24.10.2022 0

Шахматы, патриотизм и второй иностранный: что из этого попало в третий ФГОС


ФГОС в третьей редакции вступил в свою силу с 1 сентября 2022 года. Выстраиваем логику развития этого документа и определяем, чем новая редакция отличается от предыдущих.


Обсудить статью Опубликовать свой материал


Зачем нужен ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт — собранные в единую для всей страны систему конечные цели образования на всех уровнях (начальном, среднем, высшем, профессиональном), требования к качеству этого образования, из которых должен вытекать порядок реализации. То есть заданный стандартом уровень качества образования — это то, что гарантированно должны получить и учащиеся школ в небольших населенных пунктах, и ученики московских гимназий, и те, кто выбрал частное заведение. С оглядкой на стандарт должны быть написаны учебники, рабочие тетради, методические пособия для учителей и программы образования в каждой школе.

ФГОС предполагает и вариативную часть, которую может реализовывать конкретное учебное заведение в части:

  • углубленного погружения в некоторые предметы или группу предметов (к примеру, химико-биологическая направленность);
  • регионального, национального и этнокультурного компонента (к примеру, родной язык из числа народов Российской Федерации);
  • индивидуальных учебных планов, которые выстраиваются на основе способностей и интересов конкретного ребенка (к примеру, экстерн).

Стандарт вводит и такое понятие, как адаптированная программа образования, которая должна соответствовать особым потребностям ребенка в учебе — корректировать нарушения развития.

Важно: даже если образование получается вне учебного заведения (семейная форма образования), оно строится на основе ФГОС.

Какие есть ФГОС:

  • для начальной школы (с 1 по 4 классы);
  • для основной общей школы (с 5 по 9 классы);
  • для средней общей школы – старшие классы с 10 по 11-й).

С 28.08.2022 действует новая редакция ФГОС начального и основного общего образования. Что в них поменялось?

Эволюция ФГОС

Первый стандарт появился в 2004 году. Его много критиковали за непрактичность и отсутствие внутренних связей. Он концентрировал все свои цели и задачи на «усвоении знаний», но никакого «выхода» этих знаний в жизнь обозначено не было.

Само появление стандарта было важным шагом, но он требовал скорейшей доработки.

С 2009 по 2012 годы появился второй образовательный стандарт: его вводили поэтапно для разных ступеней образования. В нем уже была прописана практическая часть, касающаяся универсальных учебных действий, появилось понятие «учебный результат». Обучающийся из объекта (в первой редакции была гегемония учителя) стал субъектом учебного процесса.

Третье поколение ФГОС, вступившее в силу с 1 сентября 2022 года, детально прописывает общие места второй редакции и отвечает на все актуальные вопросы. Поговорим о нем подробней.

Новое во ФГОС 2022

Разберем основные изменения этого документа.

Прописана связующая между теорией и практикой, между знаниями и умениями, между «знаю» и «умею и делаю» — функциональная грамотность.

Когда перед ребенком стоит конкретная задача, он не всегда может собрать воедино имеющиеся у него знания и решить проблему, хотя теоретическая база у него есть. Почему это происходит? Ему не привили главное умение: приподняться над ситуацией, обобщить все имеющиеся у него инструменты, проанализировать и сделать выводы по задаче. Для этого должен быть хотя бы минимальный набор метапредметных навыков и умений – той же логики, критического мышления, выстраивания социальных отношений, умения видеть систему в хаосе, находить связи. Третья редакция ФГОС пытается закрыть эту брешь: в документе прописано, что функциональная грамотность теперь среди того, что гарантирует образование в России.

ФГОС 2022 сделал упор на личностные, предметные и метапредметные результаты. Они прописаны подробно, и являются не желательными, а обязательными как итог процесса обучения. Результаты прописаны по каждому предмету. К примеру, один из результатов освоения русского языка – это понимание роли языка в интеллектуальном развитии личности.

Важно: в этой версии ФГОС итогом образования будут не только результаты в учебе, но и в воспитании. Блок воспитательных результатов достаточно подробно расписан и включает в себя духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое этическое воспитание и сформированную культуру здоровья и эмоционального благополучия.

Этот ФГОС ратует за объединение процессов воспитания и обучения в единую систему. Без этого невозможно научиться учиться, невозможно понять ценность познания, но больше всего это единство влияет на формирование гражданственности, на воспитание патриотизма.

И тут мы затрагиваем еще одно новшество третьего ФГОС: подробно прописанную систему целей патриотического воспитания (к примеру, желание участвовать в гуманитарно-социальной деятельности – волонтерство).

А что второй иностранный язык? Его нет в обязательной программе. Но если родители хотят, а школа может это обеспечить, то факультативно он может быть. Как и шахматы – они тоже не вошли в стандарт, хотя говорят о них давно.

Итак, третье поколение образовательного стандарта направлено на формирование единой системы образования с метапредметными связями, воспитание по разным направлениям и в единстве с обучением, превалирование функциональной грамотности над теоретическими знаниями.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?