Статья "Цикл занятий с элементами экспериментирования "Песочный город"
ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ «ПЕСОЧНЫЙ ГОРОД».
Шульгина Екатерина Николаевна,
воспитатель
МАДОУ «Радость»
город Нижний Тагил, Свердловской области
Дошкольный возраст - время активного познания окружающего мира. Это время «почемучек». Все ребенку интересно в этом мире: «Почему трава зеленая? Почему летают птицы? Откуда встает солнце? Есть ли жизнь на Луне? и т.д.» Задавая вопросы, ребенок познает мир, стремиться к получению новых знаний, сведений, проявляется у ребенка пытливость мысли, любознательность.
Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательной активности и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, а образовательная область «Познавательное развитие» предполагает организацию использования экспериментов и опытов для формирования первичных представлений об объектах окружающего мира.
Одним из наиболее продуктивных средств формирования познавательного интереса, способствующего умственному развитию дошкольников, является игра. Она даёт возможность ребенку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях, она является. Правильное включение игр в процесс развития, помогает скорректировать работу по формированию познавательных интересов дошкольников, сделать ее более эффективной.
Ребенок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, любознателен, эмоционален. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста возможно через реализацию исследовательской деятельности.
Экспериментирование как особая форма исследовательской деятельности является наиболее интересной, увлекательной и оптимальной для детей младшего дошкольного возраста.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей, мной было выбрано проведение игровых занятий с проведением элементарных опытов и экспериментов. Их особенность заключается в том, что в характере решаемых задач: они неизвестны только детям и в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. А также в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. С помощью данных опытов дети могли установить причины тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Мною был составлен и реализован цикл игровых занятий по элементарному экспериментированию «Песочный город». Данные занятия проводились в летний период. Лето – самое хорошее время года для проведения опытов с песком. Опыты с песком – это знакомство детей с неживой природой, начало экологического воспитания. Опыт должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, педагог не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Цель – познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать представления о свойствах песка. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи: помочь детям познакомиться с миром неживой природы; способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; обогащать чувственный опыт ребенка, развивать мелкую моторику рук; воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
Мною было разработано календарно-тематическое планирование занятий по элементарному экспериментированию (табл. 1).
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
Период |
Тема |
Цель |
1 неделя июня |
«Почему не получился куличик» |
Ознакомление со свойствами песка: песок сухой, сыпучий; из него нельзя построить куличики. Песок влажный: не сыпучий, из него можно построить куличики. |
2 неделя июня |
«Делаем дорожки и узоры из песка» |
Продолжать знакомить со свойствами песка: из сухого можно нарисовать любой узор. Из мокрого – нет. |
3 неделя июня |
«Песок и земля» |
Ознакомление со свойствами песка (рыхлый) и земля (сухая, твёрдая). |
4 неделя июня |
«Определение цвета» |
Ознакомление со свойством песка (цвет). |
1 неделя июля |
«Из чего состоит песок» |
Ознакомление со свойствами песка. |
2 неделя июля |
«Движение песка». |
Ознакомление со свойствами песка. |
3 неделя июля |
Учить детей чувствовать руками разную температуру песка. |
|
4 неделя июля |
«Как отделить песок?» |
Развивать общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Стимулировать желание трудиться, оказывать помощь. |
1 неделя августа |
«Игры с песком» |
Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей; Развить общения детей и родителей. |
2 неделя августа |
||
3 неделя августа |
||
4 неделя августа |
В результате проведенного комплекса занятий расширила и углубила знания и представления дошкольников об окружающем мире, сумела развить познавательные умения через экспериментальную деятельность, где дети научились проводить простейшие опыты с объектами неживой природы и делать простейшие выводы. Сформировала стремление сохранять и оберегать природный и рукотворный мир.
Литература:
-
Дыбина О. В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2007 –61с.
-
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М: ТЦ Сфера, 2007. – 56 с.
-
Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб: Детство-Пресс, 2011. – 119с.
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – 3-е издание, исправленное и дополненное. – АРКТИ, 2008. – 64 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шульгина Екатерина Николаевна
→ Публикатор 27.07.2022 0 912 72 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.