Литературный конкурс "Что за прелесть эти сказки..."; 1 класс


Литературный конкурс «Что за прелесть эти сказки…»,

посвященный творчеству А.С.Пушкина

Аннотация

Известно, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли человек активным читателем или равнодушно пройдет мимо литературы. Развитие интереса и любви к чтению у первоклассника — необходимое и практически самое трудное действие. И дело даже не в том, что современные средства коммуникации успешно заменяют книгу. Просто включить телевизор или компьютер гораздо проще, чем научиться читать. И тут помощниками учителю могут и должны стать родители. Только с их помощью у детей будет сформирован устойчивый интерес к чтению, поскольку у семьи для этого больше средств, да и условия для домашнего чтения комфортнее, чем в школе.
Речь конечно же идет о важности семейного чтения – очень важной части в системе семейного воспитания. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

О важности традиций семейного чтения я говорю на одном из первых родительских собраний в первом классе. На этом собрании родители получают буклет, в котором даны советы по приобщению детей к чтению, памятки по формированию правильной читательской деятельности, рекомендации по выбору литературы для детского чтения.

Удачной находкой в совместной работе с родителями является метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность учителя, учеников и их родителей. В ходе работы над проектом дети на уроках и в домашнем чтении знакомятся с произведениями указанной тематики (предложенного автора), выполняют задания по прочитанным произведениям, предлагают свои варианты заданий, совместно с учителем и родителями готовят обобщающее занятие по изученным произведениям. Обобщающее занятие – это итог общего труда, поэтому проходит в нетрадиционной форме: праздник, урок – викторина, игра по станциям, литературная гостиная и т.п.

В первом классе были реализованы проекты: викторина «Чудо – дерево» (по произведениям К.И.Чуковского), конкурс «Что за прелесть эти сказки…» (по сказкам А.С.Пушкина), игра «У Лукоморья» (по русским народным сказкам).

Так, работа над проектом «Что за прелесть эти сказки…» включала следующие этапы:

1. Погружение в проект. На уроке чтения дети познакомились с отрывком из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», который всем очень понравился. Затем совместно с учениками была поставлена задача прочитать все сказки этого автора, подготовить и провести викторину по прочитанным произведениям. Знакомиться с произведениями А.С.Пушкина было решено на уроках и в домашнем чтении.

2. Организация деятельности. В классе и дома при помощи родителей ученики познакомились со сказками А.С.Пушкина. При планировании викторины ребята предложили такие задания: узнать о детстве поэта, нарисовать иллюстрации к его сказкам, выполнить поделки. Учителем было предложено разделиться на команды и каждой команде подобрать вопросы и задания для команды соперников. Определили недельный срок работы.

3. Осуществление деятельности. На этом этапе происходило групповое осуществление проекта в классе и индивидуальное –дома. Проходили индивидуальные консультации учеников, использовались разнообразные источники информации. Дети выбрали такие задания для соперников: вопросы по содержанию сказок, волшебные предметы из сказок А.С. Пушкина, инсценировали отрывки из сказок.

4. Презентация результатов. Проведение кокурса «Что за прелесть эти сказки…» при непосредственном участии учеников и родителей.

5. Рефлексия. На данном этапе проведен анализ результатов выполнения проекта. Ученики провели самооценку своей деятельности.

Условия реализации

Мероприятие проходило 10.02.2015 г. в день памяти А.С.Пушкина, 178 лет со дня смерти поэта. ( Приложение 1)

Цель мероприятия: привить интерес к чтению произведений А.С.Пушкина у учащихся класса и их родителей.

Задачи:

  • расширять знания детей о творчестве А.С Пушкина;

  • формировать познавательные компетенции, навыки поисковой деятельности;

  • развивать монологическую речь учащихся, выразительное чтение, театральные данные;

  • воспитывать навыки культуры умственного труда; хороший эстетический вкус.

Участники: учащиеся 1Б класса ( 7 -8 лет)

Форма проведения: литературный конкурс с элементами интеллектуально-познавательной игры

Оформление, оборудование, реквизит:

  1. Оформление стенда: викторина по творчеству А.С.Пушкина. (Приложение 2)

  2. Оформление выставки книг «Сказки А.С.Пушкина»

  3. Оформление доски: портрет А.С.Пушкина, дуб из поэмы «Руслан и Людмила»,

иллюстрации детей к сказкам А.С. Пушкина, таблички с названиями этапов конкурса. ( Приложение 8)

3. Раздаточный материал (пазлы – иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина, задания группам, задания капитанам команд, карточки для самооценки)

4. Мультимедийное оборудование, компьютер, интерактивная доска SMART BOARD

5. Файл NOTEBOOK, с заданиями для капитанов команд, аудиофайлы с музыкой Н.А. Римского – Корсакова ( опера «Сказка о царе Салтане»), видеофайлы из мультфильмов «Сказка о Золотом петушке» ( режиссер А. Снежко-Блоцкая) и «Сказка о попе и работнике его Балде» ( режиссер И. Ковалевская)

6. Медали «Знаток сказок А.С.Пушкина» (Приложение 9)

7. Эмблемы с названием команды.

Литература:

  1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. Познавательные игры для детей от 6 до 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1997.- 240 с.

  2. Пушкин А.С. Сказки – М.: Эксмо, 2010. – 120 с.

  3. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс- М.: ВАКО, 2005. – 208 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка литературного конкурса

«Что за прелесть эти сказки…»

Ход мероприятия

В конкурсе участвуют 4 команды, в 3 командах играют дети, 1 команда – их родители, у каждой команды придумано название, связанное со сказками Пушкина, сделаны эмблемы.

  1. Определение темы, целей

Учитель: Прочтем эпиграф, который написан на доске: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)

Мы знакомились с творчеством А.С.Пушкина, читали сказки, выполняли разнообразные задания. Сегодня нам особенно интересно, как хорошо мы узнали сказки, проведем литературную игру, которую готовили все вместе.

Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши родители. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Ответы детей)

Сегодня мы разделились на команды, каждая команда готовила задания для товарищей. К нам присоединились сегодня и наши мамы и папы. Им также интересно проверить своим знания и посоревноваться с вами в знаниях сказок А.С.Пушкина. Начнем... Даем название команде, называем капитана.

  1. Знакомство с биографией поэта.

Рассказ одного представителя каждой команды о детстве поэта, воспитания в нем любви к родному слову, к поэзии, роли семьи в развитие его поэтического таланта

( каждый из детей раскрывает один вопрос)

  1. Основная часть

Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.

- Какие сказки Пушкина вы знаете? ( по 1 от каждой команды)

За верный ответ дети и взрослые получают медаль «Знатока сказок А.С.Пушкина». В итоге победит та команда, в который каждый представитель будет иметь медаль.

1. «Сказка о царе Салтане».
2. « Сказка о золотом петушке».
3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
6. «Сказка о медведихе».
7. «Жених»

 

Конкурс 2. «Разминка»

Каждая команда для своих соперников подготовила ряд вопросов по содержанию сказок А.С.Пушкина, проверим, в какой команде самые внимательные и вдумчивые читатели. (От каждой команды по 1 вопросу для каждой команды соперников)

  1. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)

  2. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)

  3. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)

  4. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)

  5. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)

  6. Как звали царя , у которого на страже с был золотой петушок? (ДОДОН)

  7. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук)

  8. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)

  9. Кто звал Балду тятей? (Попенок)

  10. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)

  11. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)

  12. Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)

 

 

Конкурс 3. Театральный.

От каждой команды предлагается инсценировка – загадка, соперники должны

отгадать, из какой сказки сценка. (Отрывки показываются не сразу друг за другом, они проводятся между другими конкурсами.)

Показ отрывка первой команды (из «Сказки о царе Салтане…»)

 

Конкурс 4. Капитанов.

От каждой команды участвует только капитан, необходимо определить последовательность:

  1. Расположить объекты природы в том порядке, в котором царевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне» обращался к ним с вопросом о своей невесте.

( солнце, месяц, ветер)

  1. Перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».

(Корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская-разбитое корыто).

  1. Расположить насекомых из «Сказки о царе Салтане» в той последовательности, в которой князь Гвидон превращался в них?

( муха, комар, шмель)

  1. Расположить задания бесенка для Балды, которые тот должен был выполнить, чтобы получить оброк. (обогнать бесенка, бросить дальше палку, поднять и пронести кобылу)

Капитаны должны с помощью инструмента доски SMART BOARD («указатель») поместить иллюстрации в нужном порядке. (Приложения 3,4)

В то время, пока капитаны обдумывают ответы на свои вопросы, участники команд выполняют задания следующего конкурса.

 

Конкурс 5. «Фотовопрос»

Дети собирают иллюстрацию из пазлов, узнают героя, показывают картинку всем играющим, называют героя и сказку. (Приложение 5)

Происходит проверка заданий выполненных капитанами.

Конкурс Театральный.

Показ отрывка второй команды ( из «Сказки О попе и работнике его Балде)

ФИЗПАУЗА

На горе стоит дубок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека

ходьба на месте
Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять

 

Конкурс 6. Кот в мешке

Дети и родители для игры подобрали предметы ( по 1 для каждой команды), которые встретились в сказках А.С.Пушкина, из мешочков соперники достают предметы, угадывают из какой он сказки.

Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»
Орех - «Сказка о царе Салтане»
Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»

Мешок — «Сказка о золотом петушке»

Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»
Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Шатер - «Сказка о золотом петушке»

Месяц - «Сказка о мертвой царевне...»

Веретено - «Сказка о царе Салтане»
Кораблик – «Сказка о царе Салтане»
Корыто - «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конкурс Театральный.

Показ третьего отрывка ( из «Сказки о золотом петушке»)

 

Конкурс 9 «Устаревшие слова»

Каждой команде дан «Толковый словарь» С.И.Ожегова и список из 2 слов.

( родителям список из трех слов) Найти значение слов. (Приложение 6)

Перст –

Горница-

 

Светлица –

Невод –

 

Терем –

Чупрун –

 

Кичка –

Рать –

Аршин -

 

Конкурс Театральный.

Показ четвертого отрывка ( из «Сказки о мертвой царевне…»)

 

Конкурс 8. Киноконцерт

Поседний конкурс нашей викторины. Прослушайте музыку, посмотрите отрывок из мультфильма и отгадайте сказку.

«Сказка о царе Салтане...» ( «Полет шмеля», музыкальный отрывок из оперы Римского – Корсунова «Сказка о царе Салтане»)

«Сказка о золотом петушке» (танец Шамаханской царицы, отрывок из мультфильма «Сказка о золотом петушке»)

«Сказка о попе и работнике его Балде» ( Черти в море, отрывок из мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде»)

«Сказка о царе Салтане…» («Три чуда», музыкальный отрывок из оперы Римского – Корсунова «Сказка о царе Салтане») - родителям

 

  1. Итог.

Мы провели викторину, которую готовили все вместе. Победители – все, у каждого есть медаль «Знаток сказок А.С.Пушкина».

Перед вами - яблонька и яблочки. Выберите то яблочко, которое отражает ваше настроение, повесьте его на яблоньку. Красное – все очень понравилось, вы довольны собой; зеленое – хорошо, но у вас не все получилось; коричневое - вы недовольны) ( Приложение 7)

Покажите дерево своей группы. Что сегодня вас порадовало? Что не получилось?

Завершить наше мероприятие хочется стихами И. Акулининой

К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы.
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Спасибо всем!

 


Полный текст материала Литературный конкурс "Что за прелесть эти сказки..."; 1 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Харитонова Наталья Петровна  gbreirf
17.02.2019 0 1921 302

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК