Эссе "Я - педагог"

Описать один день из множества в большинстве своём разных, порой невыносимо трудных, но всегда интересных будней рядового педагога нас побудили статьи Двенадцать плюсов работы учителем и A la guerre comme a la guerre, или Двенадцать минусов работы учителем, поскольку имелось спорное намерение добавить в общую копилку восторгов и негодований свои пять копеек.

12.03.2018

Нужен ли ребенку успех в учении? Безусловно. Для этого ребенка надо заинтересовать. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и формы. Естественно, все это зависит от личности самого учителя, от специфики работы.

Литература. Короткое, но столь емкое слово. И как определить, какое же место занимает литература в моей жизни? И можно ли это чем-либо измерить?

Мечта стать учителем у меня была еще с детства. Для меня школа — это творческий мир, где каждый урок неповторим, это бесконечная дорога к себе, к миру познания. Кого мы встретим на своем пути? Кто подаст руку помощи? Как не отказаться от своего мнения, быть свободными и открытыми?

А учитель — человек, навечно вызванный к доске и отвечающий урок жизни.

…Утро. Я открываю глаза. Надо тихо и быстро собраться на работу, чтобы не разбудить сына. Но он уже бдительно следит за мной. И только стоило мне пошевелиться, как он бросается ко мне и кричит: «Не пущу! Не пущу!».
 

Что важно для меня как для учителя? Прежде всего, личность ребенка. Это человек, и я хочу, чтоб он им и остался. Поэтому очень для меня важно научить этого человека учиться, не просто знать и уметь, а научить пользоваться знаниями во благо себе и тех, кто его окружает. Знания — это сила, которая может разрушать и созидать. И ребенок учится принимать решение и нести ответственность. 

Однажды в поисках нужного материала при подготовке к урокам я прочитала эти слова Артура Шнабеля, в которых я нашла отражение моего профессионального кредо.

Когда листва на деревьях начинает как-то по-особенному грустно шелестеть, и по озябшей, чуть пожелтевшей, траве слышны шаги нарядных в красивых блестящих туфельках учеников, приходит пора начала нового учебного года, новых открытий, новых друзей и веселой поры для некогда беззаботно гулявшей детворы. 

Как много написано об учителях, как много сказано. Но для каждого человека смысл этого слова особенный. Слово «учитель» сродни матери, которая растит, лелеет, воспитывает и любит.

Что такое работа моя?
Я отвечу Вам, не тая:
За спиной институт педагогики — 
Перекопано уйма методики...

Как-то, очень давно я завела толстую тетрадь, в которую записывала разные афоризмы. Перелистывая свои записи, я наткнулась на высказывания об учителях. Мне захотелось поразмышлять о своей профессии, о том, как я стала учителем.

На протяжении нескольких бессонных, несомненно интересных и безумно сложных месяцев я не перестаю задавать себе вопрос: почему я решила выбрать профессию «Учитель»? И правда, зачем? Всякий раз, когда возникал этот вопрос, я вспоминала поразившие меня когда-то слова известного русского писателя А. И. Герцена: «Ничего не может быть страшнее, когда в человеке виден горизонт». Как верно сказано! 

Одной из основных задач, стоящих перед современным учителем, является развитие у учеников умения самостоятельно учиться. Для этого школьник должен знать, что искать, где найти и как проанализировать полученную информацию. 

«Мам, а ты умеешь летать?» — спросил меня недавно мой шестилетний сын. «Мне сегодня снилось, что я летал над городом. Это хорошо?» — «Ну,  конечно же, хорошо, сынок! Ты летаешь, и значит, растешь!» — ответила я и задумалась.

Помню себя маленькой девочкой детсадовского возраста. В подъезде нашей пятиэтажки летом ребята нашего двора играли в школу. Каждый из них хотел быть учителем, а из обучаемых малышей нас было двое, я и моя подружка Тамара. Я уже знала цифры, но складывать их не умела. До сих пор помню, как мои «учителя» смеялись и перечеркивали мои ответы. Возможно, уже тогда я решила — вырасту и стану Учителем.

Учитель — это не тот, кто выучился на эту профессию и получил диплом, а тот, кто всю жизнь, несмотря на трудности, посвятил себя этой деятельности. В жизни так много профессий, все разные, многие по своей сути интересные. Но почему мы выбираем профессию учителя? 

Не часто, и это, конечно же, это бесспорно хорошо, встречаются по жизни люди с синдромом Дауна — «вечные дети». Он — человек, такой же, как и все, только с синдромом Дауна. Это не болезнь, а всего лишь генетическая особенность, «игра природы», от которой никто не застрахован. Увидел его и… прошел мимо… Вот так, в суетливой толпе, человека с нестандартной внешностью можно даже не заметить, и не задуматься над тем, что он живет «особой» жизнью.

В современном мире, мире новых технологий и инноваций у родителей остается мало времени на общение с детьми. Ребенок остается один на один со всем многообразием переживаний, которые появляются в его повседневной жизни. Поэтому с каждым разом число «трудных» детей увеличивается. 

Очередной открытый урок. Сколько их уже было! Сколько раз сердце загнанно сжималось в груди — не счесть. Казалось бы, можно уже привыкнуть, но нет! Вот и сегодня знакомая дрожь пробежала по коже у двери класса, где сегодня на меня будут устремлены не только глаза моих учеников, но и коллег из других школ... 

Учительское дело — кропотливое и не самое легкое дело жизни. Но я люблю и ценю его за главное — тайну формирования «внутреннего человека», тайну, которой владеет Учитель. 




Педагогические эссе учителя

Рано или поздно каждый учитель начинает оценивать себя в профессии, размышляет о своей работе, успехах и неудачах, взлетах и падениях. Нет возрастных границ у таких размышлений: оценка и понимание себя как профессионала свойственна как молодым педагогам, так и педагогам со стажем. Часто такие размышления «выливаются» в эссе, заметки о педагогической работе: «Я иду на урок», «Моя педагогическая философия», «Профессия учитель» и др.

Сейчас эссе учителя все больше популярно в различного рода конкурсах профессионального мастерства, проходящих как очно, так и дистанционно. Также эссе может использоваться при приеме на работу для оценки мышления, жизненных позиций и понимания себя и своего пути в профессии соискателем.

Как написать эссе учителя?

Эссе — это краткий очерк, в котором автор в свободной форме описывает свои размышления и оценки на заданную тему, в нашем случае о педагогической профессии, о своей работе, о школе и учениках, об образовании в России. В эссе четко выражена позиция автора, его мировоззрение, чувства, мысли.

Можно сказать, что эссе с точки зрения структуры, представляет собой набор тезисов, высказываний, которые подкрепляются примерами и по которым дается пояснение, суждение, авторская оценка. Начинается эссе с вступления, в конце пишется заключение.

Не нужно бояться писать эссе

Многие учителя бояться писать эссе и не столько потому что им нечего сказать или не хочется открыть свою душу: просто кажется, что не владеешь слогом, не получится выразить мысль и т.д. Однако эссе наиболее «простой» вид произведения:

  • Эссе всегда небольшое по форме.
  • В эссе можно и нужно высказывать свою личную позицию, эссе всегда субъективно и не претендует на истину в высшей инстанции.
  • В эссе нет никаких формальных «рамок» и ограничений «Писать нужно только так».
  • Эссе ориентировано на диалог с читателем, то есть зачастую используется разговорный стиль.
Игнатьева С.Д. со сборником эссе

Примеры готовых эссе учителя

На этой странице вы найдете более двухсот различных эссе учителей и педагогов: учителей начальных классов, математики, английского языка, педагогов дополнительного образования и других. Почитайте их, посмотрите, как они пишутся, о чем говорят авторы, и у вас получится написать свое эссе учителя.

Печать в сборнике эссе

В 2012 году наш сайт выпустил печатный сборник эссе «Я — учитель», написанных пользователями сайта. Объем сборника — около 300 страниц. Со всеми произведениями, вошедшими в сборник, вы можете ознакомиться на страницах этого раздела.

Летом 2014 года также планируется прием произведений и выпуск печатного сборника педагогических эссе «Я — учитель», «Моя педагогическая философия» и подобных.