Как провести урок-суд: советы и рекомендации, или: "Встать! Суд идет! Слушается дело…"
Виды урока-суда
Существует два варианта использования данной ролевой игры: полная и частичная. Полное судебное заседание подразумевает один судебный процесс, занимающий все урочное время. Частичный предполагает сразу несколько упрощенных судебных разбирательств в рамках одного урока.
"Мини-суд" на уроке
Для проведения урока выбираются сразу несколько микро-тем, которые предстоит обсудить.
Для каждого судебного дела отбираются по три участника: судья, прокурор и адвокат. Каждое судебное заседание длится не более 5-8 минут.
Такой вид урока удобен, когда ребятам нужно решить несколько вопросов по одной теме. Например, изучается тема "Семейное право". Ученикам можно предложить сразу несколько ситуаций, требующих судебного вмешательства: развод, исполнение брачного договора, истребование алиментов на ребенка и т.д. Небольшие импровизированные "суды" помогут не только показать разнообразие возможных конфликтов, но и более прочно закрепить знание семейного кодекса.
Теперь рассмотрим, как провести урок-суд в полном масштабе.
Урок-суд: подготовка и реализация
Весь процесс удобнее разделить на два этапа: этап подготовки и этап реализации.
I. Подготовка к уроку
Подготовительный этап к такому уроку занимает достаточно много времени, так как необходимо не только распределить роли, но и подготовить "следственный материал".
- Постановка проблемы и цели урока.
Роль игровых судов в том, чтобы прийти к общему мнению по поставленной проблеме. Здесь не так важен вердикт с точки зрения "виновен — не виновен", сколько важно найти ответы на поставленные вопросы и достичь главной цели урока.
Так, для литературного суда целью чаще всего выбирают "характеристику героя". Например, почему Печорина стоит причислить к "лишним людям"?
Можно выбрать другую цель: "Главная проблема произведения". Например, для урока-суда по тексту Н. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" взять за гипотезу: "Можно ли оправдать преступление, совершенное во имя любви?"
На уроках истории роль главных героев урока-суда чаще всего отводят выдающимся политикам, государственным деятелям. Цели таких уроков могут быть разнообразными:
- выявить положительные и отрицательные стороны деятельности / политики;
- проанализировать поступки / политику того или иного деятеля с точки зрения современности;
- проанализировать деятельность героя с точки зрения сложившейся исторической обстановки и т.д.
В роли "обвиняемого" иногда выступает не личность, а явление, или группа людей. Например, можно проводить уроки "Суд над наркоманией", "Суд над рабством", "Суд над декабристами" и т.д. В этом случае в качестве цели урока можно выбрать следующие: "оценка явления с точки зрения современности", "анализ пагубности / пользы явления" и т.д.
Не стоит думать, что урок-суд удобно проводить лишь в рамках гуманитарных предметов. Для точных наук тоже можно найти немало вариантов. Например, "Суд над обыкновенными дробями" (цель: доказать значение дробей в математической науке), "Суд над логарифмами" (цель: дать обзорное представление о логарифмах числа и логарифмической линейке). По химии: "Суд над кислородом" (или любым другим химическим элементом), в ходе которого в игровой форме постигаются свойства этого элемента и его роль в таблице Менделеева, его значение для человеческой деятельности, сферы его применения. По географии "Суд над природой" (цель: изучить виды стихийных действий и причины их возникновения), "Суд над человечеством" (цель: обсудить важнейшие проблемы экологии и пути их искоренения).
Таким образом, выбор "обвиняемого" зависит от фантазии педагога. Важнее другое — четко сформулировать проблему и цель урока-суда.
- Распределение ролей.
Важно, чтобы в процессе были задействованы все учащиеся. Поэтому, желательно подбирать такую тему, чтобы ситуация охватывала как можно больше детей.
Возможные роли:
- Обвиняемый;
- Потерпевший;
- Судья;
- Присяжные заседатели;
- Секретарь суда;
- Обвинитель (прокурор);
- Помощники прокурора;
- Защитник (адвокат);
- Помощники адвоката;
- Свидетели обвинения;
- Свидетели защиты;
- Независимые эксперты.
Роли учащиеся выбирают, по возможности, самостоятельно, ориентируясь на свои убеждения, желания и отношение к поставленной проблеме.
- Работа с классом.
Если урок-суд проводится впервые, то учитель должен объяснить, как проходит судебный процесс, растолковать, в чем заключается роль каждого из участников. Желательно предоставить схему планируемого урока, чтобы ребята могли сориентироваться и по времени, и по ходу действия.
Пример схемы урока:
Вступительное слово судьи: представление героев "суда", представление обвиняемого и подзащитного, объявление главной проблемы (цели урока).
- Обвинительная речь прокурора.
- Выступление независимых экспертов.
- Выступление свидетелей обвинения.
- Речь защитника.
- Выступления свидетелей защиты.
- "Последнее слово" обвиняемого.
- Совещание судей.
- Приговор.
- Подведение итогов (рефлексия).
- Работа в группах.
На этом этапе удобнее объединить участников будущего процесса в три группы: обвинение, защита, независимые эксперты. Здесь начинается самая интересная и самая объемная часть работы — поиск улик и доказательств. Если это литературный суд, то обязательно цитирование текста произведения. Можно привлечь альтернативные источники — критические статьи, рецензии и дневники автора. Если суд исторический, то подробно изучаются научные статьи и гипотезы, мнения авторитетных ученых.
Затем участники групп обсуждают те моменты, которые кажутся им наиболее убедительными, подчеркивающими и доказывающими их правоту. Здесь учителю важно направить работу каждой группы, по возможности объяснить, как должна строиться защита или обвинение.
- Индивидуальная работа.
Каждый участник будущего процесса составляет план своего выступления, готовит вопросы для оппонентов.
Роль учителя на данном этапе сводится к консультированию. Можно подсказать ученикам дополнительные источники информации, скорректировать их поиск, помочь с составлением плана выступления. Но важно, чтобы работа проводилась по большей части самостоятельно.
Особенно важная роль отводится судье. В ходе процесса судья должен не просто выслушивать мнения героев, но и обязательно задавать вопросы. Причем вопросы не обязательно должны быть уточняющими — по поводу каких-то деталей или несущественных мелочей. Хорошо, если получится задавать вопросы провокационные, заставляющие задуматься: "А правильно ли я выбрал роль в процессе?" Такие вопросы должны заставлять искать ответ не в тексте, а в жизненной позиции каждого участника, то есть учить детей анализировать материал, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.
Этап реализации
Для урока желательно расставить мебель в классной комнате таким образом, чтобы воссоздать обстановку судебного зала: отдельные места для защиты и обвинения, скамья подсудимого, верховное место судьи.
Важно!
Следует четко следовать намеченному плану проведения судебного заседания. То есть, если для речи прокурора, например, отведено 3 минуты, то важно придерживаться этого времени и не давать ученику растекаться мыслью по древу.
Урок-суд не предполагает обмена мнениями. Цель уроков — другая: в ходе дискуссии прийти к единому мнению по поставленной проблеме.
Для воссоздания "полной картины" желательно придерживаться форм обращения, принятых в суде (Ваша честь, господин прокурор / адвокат, "Встать! Суд идет!", "Слово предоставляется…" и т.д.). Можно ввести и моменты приведения свидетелей к присяге. Но, если такие мелочи занимают много времени, их лучше пропустить, оставив лишь общую фабулу процесса.
Не стоит забывать и о техническом оснащении. Например, можно рекомендовать ученикам использовать в своих выступлениях наглядные материалы, презентации, схемы, графики и т.д.
Завершающий этап урока является одним из основных. После того, как вынесен приговор, необходимо проанализировать итоги урока, то есть провести рефлексию.
При этом важно учесть следующие моменты:
- степень активности учащихся и степень их подготовленности;
- использование дополнительной информации, продуктивность самостоятельной работы;
- оценка учащимися итогов урока: согласны или нет с вердиктом?
- оценка учащимися степени "интересности" и познавательности такой формы урока.
Преимущества и недостатки урока-суда как формы ролевой игры
Преимущества:
1. Урок-суд позволяет реализовать сразу несколько целей:
- в зависимости от конечной цели: повторить, обобщить или проанализировать учебный материал;
- формировать культуру спора;
- развивать логическое мышление;
- совершенствовать навыки самостоятельной работы, работы в группах;
- выявить творческий потенциал учащихся, способствовать его развитию;
- совершенствовать умение анализировать информацию;
- воспитывать нравственные, этические и эстетические ценности.
2. Реализуется один из главнейших принципов современного образования: формирование положительной мотивации к обучению, интереса. Урок-суд — это, хоть и деловая, но игра. А значит, неизбежно возникновение конкуренции — самого сильного "стимулятора".
3. В зависимости от постановки цели возможна реализация междисциплинарного обучения. Например, урок-суд над романом М. Булгакова "Мастер и Маргарита". Цель: определение жанра (детектив, исторический роман, социальный, психологический). В ходе подготовки к такому судебному заседанию ученикам понадобятся знания и по истории, и по психологии, и по социологии, и по религиоведению, и по уголовному праву.
Межпредметные связи способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.
Недостатки:
- урок-суд требует много времени для подготовки;
- урок получается интересным и содержательным, если учащиеся владеют материалом в достаточной степени, умеют высказывать свое мнение аргументированно, логично и последовательно, не боятся новых идей и не тушуются при виде значительного объема работы.
От редакции. Хотелось бы услышать мнение педагогов, которые практикуют такую форму урока. Пользуется ли успехом урок-суд в ваших классах? С какими трудностями вам приходится сталкиваться?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.