Как мотивировать учеников на успехи и хорошее поведение? Три приёма, которые стоит использовать чаще
В этой статье я напишу несколько стратегий или приемов, которые по отдельности или вместе, но помогут детям не сходить с дистанции, а продолжить занятия, даже если не получается или хочется отвлечься. Более подробно о них вы можете прочитать в книге Келли Макгоникал «Сила воли», которую, кстати, я рекомендую прочитать всем взрослым и подросткам.
Польза групповой работы — и не только на уроке
Замечали ли вы, что в компании мы едим больше, чем в одиночку, а в магазине тратим больше, если ходим с друзьями, легче расстаемся с деньгами на отдыхе, если отдыхаем компанией? Или, если пообщался с унылым человеком, то и сам приунываем, со злым и раздражительным — раздражаемся? Или поговорили с человеком-зажигалкой, который всегда на позитиве и энергия из него так и идет, и тоже заражались этой энергией? Пожалуй, стандартные ситуации, с которыми сталкивались все. Этот эффект называется эмоциональное заражение. И мы можем намеренно использовать его на уроке и внеурочной деятельности, помогая ребятам обрести нужный настрой, энергетику, настроение. Нужно «вытаскивать» на поверхность и проговаривать вслух положительные настрои ребят, учителей, родителей:
- пусть активные ребята/родители/учителя в начале или в конце урока вслух проговорят:
- как они справляются с неудачами;
- что делают, когда у них что-то не получается;
- как они любят учиться и решать сложные задачи;
- как они спланируют решение задачи, свое время;
- расскажут, как они это делают;
- можно привести цитаты (тексты, видео, статьи) и высказывания известных уважаемых людей и представить их в классном уголке, в оформлении кабинета или школы, давать эти высказывания для разбора и обсуждения. Для этой цели можно найти тех героев, кто сейчас популярен в среде ваших учеников (для подростков — герои соцсетей и ютуба, для родителей — известные актеры).
Здесь начинает работать уже второй механизм — заражение целью. Легко заразиться целью другого человека так, чтобы она стала и твоей целью. Такое становится возможным, если эту цель мы в некотором роде разделяем. Но цель хорошей учебы, здоровой любознательности, цель развития, физического здоровья уже присутствует в детях от природы, а значит, их можно «заразить» такими целями. Можно подхватить цели не только тех людей, которые физически рядом с тобой, но и заразиться целью, прочитав статью, посмотрев видеоролик, приняв участие в телемосте. Так, например, студенты подхватывали цель получения прибыли, просто прочитав статью о другом студенте, который подрабатывал на каникулах. Девочки подхватывали цели похудания и занятия в спортзале, когда читали в блогах, что их кумиры ходят в спортзал.
Что нам мешает «заражать» детей нужными целями?
- В начале урока проговаривать свои долгосрочные планы (поступление в вуз, уважение в обществе, хорошая работа), свои «соблазны»: хочется посидеть в соцсетях, позависать на улице и т.д. Это поможет избежать заражения чужими негативными целями.
- Давать упоминания и разбирать материалы, как другие добиваются целей, как проходят через трудности. Нужно выявить, кто для наших учеников является «правильным» авторитетом и научить их обращаться к мыслям об этом авторитете: если не хватает силы воли, нужно вспомнить своего героя, как бы он поступил? Такими авторитетами могут быть родственники, спортсмены, люди шоу-бизнеса. В интернете есть масса материалов о тех или иных людях, и можно сделать хорошие подборки материалов для учеников/родителей. Такие материалы не обязательно разбирать каждый раз на занятии, можно репостить их в группы, распечатывать и вешать на стенды в классе, в школе, оставлять в зоне ожидания родителей и т.д.
Но заразиться можно не только позитивными целями — люди более восприимчивы к соблазнам. Если на улице грязно, ничто внутри большинства людей не мешает нам мусорить или сделать другое негативное действие. Все кричат на уроке и ходят на головах? Даже самая тихая девочка-отличница что-нибудь нарушит. В школе большинство ходит без сменной обуви? Даже те, кто был готов ее носить, перестанут это делать. Нарушение правил заразительно. Всякий раз, когда мы улавливаем плохое поведение, наш собственный самоконтроль снижается, и мы начинаем делать то, что не должно.
Сила передачи целей и поведения тем больше, чем духовно ближе нам тот человек, от которого мы перенимаем это поведение. Люди, которых мы любим и уважаем, воспринимаются нами как мы сами. Поэтому влияние родителей зачастую сильнее, чем учителей. А поступок интернет-кумира может «заразить» сильнее, чем десяток одноклассников.
Однажды со мной произошел такой случай: в конце четверти на уроке я выставляла оценки за четверть другому классу, а тот класс, что был на уроке, мог видеть их на доске. Один ученик воскликнул: «Ба! Да у Петрова «четверки», да у Сидорова «пятерки»!». Это было сильное и искреннее удивление, что, оказывается, «так можно было» — можно было учиться на 4 и 5, а не только на 2 и 3, как было в том классе, у кого был урок. Получилось, что в одном классе было «принято» (так исторически сложилось) учиться хорошо, а в другом — плохо. И это приводило к тому, что в первом классе дети старались учиться хорошо, а во втором — плохо, «чтобы не выделяться из общей массы».
«Все так делают» — очень серьезный довод делать также. Если все что-то делают, мы на автомате думаем, что так делать умно, правильно. То, что хотят другие, просто обязано быть хорошим, особенно если у нас нет собственного мнения. Представьте себе два соседних отдела в торговом центре, двух продавцов на рынке или два кафе на улице: в одном толпа людей, в другом — никого. Куда нам захочется подойти в порыве? Или куда обычно подходят мимо проходящие люди? Ажиотаж рождает ажиотаж.
- Создавайте убеждение «все так делают» в отношении «правильных» привычек и занятий. Все родители ходят на родительские собрания, все педагоги занимаются самообразованием, все ученики хотят хорошо сдать ЕГЭ, все парни 15 лет ходят в «качалку». Как это можно делать? Теми же упоминаниями, репостами, статьями в классном уголке, высказываниями типа «99% жителей нашего района утверждают, что выключают свет, чтобы сэкономить электричество». Это работает.
- Избегайте формированию установки «Все так делают, а я что, хуже?». Никто не ходит на собрание — а я, что? Все ходят на головах на уроке — а я то, хуже? Все учителя ненавидят детей, а я — что, хуже? Помогите вашим подопечным попасть в «правильную» среду: подружите их с «нужными» ребятами, подпишитесь на рассылки и группы, организуйте встречи и телемосты с «правильными» ребятами, чтобы положительные примеры были перед глазами. Окружите себя/подопечных теми людьми, где «нужное» поведение считается нормой.
Гордость и стыд — наши помощники?
Часто взрослые стыдят детей за их проступки и повинности. Устыжение может работать, если проступок еще не совершен (и то — как страх наказания и позора?), но если дело сделано, стыд, скорее, подвигнет на саботаж, чем на самоконтроль. Что помешает курящему мальчику вновь закурить, если его пристыдили на весь класс? Скорее, наоборот: теперь уже и нечего бояться, да и можно получить новую порцию всеобщего внимания.
«Если бы стыд помогал, то толстых (или любых других) людей бы не было».
Более того, каждый раз, когда мы чувствуем, что нас отвергают или не уважают, у нас возрастает риск податься худшим порывам.
Что делать?
Действовать ровно наоборот:
- побудить подопечных вообразить, как они будут горды собой, если будут хорошо учиться/наконец-то поймут, как решать эти задачи/смогут говорить на английском языке/будут стройными и т.д., и т.п.
Чувство собственного достоинства поддерживает и усиливает резерв силы воли.
Важно понимать, что гордость работает, когда окружающие смотрят на нас или у нас будет возможность рассказать о своих успехах. То есть нам нужно создавать такие условия для наших учеников, чтобы поделиться успехами было естественно. И дело не только в создании ситуации успеха. Дело в том, как мы выглядим перед окружающими: человек существо социальное, и хочет нравиться другим, хочет получить одобрение или поддержку других.
- Если вы являетесь авторитетом для ученика, узнавайте у него, как у него продвигаются дела. Давайте понять ученику, что вы будете рады знать, что ученик справился с этой задачей. Помогите ученику найти такого человека, который будет спрашивать его, как у него продвигаются дела, будет следить за его успехами и подбадривать. Возможно, это будет ученик из другого класса, родственник или знакомый по интернету.
- Организуйте группы учеников таким образом, чтобы они могли внутри группы свободно поставить цели и обсуждать, как они к ним идут, чтобы они интересовались успехами друг друга и поддерживали, подбадривали друг друга. То есть мини-сообщества взаимопомощи, а не конкуренции на основе рейтинга. По этому же принципу работают «марафоны» в интернете, когда группа людей объединяется под общей целью, члены ее могут наблюдать за результатами других и все друг друга поддерживают.
- Организуйте мероприятия для учеников класса, параллели, школы, для родителей и учеников, для родителей разных классов, для учителей, где люди смогут поделиться своими успехами, показать себя.
- Возможно, для кого-то из ваших подопечных, будет по душе публично заявить о своем намерении. Это можно сделать и в классе, и на своей странице в социальных сетях. Когда человек знает, что за его успехами следят и переживают за него, ему будет легче поступать «правильно».
Общество (среда) влияет на наше поведение, на поведение наших учеников. Мы всегда использовали это по интуиции, но почему бы не сделать это частью системы воспитания и обучения? Почему бы не встроить уроки «взаимоподдержки» в систему уроков? Почему бы не ставить не только цель урока, а вспоминать глобальные цели перед уроком или временем выполнения домашнего задания? Почему бы не формировать намеренно окружение учеников, не давать им вдохновляющие материалы? Почему бы не научить ребят искать помощь и поддержку в окружающих?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.