Развитие навыков письменной речи c помощью технологии «критического мышления»
Интеграция в области образования делает возможным решение этой задачи с помощью использования инновационных образовательных технологий. Технология «критического мышления» посредством чтения и письма - это поиск здравого смысла (как рассудить объективно и поступить логично с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений), а также умение отказаться от собственных предубеждений. Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. «Критическое» не означает «я критикую», а - «я критически отношусь к своим взглядам и готов их пересмотреть».
Когда мы говорим о письме как самостоятельном виде речевой деятельности, то речь идет о письменной речи. Любой текст - это выражение мыслей в графической форме. Требования, предъявляемые к письменной речи, практически те же, что предъявляются и к монологической форме общения.
Письмо, как и монолог, для многих учащихся является серьезной проблемой. В качестве причин невыполнения письменных заданий учащиеся называют «не знаю, что писать». Технология «критического мышления» предлагает два вида аргументированного эссе.
Рассмотрим применение ТКМ на примере урока «Подростки и работа» в 10 классе раздела «Легко ли быть молодым?» УМК В.П. Кузовлева (английский язык).
В технологии «критического мышления» выделяют три стадии:
- стадия вызова,
- стадия осмысления новой информации,
- стадия рефлексии.
Первая фаза урока - стадия вызова. Присутствие этой стадии в уроке обязательно с точки зрения данной технологии и позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
- пробудить интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
На этой стадии учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, систематизируют информацию, составляют кластеры. Разбивка на кластеры — эта педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу определенной темы. Она требует выделения лишь тех структур (слов), которые ассоциируются с этой темой.
Учитель предлагает учащимся записать в тетради ассоциации (кластеры) со словом «работа». Учащиеся работают индивидуально или в парах (по собственному выбору). Затем учителем составляется общий кластер на доске. Учащиеся высказываются, и учитель записывают все идеи без исключения, какими бы спорными они не были.
Вторая стадия - стадия осмысления, задача которой - получение новой информации, ее осмысление и соотнесение с собственными знаниями. Учащиеся работают с текстом, знакомятся с наиболее популярными видами работ британских школьников, их отношением к работе, какое количество часов в день они могут работать, какую зарплату они получают, ведут записи.
Заключительная стадия - стадия размышления (рефлексии). Основные задачи деятельности на этой стадии:
- соотнесение старых и новых представлений, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
На этой стадии учащиеся отвечают на вопрос «Должны ли подростки работать?» и составляют таблицу индивидуально или в парах:
После обсуждения и фиксирования учителем на доске всех идей, таблица выглядит следующим образом:
С помощью этой таблицы учащиеся могут выбрать и аргументировано доказать свою точку зрения (даже если первоначально у них не было никаких идей) в эссе первого вида, отвечая на вопрос «Должны ли подростки работать?»
План эссе первого вида:
- Введение (актуальность темы).
- Тезис/главная идея, которую я защищаю.
- Три аргумента в поддержку тезиса.
- Перефразировка тезиса (та же идея, но другими словами).
- Вывод, предупреждение о последствиях, если мы ничего не сделаем.
Для написания аргументированного эссе с выражением мнений «за» и «против» ТКМ предлагает следующий план:
- Моя позиция.
- Краткое обоснование.
- Возможные возражения.
- Доказательства правильности моей позиции.
- Заключение.
Аналогично с первым видом эссе, учащиеся заполняют таблицу, которая поможет определить как позицию автора, так и выявить возможные возражения. При подготовке своих учеников к ЕГЭ я использую именно этот план с обязательным заполнением таблицы.
Синквейн
В каждом УМК есть эмоционально окрашенные темы, такие как «Любовь», «Братья наши меньшие», «Край, где я живу», темы близкие каждому человеку. Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение - это рефлексия. В таких темах я обязательно использую написание синквейна. Cреди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", мы знаем не так уж много: японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится и синквейн. Синквейн пишется в стиле «белый стих», с чем может справиться любой ученик, так как искусство стихосложения, подбор рифмы под силу не каждому.
Слово синквейн происходит от французского "пять". Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:
- В первой строчке одним словом называется тема (существительным).
- Вторая строчка - это описание темы двумя прилагательными.
- Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя глаголами.
- Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строка - это синоним, который повторяет суть темы.
Пример:
Название: Мама
Описание: Любимая, нежная
Действия: Воспитывает, слушает, помогает
Чувство: Мама - самый главный человек
Повторение сути: Жизнь.
Если следовать правилам, могут получиться такие синквейны:
Луна
Медовая, круглая.
Светит, притягивает, завораживает.
Она плывет по небу.
Ночь.
Сосиска
Длинная, вкусная
Готовишь, нюхаешь, ешь.
Все любят есть сосиски.
Завтрак.
Дети с удовольствием пишут синквейны. Такая работа, кроме выражения эмоциональности учащихся, позволяет работать с лексикой, выделяя разные части речи, используя способы словообразования.
Образовательная технология - это система совместной деятельности учащихся и учителя по планированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата. ТКМ раскрепощает учащихся, дает, с одной стороны, возможности выразить свою точку зрения, не боясь быть отвергнутым, с другой стороны, учит терпимо относиться к мнению других людей. С помощью этой технологии учащиеся учатся рассматривать проблемы с разных сторон, находить несколько возможных решений. Приемы ТКМ помогут учащимся выражать свои мысли как в письменной речи, так и в монологической.
Литература
1. Загашев И.О. , Заир-бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - Спб: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003 г.[/]
Зайцева Светлана Александровна,
учитель английского языка
МОУ ОСШ № 3 г. Нягани,
ХМАО-Югра
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.