Цель использования
Методический прием «Кто я?» позволит:
- структурировать знания по теме;
- научить выделять главные и второстепенные свойства предметов;
- формировать умения строить логические цепочки, устанавливать последовательные взаимосвязи;
- развивать умения анализировать и обобщать, группировать, делать выводы;
- учить правильно формулировать вопросы, подбирать определения.
Суть приема
Для использования приема «Кто я?» необходимо несколько карточек. Это могут быть чистые листочки, на которых сами участники будут писать названия, а могут быть готовые карточки с картинками или словами. Количество карточек зависит от варианта использования приема. Количество может соответствовать количеству участников или же превышать его.
Каждый участник должен получить по одной карточке и, не глядя на ее содержание, прикрепить себе на лоб. После этого ученики по очереди начинают задавать вопросы, которые подразумевают только ответы «Да!» или «Нет!». Таким образом ученик, держащий карточку, пытается угадать, что именно у него изображено на карточке.Опять же есть несколько вариантов как это делать:
- каждому дается по 1 минуте на вопросы;
- участник задает вопросы до тех пор, пока не получит отрицательный ответ;
- определяется конкретное количество вопросов.
В зависимости от поставленных целей можно выбрать любой способ использования приема:
- как только кто-то из участников отгадал название, записанное на его карточке, учитель переходит к следующему этапу урока;
- упражнение заканчивается, когда все участники отгадают свои названия;
- игра длится до тех пор, пока не закончатся карточки (или установленное время), а затем подсчитывается количество угаданных карточек у каждого.
Ход переходит к следующему участнику, если сделанное предложение (отгадка) будет неверной, то есть если участник попытается угадать понятие на своей карточке и ошибется.
Оптимальное количество участников — не более 10. Время (в зависимости от поставленных целей) — от 2 до 10 минут.
На первых этапах применения этого приема одним из участников должен быть учитель, который будет показывать образец логических рассуждений и построения вопросов. В дальнейшем можно предусмотреть возможность получения помощи в формулировании вопроса.
Примеры использования
Прием «Кто я?» можно использовать при изучении всех основных школьных предметов.
На уроках математики этот прием будет уместен при изучении тем «Числа. Состав числа», «Нумерация в пределах 20», «Сложение и вычитание чисел в пределах 20», «Величины», «Геометрический материал».
На уроках литературного чтения этот прием можно использовать для угадывания:
- названий произведений, которые изучались в пределах определенной темы;
- литературных героев;
- авторов произведений.
На уроках русского языка можно предлагать задания:
- определить часть речи;
- назвать родственное слово;
- подобрать синоним;
- указать проверочное слово.
Для таких заданий рекомендуется предлагать список слов, среди которых они должны угадывать свое.
Учитель английского языка с помощью такого приема может учить детей строить вопросительные предложения и тренировать в построении правильной грамматической конструкции. Также он подходит для угадывания слов в пределах изучаемой темы.
Наибольшие возможности для использования такого приема присутствуют на уроках естествознания. В зависимости от темы можно загадывать названия растений, животных, океанов, материков, природных явлений и т.д.
Прием «Кто я?» подходит для использования на этапе актуализации опорных знаний, а также на этапе закрепления изученного. Чтобы угадать слово, ученикам нужно хорошо знать характерные черты объектов или явлений, уметь сопоставлять их и сравнивать. Это способствует глубокому усвоению изучаемого материала.
Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.