Конспект урока биологии "Дыхание. Газообмен в легких и тканях"; 8 класс


Методическаяразработкаурокасприменениемцифровогооборудованияцентра

«Точкароста»

Биология8 класс«Дыхание.Газообменвлегкихитканях»

Учитель биологиивысшей квалификационной категорииМКОУБольшевистской СОШ

села Сарапулка Мошковского районаАлтуховаТатьянаАлександровна

Цель: Образовательная-Создать условия для осознания и осмысления нового учебногоматериала средствами системы вопросов и заданий уровневого характера для организациисамостоятельнойпознавательной деятельностиучащихся.

Развивающие- развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать,делать вывод.

Воспитательные:воспитыватькультуруречи,интерескпредмету,умениевзаимодействовать вгруппах.

Планируемыерезультаты:

Предметные:учащиесяпродолжатизучениефункцийдыхательнойсистемы.

Метапредметные:учащиесяразвиваютуменияпроводитьнаблюдения,фиксироватьрезультатыи наихоснованииделатьвыводы.

Личностные:уучащихсяформируютсяэлементыкоммуникативнойкомпетентностивобщенииисотрудничествесодноклассникамивпроцессеобразовательнойдеятельности.

Основныепонятияурока:газообмен,вдох,выдох,межреберныемышцы,диафрагма,жизненнаяёмкостьлегких.

Деятельность учащихся: работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничествособучающимися класса,работавгруппе,выполнениелабораторнойработы.

Типурока:комбинированный

Формыиметодыработы:фронтальная,групповая,индивидуальная;беседа,частично-поисковыйметод,беседа, составлениемоделейпобегаилисторасположения.

Применениепедагогическихтехнологий:-Проблемнопоисковые;-Информационно

  • коммуникативные;

Оборудование:телевизор,ноутбук,цифроваялабораториявобластинейротехнологий

«ZARNIZA»,практикумпобиологии,карточки-задания,презентациякуроку,учебник,тетрадь,тесты, карта оценкидеятельности,презентация.

Учебноепособие:СонинН.И.,СапинМ.Р.Биология:Человек.8класс-М.:Дрофа

Ходурока.


Ходурока



Этапурока

Деятельность учителя

Деятельностьучащихся

1

Организационныйэтап

Приветствиеучеников.Организоватьконтрольначалаработы,обеспечитьинтеллектуальныйиэмоциональныйнастройучениковна урок.

Обратитевнимание,наурокемыбудемиспользоватькомпьютерноеоборудованиеипроводить

Стоя приветствоватьучителя. Настроитьсяна восприятиеучебногоматериала.



демонстрационныйопыт,поэтомунеобходимособлюдать технику безопасности. Сегодня на урокемыбудемработатьгруппой.

Чтобымысумелииспользоватьуроксмаксимальнойэффективностью. Предлагаю выполнить упражнениедляразминки.Возьмитекарандаш,зажмитеегомежду ладонями и энергично покрутите его. Вот втаком же темпе мы и будем сегодня работать. Итак,начали.Слайд 1





Выполняютзадание

2

Проверкадомашнегозадания

На прошлом уроке мы с вами изучали строение ифункцииоргановдыхательнойсистемычеловека.Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовыливыктому,чтобыдвигатьсяпопутипознанияэтойважнойдля человекасистемыорганов.

Проводитсяпроверочнаяработа.


Уучащихсянастолахлежатиндивидуальныекарточкии чистыелисты.


На листе бумаги напишите число и свою фамилию,номеркарточки.Пронумеруйтеответы-5пунктов.Внимание,начали


Закончилиработу.


Карточка 1.Проверочная работа1.Внейочищается, увлажняетсяисогреваетсявоздух?

  1. Внейнаходятсяголосовыесвязкииголосоваящель?

  2. Трубка,состоящаяизхрящевыхполуколец?4.Онзакрываетвходвгортаньприглотании?

5.Составьтеформулыоксидов:оксидауглерода(IV)иоксида углерода(II)

Ответы:1-носовая полость; 2-гортань; 3-трахея; 4-надгортанник;5-СO2иCO







Работа по карточкам(индивидуально)



Выполняютзадание

3

Мотивационныйэтап

Послушайте притчуОднажды все жизненные силычеловека заспорили о том, кто из них главнее ирешили: «Тот из нас будет главным, после чьегоухода, тело человека окажется в наихудшемположении»

Ушло зрение, человек страдал, но выжил, и зрениевернулось кнему.

Ушелслух, человекстрадал,новыжил,ислухвернулсякнему.

Ушел разум, человек перестал понимать, чтопроисходит вокруг, но все-таки выжил, и разумвернулсякнему.

Ушло дыхание, и, подобно тому как конь вырываетколышки,ккоторымпривязаныегоноги, таконо





вырвало и все другие жизненные силы из тела.Счего начинается нашажизнь?

Спервоговдоха.

Учитель:Каковозначениедыхания?


  • Скажите, пожалуйста, какую большую тему мы свамисейчасизучаем?

  • Как вы думаете, для чего ее нужно изучать?Теперь, что вы знаете о строении и функцияхоргановдыхания,каквы думаете

  • какихзнанийвамнехватаетдляполнотыкартины?

  • Чеговынезнаете?

Вкакомпроцессе участвуюторганыдыхания?



Ответы учащихся:Обмен газов междуклеткамииокружающейсредой



Ответыучащихся:

  • Дыхательнуюсистему.

  • Чтобы знать изкакихоргановонасостоит, как онаработает, что нужноделать, чтобыдыхательная системаработабезсбоев.

4

Определениетемыурока.Целеполагание

  • Скажите,пожалуйста,какуюбольшуютемумысвамисейчасизучаем?


  • Каквыдумаете,для чегоеенужноизучать?


Теперь,когдавызнаетеостроенииифункцияхоргановдыхания,каквы думаете

  • какихзнанийвамнехватаетдляполнотыкартины?

  • Чеговынезнаете?

Вкакомпроцессе участвуюторганыдыхания?


  • О чём мы будем говорить на уроке? Итак, каковажетеманашегоурока?

Ответыучащихся:

  • Дыхательнуюсистему.

  • Чтобы знать изкакихоргановонасостоит, как онаработает, что нужноделать, чтобыдыхательная системаработабезсбоев.

  • Мы не знаем, какпроисходит процессдыхания и как онрегулируется

  • Опроцесседыхания




Теманашегоурока:Дыхание.ГазообменвлегкихитканяхОткройтеучебникнастр. 164

-Чтонамнужноизучитьпоэтойтеме?Сегоднямыузнаем:

  1. Какпроисходитвдох ивыдох?

  2. Какие мышцы принимают участие в движениигруднойклетки?

  3. Какой состав имеет вдыхаемый и выдыхаемыйвоздух?


Открываемстр.164учебника

-как происходитпроцессдыхания

/дыхательныедвижения/

4

Изучениеновогоматериала

-Прикакихфизическихдействияхвоздухпопадаетвлёгкие?

-Привдохеивыдохе,чтопроисходитсорганизмом?

Ответыучащихся

-вдох/выдох

-поступает О2 ивыделяетсяСО2



Какназываетсяэтотпроцесс?

-газообмен




-Априкакомусловиигазообменворганизмевозможен?



Проблемныйвопрос:

Вашему вниманию хочу представить спор двухлюдей. Как известно, в споре рождается истина. Авы решите, кто же прав. ( При решении этоговопроса можете пользоваться текстом учебника)Поспорили два человека. Один утверждал, чтолегкиерасширяютсяипоэтомувних входитвоздух,другой - что воздух входит в легкие и поэтому онирасширяются.Кто прав?


Ответ:в стенках легких нет собственных мышц,поэтому при совершении вдоха и выдоха онипассивно следуют за грудной клеткой. Во времявыдоха легкие не спадаются из-за присутствияспециальноговеществасурфактанта,крометоговлегких всегда остается резервное количествовоздуха.

(Если речь идет о естественном дыхании - правпервый:механизмдыханиявсасывающий.Еслиречьоб искусственном дыхании - прав второй, так какмеханизмвэтомслучае нагнетательный).

Диафрагма – это мышечная перегородка, котораяразделяет грудную и брюшную полость. При вдохеона опускается на 3 – 4 см, увеличивая объемгрудной клетки на 1000 – 1200 мл. Такжепроисходит сокращение межреберных мышц,которые приподнимают легкие, увеличивая ихобъем. А теперь давайте посмотримВидеосюжетодыхательныхдвижениях.Слайд2

Задание.Давайте отразим процесс вдоха и выдоха втаблице. У вас на столе есть рабочий лист 1. Нужнозаполнитьпробелы.

Приэтомбудемиспользоватьтекстучебникаирис.настр. 166

(таблица в виде рабочего листа выдается детям вначалеурока)

Проверкатаблицы 3минуты.Слайд3

-приусловиипостояннойсменывоздухавлегких


СлушаютучителяОтветыучащихся
















Просмотручащимисявидеосюжеты








Пользуясьматериалом учебника,заполняютпропущенные слова.Поистечениивремени проверяютзадание.


Дыхатель

ные

движения

Состояние

дыхательныхмышц

Состояние

диафрагмы

Состояниелегких

Вдох

Наружные

межреберныемышцысокращаются иподнимаютребра

Диафрагма

сокращается истановитсяплоской

  • груднаяклетка

увеличивается

-легкиерасширяются

-давление в легкихстановитсянижеатмосферного

  • воздухустремляется влегкие






Выдох

Внутренниемежреберныемышцысокращаются иопускаютребра

Диафрагмарасслабляетсяистановитсявыпуклой

  • ребраопускаются

-груднаяполостьвозвращаетсявисходноеположение

-объемлегкихуменьшается

  • давление влегкихувеличивается

-воздухвыталкиваетсяизлегких

наружу












Выполнениефизминутки.


Выполняютзаданиеипроверяютправильностьвыполнения



Слушаютучителяирассказодноклассника помоделиДондерса


Выполнениезадания










Работасосправочнымматериалом





Пользуясьматериалом заполнимпропущенные слова втаблице. Поистечении временипроверяютзадание

ДыхательнаяфизминуткаСлайд4

  • Я прочитаю вам методику восстановлениядыхания,выпрослушаете, азатеммывместе еёвыполним.Самонаблюдение.

Положите ладонь на живот. Сделайте активный вдохтак, чтобы ваша грудь не поднималась, а животнадулся как шарик (рука фиксирует). Затем делаеммедленный выдох, который должен быть в 4 разамедленнее,чемвдох.Повторите 2-3 раза.

Задание:Сделайте необходимые обозначения намодели Дондерса(работасослайдом)(Слайд5)

Задание:Какой же путь проходят газы ворганизме?(Слайд 6)

Расположитевправильнойпоследовательности.Перечисленныенижепроцессы:

  • поступлениевоздухавлегкие

  • удалениевоздухаизлегких

-переноскровьюуглекислогогазаоттканивлегкие

-переноскровьюкислородаотлегких ктканям

-диффузия кислорода в капилляры, расположенныевлегких


Проверяемправильностьрасположенияпроцессов

-поступлениевоздухавлегкие;

  • диффузия кислорода в капилляры, расположенныевлегких;

  • переноскровьюкислородаотлегких ктканям;

  • перенос кровью углекислого газа от ткани влегкие;

  • удалениевоздухаизлегких. (Слайд7)


Ребята,мыдышиматмосфернымвоздухом,авоздухкоторый мы выдыхаем отличается по химическомусоставуот атмосферного.


У вас на столе есть рабочий лист 2. Пользуясьсправочным материалом в виде текста, заполнитепредлагаемуютаблицу.


Воздух Содержаниегазовв%










Кислород-О2

Углекислыйгаз-

СО2

Азот-N2

Водяныепары



Вдыхае

мый

21

0.03

79

есть


Выдых аемый

16

4

79

становится

больше



  • какогогазабольшевсегововдыхаемомвоздухе?

-количествокакогогаза уменьшаетсяввыдыхаемомвоздухе?

-количествокакогогазаостаетсянеизменным?

  • содержаниекакогогазаувеличиваетсяввыдыхаемомвоздухе?



Ответыучащихся:

-азота

-кислорода

-азота

-углекислогогаза

Проведениедемонстрационногоопыта:

«Обнаружение углекислого газа в выдыхаемомвоздухе» ( к доске приглашается ученик дляпроведения опыта). Мы посмотрели с вамиэксперимент, а сейчас запишем уравнениехимической реакции по обнаружению углекислогогазавтетрадь(слайд).Са(ОН)2+СО2=СаСО3+Н2ОЗадание:

- какие из всех предложенных веществ являютсяоксидами

Лабораторнаяработа

«определениечастотыдыханияифизическаянагрузка»



Отвечаютнавопросзадания:

СО2,Н2О

Оформляют втетрадяхлабораторнуюработу

5

Закреплениеизученногоматериала


Подведемитогинашегоурока.(Слайд8,9,10)


  1. Привдохе:

А.Межреберныемышцыидиафрагмаподнимаются,объемгрудной клеткинеизменяется

Б. Межреберные мышцы и диафрагма опускаются,объемгрудной клеткиуменьшается.

В.Межреберныемышцыподнимаются,диафрагмаопускается,объемгруднойклетки увеличивается.


  1. Привыдохе:

А.Объем грудной клетки не изменяется, амежреберные мышцы и диафрагма расслабляютсяБ. . Объем грудной клетки уменьшается, амежреберные мышцы расслабляются, диафрагмаподнимается

В. Объем грудной клетки увеличивается, легкиесдавливаются.


  1. Во выдыхаемом воздухесодержание какогогазаизменяется?


Отвечают на тестовыезадания сигнальнымикартами



А. Углекислого газаБ.Кислорода

В.А+Б


6

Домашнеезадание

Изучитьстр.164-168,отв.навопрос1ПРЕЗЕНТАЦИИнавыборпотемам:

  1. Действиеникотинанаорганыдыхания

  2. Борьбаспылью

  3. Болезнидыхательнойсистемы

  4. Перваяпомощьутопающему

  5. Перваяпомощьприэлектротравмах

  6. Клиническаяибиологическаясмерть

  7. Влияниеокружающейсредынадыхание

Записываютдомашнеезадание

7

Итогиурока.Рефлексия

Мы прошли интересный путь. Вы показали себяхорошими, наблюдательными экспериментаторами,способныенетолькоподмечатьвокруг себяновоеиинтересное, но и самостоятельно проводитьисследования.(Слайд 11)

-Какиезатруднения увасвозниклинауроке?

-Чтоновоговыузнали?

-Чтобылоинтересно?

-Чемунаучились?

Просит заполнить карту оценки деятельности науроке и поставить самооценку в виде отметки покритериям,выведенныенаэкран.

Ответилилимынавопросы,поставленныевначалеурока?

(1.Какпроисходитвдох ивыдох?

  1. Какие мышцы принимают участие в движениегруднойклетки?

  2. Какой состав имеет вдыхаемый и выдыхаемыйвоздух?)


Оценисвоюработунауроке.

«5»- выполнилвседанныемнезадания.

«4»- выполнилвсезадания,ноиногдаошибался

«3»- частоошибался,выполнилтолькополовину.

«2»-ничегонесмогвыполнитьправильно.Спасибовсемзаурок. Молодцы!

Отвечаютнавопросы















Проводятсамооценку



Лабораторнаяработа«Определениечастотыдыхания»


Цельработы.Изучить,как изменяетсячастотадыханиядоипослефизическойнагрузки

Задачиработы

    1. Определить частоту дыхательных движений в минуту у товарища в спокойномсостоянии

    2. Определить частоту дыхательных движений в минуту у товарища послефизическихнагрузок

    3. Сделать вывод, как изменяется частота дыхания в зависимости от физическогосостоянияутоварища(до ипосленагрузки).

Оборудованиеиматериалы

  1. Цифроваялабораториявобластинейротехники.Практикумпобиологии»

    • Сенсормеханическихколебанийгруднойклетки

    • Центральныймодуль

    • Кабельдляпоключенияцентральногомодуля

  2. ПКсОСWindowsиустановленнойпрограммой


Ход работы1).Сборкаэкспериментальнойустановки

Подключите сенсор механических колебаний грудной клетки к компьютеру как показанонарисунке1.

Рисунок1


  1. Проверкаэкспериментальнойустановки


  1. ЗапуститеПО BitrohicsStudio

  2. Расположитесенсормеханическихколебанийгруднойклеткинастолекакнарис.2


Рисунок2


  1. Перейдитенавкладку «Дыхание»изапуститезаписьсигнала,нажавнакнопку

«Подключитьпорт»,выувидитесигналследующеговида(рис.3)


Рисунок3

  1. Ходэкспериментаизаписьрезультатов


  1. Лабораторную проводим в паре. Нажмите на кнопку «Подключить порт». Запишитесигнал колебаний грудной клетки в состоянии покоя. Подсчитайте количество ударов за60 с. Подсчитайте количество дыхательных циклов (вдохов, выдохов) за 60 с. Заполнитетаблицу.

Таблица.Изменениечастотыдыханиядоипосле физическойнагрузки


Частота дыханиявпокое, мин.

Эксперимент1

Эксперимент2

Эксперимент3

Среднеезначение





Частота дыханияпосле физическойнагрузки,мин.

За1-ю

минуту

За2-ю минуту

За3-ю минуту

Среднее

значение







  1. Далее предложите испытуемому выполнить 20 приседаний в быстром темпе за 60 сЗапервую, вторуюитретьюминуту.Подсчитайтесреднеезначение.Данныевнеситевтаблицу.

  2. По результатам эксперимента сделайте вывод, как частота дыхания изменяется поддействиемфизическойнагрузки


Литература



  1. Анисимова В.С., Брунов Е.П., Реброва Л.В.Самостоятельные работы учащихся поанатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. – М.: Просвещение,1987.

  2. Контрольно-измерительныематериалы.Биология8класс.М.:ВАКО,2019

  3. Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития универсальных учебныхдействий//справочникзаместителя.


Полный текст материала Конспект урока биологии "Дыхание. Газообмен в легких и тканях"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алтухова Татьяна Александровна  Публикатор
17.01.2024 0 516 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК