Статья "Цикл занятий с элементами экспериментирования "Песочный город"


ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «ПЕСОЧНЫЙ ГОРОД».

 

Шульгина Екатерина Николаевна,

воспитатель

МАДОУ «Радость»

город Нижний Тагил, Свердловской области

 

Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Это время «почемучек». Все ребенку интересно в этом мире: «Почему трава зеленая? Почему летают птицы? Откуда встает солнце? Есть ли жизнь на Луне? и т.д.» Задавая вопросы, ребенок познает мир, стремиться к получению новых знаний, сведений, проявляется у ребенка пытливость мысли, любознательность.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательной активности и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» предполагает организацию использования экспериментов и опытов для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира.

Одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствующего умственному развитию дошкольников, является игра. Она даёт возможность ребенку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов дошкольников, сделать ее более эффективной.

Ребенок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, любознателен, эмоционален. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста возможно через реализацию исследовательской деятельности.

Экспериментирование как особая форма исследовательской деятельности является наиболее интересной, увлекательной и оптимальной для детей младшего дошкольного возраста.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей, мной было выбрано проведение игровых занятий с проведением элементарных опытов и экспериментов. Их особенность заключается в том, что в характере решаемых задач: они неизвестны только детям и в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. А также в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. С помощью данных опытов дети могли установить причины тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Мною был составлен и реализован цикл игровых занятий по элементарному экспериментированию «Песочный город». Данные занятия проводились в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с песком. Опыты с песком – это знакомство детей с неживой природой, начало экологического воспитания. Опыт должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, педагог не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Цель – познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка.  Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: помочь детям познакомиться с миром неживой природы; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; обогащать чувственный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук; воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.

Мною было разработано календарно-тематическое планирование занятий по элементарному экспериментированию (табл. 1).

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

Период

Тема

Цель

1 неделя июня

«Почему не получился куличик»

Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики.

2 неделя июня

«Делаем дорожки и узоры из песка»

Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет.

3 неделя июня

«Песок и земля»

Ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая).

4 неделя июня

«Определение цвета»

Ознакомление со свойством песка (цвет).

1 неделя июля

«Из чего состоит песок»

Ознакомление со свойствами песка.

2 неделя июля

«Движение песка».

Ознакомление со свойствами песка.

3 неделя июля

«Теплый - холодный»

Учить детей чувствовать руками разную температуру песка.

4 неделя июля

«Как отделить песок?»

Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Стимулировать желание трудиться, оказывать помощь.

1 неделя августа

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей;

Развить общения детей и родителей.

2 неделя августа

3 неделя августа

4 неделя августа

 

В результате проведенного комплекса занятий расширила и углубила знания и представления дошкольников об окружающем мире, сумела развить познавательные умения через экспериментальную деятельность, где дети научились проводить простейшие опыты с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Сформировала стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 –61с.

  2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.

  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 119с.

Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – АРКТИ, 2008. – 64 с.

 

 


Полный текст материала Статья "Цикл занятий с элементами экспериментирования "Песочный город" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шульгина Екатерина Николаевна  Публикатор
27.07.2022 0 912 72

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК