном применении современных методов и форм проведения урока при углубленном изучении фольклора в сочетании с произведениями классиков русской музыки. Конструкторы уроков строятся в технологии проблемного обучения, используются разнообразные формы организации учебного процесса: работа в группах, в парах, музыкальные викторины, слушание и анализ музыкальных произведений.
В предлагаемых конструкторах урока большое внимание уделяется различным приемам смыслового чтения, как важнейшему элементу современного образовательного процесса, что расширяет спектр использования данного пособия в образовательных областях.
Представленное методическое пособие «Фольклор в произведениях русских композиторов – классиков» содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие целостного представления музыкальной культуры своего народа.
Данное пособие можно использовать как дополнительный материал в других предметных областях: литература, история, ОДКНР, а также во внеурочной и внеклассной деятельности.
Содержание
стр.
1. Пояснительная записка.………………………………………………………………..2
2. Тематическое планирование………………………………………………….............4
3. Методический конструктор урока по теме: «Фольклор в произведениях русских классиков»………………………………………………………………………………….6
4. Методический конструктор урока по теме: «Календарный фольклор»…………....13
5. Методический конструктор урока по теме: «Россия наш общий дом» ……………19
6. Словарь терминов и понятий……………………………………………………….. .18
7. Приложение…………………………………………………………………………….25
8. Список литературы…………………………………………………………. ………...31
\
Тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
количество часов |
виды, формы контроля
|
|
||||
всего
|
контрольные работы |
практические работы |
|
|||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
1. |
Фольклор - народное творчество |
1 |
|
1 |
понятийный диктант |
|
||
2. |
Фольклор в произведениях русских классиков |
1 |
|
1 |
|
|||
3. |
Традиционная музыка - отражение жизни народа |
1 |
|
1 |
сообщения |
|
||
4. |
Жанры фольклорной музыки |
1 |
1 |
|
|
|||
5. |
Календарный фольклор |
1 |
|
1 |
презентации |
|
||
6. |
Народные песни. Осенины |
1 |
|
1 |
работа со схемами |
|
||
7. |
Обрядовые песни. (зимние) |
1 |
|
1 |
|
|||
8. |
Обрядовые песни. (весенние) |
1 |
1 |
|
работа со схемами |
|
||
9. |
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Фольклор» |
1 |
1 |
|
музыкальная викторина |
|
||
10. |
Семейный фольклор |
1 |
|
1 |
|
|
||
11. |
Фольклорные жанры |
1 |
|
1 |
|
|||
12. |
Наш край сегодня |
1 |
|
1 |
|
|
||
13. |
Композиторы Иркутской области |
1 |
|
1 |
сообщение - презентация |
|
||
14. |
Композиторы моего города |
1 |
|
1 |
сообщение - презентация |
|
||
15. |
Композиторы моего города |
1 |
|
1 |
индивидуальный опрос |
|
||
16. |
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Наш край сегодня» |
1 |
1 |
|
понятийный диктант |
|
||
17. |
Россия наш общий дом |
1 |
|
1 |
|
|
||
18. |
Музыка наших соседей, музыка других регионов |
1 |
|
1 |
индивидуальный опрос |
|
||
19. |
Музыка наших соседей, музыка других регионов |
1 |
|
1 |
работа со схемами |
|
||
20. |
Разнообразие фольклорных жанров наших соседей |
1 1 |
|
1 |
музыкальная викторина |
|
||
21. |
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец |
1 |
1 |
|
тест |
|
||
22. |
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец |
1 |
|
1 |
|
|||
23. |
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов |
1 |
|
1 |
||||
24. |
Фольклор в творчестве композиторов – классиков |
1 |
|
1 |
https://infourok.ru/folklor-v-tvorchestve-russkih-kompozitorov-3734314.html |
|||
25. |
Народные истоки композиторского творчества |
1 |
|
1 |
|
|||
26. |
Контрольно - обобщающий урок по теме: «Народная и композиторская музыка» |
1 |
1 |
|
работа в микро группах |
|||
27. |
Взаимное влияние фольклорных традиций |
1 |
|
1 |
https://infourok.ru/prezentaciya-folklor-narodov-mira-4417821.html |
|||
28. |
Взаимное влияние фольклорных традиций |
1 |
|
1 |
работа со схемами |
|||
29. |
Своеобразие исполнения фольклорных песен разных народов |
1 |
|
1 |
фронтальный опрос |
|||
30. |
Фольклор в современной обработке |
1 |
|
1 |
музыкальная викторина |
|||
31. |
Фольклор в современной обработке |
1 |
|
1 |
музыкальная викторина |
|||
32. |
Защита творческого проекта |
1 |
1 |
|
|
|||
33. |
Контрольно - обобщающий урок по пройденному материалу |
1 |
1 |
|
тест |
|||
|
|
|
|
|
|
.
Методический конструктор урока
Класс: 5
Тема урока: «Фольклор в произведениях русских классиков»
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Методы: объяснительно – иллюстративный, анализ музыкальных произведений
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Цель: знакомство учащихся с образцом произведений программной инструментальной музыки, созданной на основе русских народных сказаний
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.: Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014.
Образовательные:
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта - пикколо, английский рожок.
Познакомить симфонической картиной А.К.Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Оборудование: фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности
Многие из нас слушают современную музыку, некоторые слушают классическую музыку, но каждый из нас, слушая музыку, понимает, что сочинить музыкальное произведение совсем не просто
2.Актуализация знаний «Третий лишний» Самопроверка.
Найди лишнее произведение из названных, которое не отражает понятие «романс»
Опера «Иван Сусанин»
Дуэт
Автор слов романса М. Лермонтов
Варламов, Рубинштейн
3. Объясните понятие:
1. Романс –
2. Вокальная музыка -
3. Жанры вокальной музыки -
РОМАНС—это музыкально-поэтическое произведение для голоса с сопровождением (фортепиано или гитары, арфы), в котором огромное значение имеет как текст.
А) Музыкальна викторина
Задание: прослушайте произведения и назовите композитора знакомых вам произведений, что между ними общего.
Рубинштейн «Горные вершины»
Р.н.п. «Во поле березка стояла» - хороводная
Р.н.п. «Солдатушки, бравы…» - солдатская
Р.н.п. «Эй, ухнем» - трудовая»
Варламов «Горные вершины»
Б) Проблемная ситуация:
Произведения русских классиков совершенно неповторимы … но так ли это? Не напоминают ли некоторые мотивы народные напевы и можно ли в таком случае считать эти произведения авторскими, а не народными?
Тема урока: «Фольклор в произведениях русских классиков»
Цель урока: знакомство учащихся с образцом произведений программной инструментальной музыки, созданной на основе русских народных сказаний
1) Работа в группах
Цель: изучить понятия « фольклор», « жанры фольклора» (смысловое чтение)
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Фольклор – устное …..творчество, зародившееся в ….. древности.
Произошло от английского слова - folklore — « …. мудрость».
Жанры фольклора: (ч…..и, п……. и, с…….и, заклички….)
Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.
Сегодня мы с вами познакомимся с русским композитором, который обращался к фольклору в своем музыкальном творчестве.
Анатолий Лядов (1855-1914 прожил 59 лет)– русский композитор, дирижёр и педагог, профессор консерватории.
Основной этап урока.
Будущий композитор родился в семье известного русского дирижёра Константина Лядова.
Первые уроки музыки начал получать в пять лет от отца. В 1870 году поступил в Петербуржскую – консерваторию. Занимался по классам фортепиано и скрипки.
Талант молодого музыканта высоко ценил Модест Мусоргский. Лядов перевёлся в класс теории композиции к Римскому - Корсакову, однако в 1876 году был отчислен из консерватории за не посещаемость. Два года спустя Лядов восстановился в консерватории и успешно её окончил, после чего в том же году был приглашён туда преподавать.
Среди самых известных сочинений Лядова - симфонические поэмы «Баба Яга» « Волшебное озеро».
Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских народных песен, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял композитора. Автор говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».
Какой еще композитор обращался к сказкам в своем творчестве? (Н.А.Римский-Корсаков).
Сегодня мы познакомимся со сказочной картиной «Кикимора».
А вы знаете кто такая Кикимора?
2) Работа в группах с текстом
В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Кикимора болотная (лесная) – жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Предстает перед нами в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой.
Боятся кикиморы медведей. В прошлом их часто нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.
Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.
Дух тревожных снов, мечтаний,
Беспокойных сновидений,
Привидений с огоньками,
Синим цветом замелькавших,
И вводящих во смущенье, -
Он Кикиморой зовётся.
Уж зловредная бабёнка:
С тельцем тонким как соломка,
С головой напёрстка меньше,
С носом длинным, любопытным,
Да к тому же, и гребёнка
Век волос её не знала.
«Кикимора» А. Лядова - это симфоническая миниатюра.
Как вы думаете, что это за жанр в музыке симфоническая миниатюра?
Симфоническая – значит, написана для симфонического оркестра.
Миниатюра – небольшое музыкальное произведение.
Это музыкальное произведение не имеет слов, но есть предисловие, то есть предшествующий текст, взятый Лядовым из народного сказания.
Музыкальное произведение, в основе которого есть определенный сюжет или название, называется программным.
Здесь мы увидим, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.
3) Литературное слушание
Задание 1. Прослушать текст, записанный собирателем фольклора И. Сахаровым, просчитать, сколько сказочных героев всего вы услышали
«...Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова-то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной...».
4) Музыкальное слушание А. К. Лядов «Кикимора» - симфоническая миниатюра.
Задание 1. Прослушивание миниатюры
Задание 2. Представить всех героев и что с ними происходит в произведении
Прослушивая произведение, что вы себе представили?
Сколько услышали частей в произведении?
Сколько услышали тем в произведении?
Давайте теперь разберем каждую из услышанных тем:
И так у нас есть главные герои: Кикимора и кот Баюн. Но есть и другие темы, вот мы и определим:
Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору?
С чего началось произведение? Со вступления
Звучит фрагмент Тема Сказочного леса
Как вы думаете, что оно изображало? Лядов музыкой рисует нам сказочный лес, в котором растет маленькая Кикимора.
Какая тема была по характеру? Таинственная, загадочная, тихая,
Какие инструменты вы услышали? низкое звучание струнных, литавры и
деревянно - духовые.
Что звучит дальше?
Звучит фрагмент Тема кота Баюна
Что напоминает эта часть музыки? Колыбельную
Кто ее поет? Кот Баюн
Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок.
И вдруг раздаются беспокойные выкрики флейты – пикало.
Кто это? Это сама Кикимора.
Слушание темы Кикиморы.
Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
А теперь послушайте еще одну тему:
Звучит тема Хрустальной колыбельки
Как вы думаете, что это за тема? Хрустальной колыбельки
И исполняет ее музыкальный инструмент – Челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
И так, мы с вами разобрали все темы по порядку, теперь послушайте еще раз начало и представите всех героев и их выход.
Слушаем отрывок «Кикимора»
Вторая часть пьесы - presto - открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом — исчезновением сказочного образа.
Задание 3.
Далее учащиеся заполняют «Карту музыкальных наблюдений» с целью определения музыкальных образов
Музыкальные образы |
Услышал |
Не услышал |
Кикимора |
|
|
Темный лес |
|
|
Кот - баюн |
|
|
Устрашающие лесные образы |
|
|
Вой ветра |
|
|
5) Самопроверка
Вставьте пропущенные слова
Анатолий Лядов (1855-1914 прожил 59 лет)– …. композитор, ……и педагог, ……. Петербургской консерватории. Среди самых известных сочинений Лядова - ……….. «Баба-Яга», «Волшебное озеро»
Лядов также известен как фольклорист — он составил несколько сборников русских …… песен, в основу которых легли подлинно ……. тексты древних, заклинаний, прибауток, присказок. В восточнославянской мифологии…… - это один из видов домового. Злой дух в облике карлика или маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. ……. живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома
Композитор использовал для характеристики кикиморы музыкальныем инструменты:
….. и деревянно - духовые.
6) Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Методический конструктор урока
Класс: 5
Тема урока: «Календарный фольклор»
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Методы: объяснительно – иллюстративный, анализ музыкальных произведений
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Цель: знакомство учащихся с образцами народных обрядовых песен и их значения в жизни человека
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» - М.: Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М.: Просвещение, 2014.
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.
Эстетическое воспитание
Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества
Метапредметные
Базовые логические действия
Устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения интонаций, мелодий и ритмов.
Базовые исследовательские действия
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования
Работа с информацией:
Выбирать, анализировать, интерпретировать информацию, представленную в аудио и видео форматах
Предметные результаты
Осознание принципа универсальности всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека.
Знать музыку своего родного края, народа, характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности
Звучит мелодия р.н.п «Во поле береза стояла»
Ребята вы узнали эту мелодию?
Случайно ли была выбрана тема р.н.п? Кто сочинил эту песню? Тема этой мелодии ассоциируется с берёзой, символом России.
2. Актуализация знаний.
Ребята, в 5 классе вы изучали устное народное творчество? А что это такое?
Какие жанры фольклора вы знаете?
А) Задание: составить кластер к слову фольклор. (Сказки, загадки, прибаутки, былины, поговорки, пословицы, потешки, пестушки, песни и т.д.)
Б) Проблемная ситуация:
Вы уже знаете жанры народного творчества. Но все ли жанры народного творчества являются отражением деятельности человека? Могут ли народное творчество быть подчинено временным рамкам?
Тема урока: «Календарный (обрядовый) фольклор»
Цель: изучить понятия «календарный фольклор» (смысловое чтение)
Задание: в тексте вставить пропущенные слова
Календарно-обрядовый фольклор – это …., танцы, различные действия, которые исполнялись во время …. календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, троицкие, жальные, хороводные песни).
3.Основной этап урока.
Сегодня мы будем говорить об календарно-обрядовом фольклоре, обрядовых песнях. Расширим наши знания о песнях, которые сопровождали жизнь народа и в праздники, и в будни, и были важной частью жизни. Любое событие, происходящее в жизни людей: рождение ребенка, свадьба, крестины или пахота, сбор урожая, рождественский праздник, – все обыгрывалось народом. Во время самих обрядов исполнялись песни.
Работа в группах с текстом
Задание: найти в орфографическом словаре понятия «обряд», «обычаи», «обрядовый фольклор»
Обряд – это совокупность символических действий, в которых воплощаются религиозные представления и обычаи.
Обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые выполнялись во время обрядов.
Обрядовая песня – песня, сопровождающая обряд.
Работа в парах с текстом
Задание: заполните таблицу по заданному тексту
Bид обряда |
Назначение календарного обряда, песни |
|
|
Текс для работы в таблице
Песни были календарно-обрядовые и семейно-бытовые. Семейно-бытовые песни связаны с рождением ребенка, вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Типы: родильные крестильные свадебные солдатские (рекрутские) похоронные.
Календарно-обрядовые песни как древнейший вид народного творчества тесно связаны с сельскохозяйственным календарем, то есть распорядком работ по временам года. Типы: рождественские святочные масленичные русальная (троицкая неделя) купальские весенние (веснянки) осенние (жатвенные).
В песнях упрашивают, призывают к добру Коляду, Масленицу, Весну, Троицу, а иногда упрекают в обмане и легкомыслии.
Рождественские песни. Рождество – это время не только подарков, красивой елки, ярких гирлянд. Рождество – это время добра, тепла и рождественских песен. Эти песни приходят к нам с нашего рождения и идут рядом всю нашу жизнь. Мир вокруг меняется, а эти добрые песни всегда привычно звучат в зимние деньки.
Святки - старославянское слово, означающее святые, праздничные дни. Множественное число указывает, что праздник продолжается не один день, а целых 12. В этот период люди ходят в гости к родственникам, друзьям, дарят подарки. К этому моменту пост уже закончен, люди готовят разнообразную еду, накрывают праздничный стол, угощают близких и друзей. Праздники всегда начинались с обрядов колядования. Молодежь переодевалась в костюмы и обходила всю деревню с особыми рождественскими песнями Колядкими.
Колядование начиналось в канун Рождества. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.
3) Музыкальное слушание «Приходила коляда»
Задание 1: проговорить вслух текст всем классом
Творческое задание: продумать игровые движения
Приходила
коляда накануне Рождества,
Сей, вей,
посевай, с новым годом поздравляй!
Овсень,
овсень ходи по всем!
Открывай двери,
подымай с постели,
Открывай окно,
запускай Рождество!
4) Музыкальное слушание «Ой, Масленая недалечка»
Задание 1: проговорить вслух текст
Творческое задание: после прослушивания, построиться в хоровод, проговорить слова с движениями
Ой
масляная недалечко, ой!
Недалечко
люли, недалечко.
Осталося
ждать три денёчка, ой!
Три
денёчка люли, три денечка.
Ой
масляная любота моя, ой!
Любота
моя люли, люба да моя.
Ой
масляная, это я иду, ой!
Ой,
это я иду люли, это я иду.
Сыр
масло несу, блинов напеку, ой!
Сыр
масло несу, люли, блинов напеку.
Блинов
напеку, гостей созову, ой!
Гостей
созову люли, гостей созову.
Ой
масляная подкургузка, ой!
Подкургузка,
люли, подкургузка.
Проводим
тебя станет грустно, ой!
Станет
грустно люли, станет грустно.
Масленица – игривый праздник. На масленицу веселились от души: катались на тройках с бубенцами, ходили в гости, пекли румяные блины, пели и плясали. В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник - встреча, вторник - заигрыши, среда - лакомка, четверг - широкий четверг, пятница - тещины вечерки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках. Центральными обрядовыми действиями праздника являлись встреча Масленицы и ее проводы, что, очевидно, олицетворяло конец зимы и начало весны
5) Музыкальное слушание «Ой, жаворонки, жаворонушки…»
Задание 1: проговорить вслух текст всем классом
Творческое задание: после прослушивания, построиться в хоровод , проговорить слова с движениями
Принесите по спице!
Принесите по швейке!
Принесите по щеточке!
Тогда утки дуйте в дудки, тараканы – в барабаны.
Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!
Весенние обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера. Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
6) Музыкальное слушание «Березка, березка, завивайся, кудрявая!»
Задание: прослушать песню, определить к какому календарному обряду относится песня
Березка,
березка,
Завивайся,
кудрявая!
К
тебе девки пришли,
К
тебе красны пришли,
Пирога
принесли
Летние праздники – открывались широким праздником Троицы.
На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, отправлялись в лес завивать берёзку. Зелёные святки (Русальная неделя) — славянский народный праздничный комплекс весенне-летнего календарного периода, называемый также по главному дню — Семиком. Завитую и украшенную «берёзку» срубали и носили по деревне. Если «завивали берёзки» в лесу, то к этому присоединялся обряд «кумовства»: девушки попарно целовались между собой через венки и таким образом клялись друг другу в дружбе и любви, они становились «кумами».
7) Музыкальное слушание «Покосная песня»
День Ивана Купалы — кульминация земельного годичного круга — ночь на 25 июля
В этот день принято водить хороводы, прыгать через костер и искать волшебный цветок папоротника. По поверью, в темную ночь, в канун праздника, папоротник цветет. Расцветает он будто бы ровно в полночь. Тому, кому посчастливится увидеть и завладеть цветком папоротника, откроются любые клады, где бы они не были спрятаны. Важное место занимали обряды с водой и поиски папоротника. В это время исполнялись купальские песни. Во время сбора урожая пели житные песни - так называли календарно - обрядовые осенние песни
4.Рефлексия.
К какому календарно–обрядовому циклу относится отрывок?
Ой,
Зимушка-Зима!
Иди
спать, отдыхать!
Весна
Красна!
К
нам приди опять!
Становись
в круг, весь народ!
Гармонист,
грянь хоровод!
С
доброй вестью к вам пришли,
Веселье,
радость принесли!
«Дайте
коровку,
Масляну
головку!
А
дай бог тому,
Кто
в этом дому!
Ему
рожь густа,
Рожь
ужиниста!
Ему
с колоса – осьмина,
Из
зерна ему – коврига,
Из
полузерна – пирог!
Наделил
бы вас господь
И
житьем, и бытьем,
И
богатством,
И
создай вам господь
Еще
лучше того!»
Купалинка, купалинка – темная ночка,
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Темная ночка, а де ж, твоя дочка?
Моя дочка у садочку – ружу, ружу полыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть
Ружу, ружу полыть – белы ручки колыть.
Кветочки рветь, Кветочки рветь,
Вяночки звиваеть, вяночки звиваеть
Вяночки звиваеть, слезки проливаеть
Купалинка, купалинка – темная ночка…
Итоги урока.
Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной бытности. А самое главное – песни охватывают жизнь народа целиком: в её прошлом и настоящем.
Домашнее задание. Сделать ментальную карту к любой песне или выучить на выбор любую календарно-обрядовую песню.
Методический конструктор урока
Класс:5
Тема урока: «Россия наш общий дом»
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Методы: объяснительно – иллюстративный, анализ музыкальных произведений
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Цель: знакомство учащихся с народными музыкальными инструментами
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к освоение музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России.
Эстетическое воспитание
Восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества
Метапредметные
Базовые логические действия
Устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения интонаций, мелодий и ритмов.
Базовые исследовательские действия
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, слухового исследования
Работа с информацией:
Выбирать, анализировать, интерпретировать информацию, представленную в аудио и видео форматах
Предметные результаты
Осознание принципа универсальности всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека. Знать музыку своего родного края, народа, характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины
Оборудование: музыкальные шумовые инструменты (компьютер, карточки, наглядные пособия)
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности У каждого человека есть своя Родина. Родина ассоциируется у нас с домом, родителями, друзьями, школой. Но когда звучат русские народные песни, у нас это тоже вызывает определенные эмоции. Сегодня у нас есть с вами уникальная возможность проникнуться к истокам народной музыки. 2. Актуализация знаний. Россия…
какое красивое слово! А) Задание: блиц - турнир по пройденным темам: 1. Какойновый вид транспорта изобрёл Емеля? 2.. Какой народный персонаж живёт в болотистой местности из произведения А. Лядова? 3. Какие народные инструменты использовал в симфонической картине А. Лядов? 4. Какой знаменитый русский композитор использовал в симфонии мотив р.н.п. «Во поле береза стояла»? 5. Какие обрядовые песни использовались для «задабривания» гостей? 6. Какой кулинарный продукт использовали на Руси в качестве жертвоприношения? Б) Проблемная ситуация: У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, Национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни. Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. Можете ли вы сказать, какие песни передавались вашими предками и сохранились ли они в вашей семье? Тема урока: «Россия наш общий дом» Цель урока: знакомство учащихся с композиторами, которые использовали народные песни в своем творчестве, композиторская и народная музыка 3.Основной этап урока. Задание: прочитать текст, выделить главные смысловые понятия Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен. Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский. Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. 2) Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими? О чем мы узнаем в народных песнях? Какие жанры народных песен вам известны? 3) Музыкальная викторина Задание: прослушать произведение и отгадать автора произведения и его название С. Прокофьев. Кантата « Александр Невский». Хор «Вставайте люди русские» А. Бородин симфония № 2 «Богатырская» М. Глинка опера «Иван Сусанин», хор «Славься» Д. Шостакович симфония № 7 «Ленинградская» 4) Музыкальный конкурс «Угадай мелодию» Ученикам
предлагаются емлодии изевстных песен.
Каждый участник начинает свое
выступление: « Я угадаю эту мелодию»
с ….нот. Кто меньше всего выберет нот,
тот и угадывает. Послушайте словесную
подсказку. Для прослушивания
предлагаются песни: б) Г. Струве«Моя Россия» в) И. Матвенко « От чего так в России березы шумят» д) Д. Тухманов « Родина моя» е)Д. Кабалевский «Наш край» Эти песни можно назвать народными или композиторскими? Что общего между этими песнями? Любовь к Родине, сопереживание со всем народом, вот, что объединяет эти песни. Основной лейтмотив в симфонии № 4 П.И. Чайковский использовал русскую народную песню « Во поле береза стояла» 5) Музыкальное слушание. Симфония № 4 П.И. Чайковский Задание: запишите сколько раз вы услышали тему р.н.п « Во поле береза стояла» Россия-это огромная страна, но у каждого человека есть родной уголок, край, где он родился, дом, где он живет. Наш край, наш уголок как называется? (Республика Мордовия). Республика Мордовия-это часть России, которая богата талантливыми людьми, своими традициями, и, конечно же, песнями. Вот такие замечательные песни пишут наши композиторы: А.А. Нестеров, Г.Г. Вдовин, Г.И. Сураев-Королёв, Н.В. Кошелева С.Я. Терханов и др.(показ портретов). 4. Итоги урока. Какую музыку мы называем композиторской, а какую народной? Что объединяет и композиторскую и народную музыку? Назовите композиторов – классиков, которые использовали народный фольклор в своих произведениях. 5. Домашнее задание. Подготовить сообщение о композиторах, которые использовали народный фольклор для написания опер
|
|
Словарь терминов и понятий
Фольклор - это один из видов народного творчества, выражающийся в виде сказок, музыкальных произведений, частушек.
Народная песня - музыкально - поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Обрядовый фольклор - это песни, танцы, различные действия, которые исполняются во время обрядов.
Обряд - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человеческого коллектива.
Народная песня - музыкально-поэтический жанр фольклора, наиболее распространённый вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества.
Народная песня отражает характер народа, его традиции, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания и музыкального языка. В некоторых видах народной музыки она существует в единстве с танцем, игрой, инструментальной музыкой, словесным фольклором, народным театром
Композиторская песня - это профессиональное вокально-инструментальное сочинение.
Романс (фр. romance) - многозначный музыкальный и литературный термин; в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Вокальная музыка - это вид пения, исполняемый одним или несколькими певцами либо с инструментальным сопровождением, либо без инструментального сопровождения (a cappella), в котором пение обеспечивает основной акцент произведения.
Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерного, духового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса.
Концерт - публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных номеров по определенной, заранее составленной программе
Русская народная песня - фольклорное произведение, которое сохраняется в народной памяти и передаётся в устной форме, продукт коллективного устного творчества русского народа.
Чаще всего у народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен, но известны и народные песни литературного происхождения.
Приложение
Список литературы
Алдошина М.И. Эстетическое воспитание средствами народного искусства. М.: Музыка, 2005.
Асафьев Б. Русская музыка XIX начала XX века. М.: Музыка. 1973г.
Башмакова Т.В. Первые шаги к народному творчеству. Саяногорск, 2006.
Белорусец И. Музыка и фольклор. М.: Советская музыка, 1971.
Варганова В.В. Русские народные песни. М.: Музгиз, 1988.
Народное музыкальное творчество.- СПБ.: Музгиз, 2012.
Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция - М.: Музыка, 1997.
Интернет - источники
1. http://nsportal.ru/ap/library/muzykalnoe-tvorchestvo
2. http://www.reffine.com/referatshow
5. https://infourok.ru/plan-konspekt-po-muzyke-na-temu-moya-rossiya-5-klass-5226916.html
6. https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/04/22/konspekt-uroka-rodimaya-moya-rossiyskaya-zemlya
7. https://www.referat911.ru/Muzyka/znachenie-russkoj-narodnoj-pesni/420402-2974194-place4.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абдыкадырова Наталья Викторовна
→ Публикатор 21.11.2022 0 2790 4 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы