Конспект урока химии "Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение"; 8 класс


конспект урока по химии. 8 класс.


 


 

Тема: Водород, его общая ХАРАКТЕРИСТИКА, НАХОЖДЕНИЕ в природе и ПОЛУЧЕНИЕ. СВОЙСТВА И применение водорода.


 


 


 

Автор: Эльсанова малика хасановна,

учитель химии, мбоу «сош 54 им.хасана кааева»,г.грозный


 

19.12.2021Г.


 


 


 


 


 


 


 


 

Тема: Водород, его общая ХАРАКТЕРИСТИКА, НАХОЖДЕНИЕ в природе и ПОЛУЧЕНИЕ. СВОЙСТВА И применение водорода.

УМК: Г.Е.РУДЗИТИС,Ф.Г. ФЕЛЬДМАН, мОСКВА, «пРОСВЕЩЕНИЕ»,2018 Г.

Цель: сформировать знания у учащихся о водороде как химическом элементе, так и простом веществе.

Задачи: 

  • Обучающие: дать представление учащимся о водороде; закрепить умения применять полученные знания при объяснении новых фактов; продолжить формирование умения составлять формулы веществ, уравнения реакций на основании знания степени окисления элементов.

  • Развивающие: развивать мышление учащихся (используя при этом банк заданий по функциональной грамотности), умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, осуществлять самоконтроль; формировать общеучебные умения и навыки.

  • Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).

Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.

Реактивы. Аппарат Киппа, ГРАНУЛЫ цинкА, соляная кислота

Оборудование. Раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, медиапроектор; спиртовка, спички, пробирки, лабораторные штативы, кристаллизатор.

Ход урока

I. Мотивация. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, сегодняшний урок я предлагаю начать с загадок.


 

Загадки 

Гость из космоса пришёл,
В воде приют себе нашёл.


 

Первый я на белом свете:
Во Вселенной, на планете,
Превращаюсь в лёгкий гелий,
Зажигаю солнце в небе.


 

Я, газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.

Ученик: Водород.

II. Целеполагание (учащиеся ставят цели)


 

III.Содержание:

- Немалое место этот химический элемент занимает и на Земле, ведь вместе с кислородом он входит в состав воды, а само его название «водород» происходит от двух древнегреческих слов: «вода» и «рожаю». Помимо воды водород присутствует в большинстве органических веществ и клеток, без него, как и без кислорода, была бы немыслима сама Жизнь.

История открытия водорода

Первым среди ученых водород заметил еще великий алхимик и лекарь средневековья Теофраст Парацельс. Правда отделить этот газ от воздуха так и не удалось.

Только спустя полтора века после Парацельса французскому химику Лемери таки удалось отделить водород от воздуха и доказать его горючесть. Правда Лемери так и не понял, что полученный им газ является чистым водородом. Параллельно подобными химическими опытами занимался и русский ученый Ломоносов, но настоящий прорыв в исследовании водорода был сделан английским химиком Генри Кавендишом, которого по праву считают первооткрывателем водор

В 1766 году Кавендишу удалось получить чистый водород, который он называл «горючим воздухом». Еще через 20 лет талантливый французский химик Антуан Лавуазье смог синтезировать воду и выделить из нее этот самый «горючий воздух» – водород. И к слову именно Лавуазье предложил водороду его название – «Hydrogenium», он же «водород».


 

Антуан Лавуазье со своей женой, помогавшей ему проводить химические опыты, в том числе и по синтезу водорода.

Положение водорода в таблице Менделеева

В таблице Менделеева водород занимает почетное первое место.

 

Помимо этого водород имеет такие характеристики:

  • Атомная масса водорода составляет 1,00795.

  • У водорода в наличии три изотопа, каждый из которых обладает индивидуальными свойствами.

  • Водород – легкий элемент имеющий малую плотность.

  • Водород обладает восстановительными и окислительными свойствами.

  •  

Строение молекулы водорода

Водород это газ, молекула его состоит из двух атомов.

 

Так схематически выглядит молекула водорода.

Молекулярный водород, образованный из таких вот двухатомных молекул взрывается при поднесенной горящей спичке. Молекула водорода при взрыве распадается на атомы, которые превращаются в ядра гели. 

Физические свойства водорода

У водорода в наличие следующие физические свойства:

- Температура кипения водорода составляет 252,76 °C;

- При температуре 259,14 °C он уже начинает плавиться.

- В воде водород растворяется слабо.

- Чистый водород – весьма опасное взрывчатое и горючее вещество.

- Водород легче воздуха в 14,5 раз.

Химические свойства водорода

Водород взаимодействуют с активными (обычно щелочными и щелочноземельными) металлами, результатом этих взаимодействий является образование гидридов – солеподобных соединений. Впрочем, гидриды образуются и при реакциях водорода с малоактивными металлами.


 

Способы получения водорода

В промышленности:

- вода

- природный газ(метан)

В лаборатории водород:

- при гидролизе гидридов металлов,

- при реакции с водой щелочных и щелочноземельных металлов,

- при взаимодействии разбавленных кислот с активными металлами.

 

Демонстрация опыта (получение водорода Zn+2HCl=ZnCl2+HCl, методом вытеснения воздуха )

Повторение правил ТБ

Применение водорода

Так как водород в 14 раз легче воздуха, то в былые времена им начиняли воздушные шары и дирижабли. Но после серии катастроф произошедших с дирижаблями конструкторам пришлось искать водороду замену (напомним, чистый водород – взрывоопасное вещество, и малейшей искры было достаточно, чтобы случился взрыв).

 

Взрыв дирижабля Гинденбург в 1937 году, причиной взрыва как раз и стало воспламенение водорода (вследствие короткого замыкания), на котором летал этот огромный дирижабль.

Поэтому для подобных летательных аппаратов вместо водорода стали использовать гелий, который также легче воздуха, получение гелия более трудоемкое, зато он не такой взрывоопасный как водород.

Тем не менее, водород весьма хорошо зарекомендовал себя в качестве одного из компонентов ракетного топлива. А автомобили, работающие на водородном топливе более экологичнее своих дизельных и бензиновых собратьев.

Также с помощью водорода производится очистка различных видов топлива, в особенности на основе нефти и нефтепродуктов.

 

 

Закрепление знаний

Ученики составляют кластер ,используя знания полученные на уроке и параграф 28., а также, тест на стр.96

 

Скелет кластера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические свойства

 

 

 

Адрес в ПСХЭ

H2

 

 

 

Применение

Получение

Химические свойства

 

 


 


 


 


 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

тест ,стр.96 учебник 8 кл., Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман(демонстрируется на слайде)


 


 


 


 

Рефлексия.

Закончите фразу

- Я узнал ……..

- Я затрудняюсь ………

- Урок дал мне для жизни …….

- Я смог ………


 

Домашнее задание: параграф 28, упр.4-5, стр.96

Используя электронное приложение к учебнику (ξ28) к учебнику, прочитайте биографии Генри Кавендиша и Теофраста Парацельса. Просмотрите видеофрагменты к данному параграфу.

Подведение итогов урока, выставление оценок


Полный текст материала Конспект урока химии "Водород, его общая характеристика, нахождение в природе и получение"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Эльсанова Малика Хасановна  Публикатор
19.12.2021 0 3786 223

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК