Конспект урока русского языка "Категория состояния как часть речи"; 7 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Класс: 7
УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык»
Учебный предмет: русский язык
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урока: «Категория состояния как часть речи»
Цель урока - достижение следующих результатов (прямой шрифт – базовый уровень, курсив – повышенный уровень):
предметные: знакомство с новой частью речи, определение назначения категории состояния в русском языке, её морфологических признаков, синтаксической роли; умение отличать категорию состояния от омонимичных самостоятельных частей речи;
метапредметные:
- способность самостоятельно определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;
- применение приёмов анализа, сравнения и систематизации материала; умение делать вывод на основе установленных закономерностей, в том числе самостоятельно;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с одноклассниками и учителем, умение взглянуть на ситуацию с позиции другого;
личностные: развитие умения сопереживать, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, маршрутный лист учащегося, раздаточный материал.
Межпредметные связи: литература, живопись.
Прямой шрифт – базовый уровень, курсив – повышенный уровень
Этапы урока |
Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы, приемы, формы работы |
УУД |
1. Актуализация |
1. Установить контакт с детьми, настроить на работу.
2. Актуа-лизировать знания учащихся, включить их в деятельность по решению проблемы урока.
3. Подвести учащихся к формулирова-нию темы и постановке целей занятия. |
1. Приветствует, создаёт позитивный настрой, знакомит с содержанием оценочного листа.
2. Предлагает записать и проанализировать три предложения(определить принадлежность к части речи слова легко) . Вадим легко решил задачу. Голубиное перо легко. Легко на сердце от песни весёлой. Организует диалог с учащимися, задает вопросы, подводит к определению проблемы.
3. Организует диалог с учащимися, в ходе которого вводится и понятие "категория состояния". Подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, знакомятся с содержанием оценочного листа.
Записывают предложения в тетрадь, определяют, какой частью речи является слово легко в каждом предложении. Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют проблему.
Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему, записывают её в тетрадь. Руководствуясь опорными словами, ставят цели урока. |
Ритуал приветствия Приём присоединения Создание проблемной ситуации Частичнопоисковый Беседа Целеполагание
|
Личностные. Действие смыслообразования; мотивация на учебную деятельность, формирование способности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации. Регулятивные. 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самоопределение; самооценка готовности к уроку. 2. Целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного, планирование учебной деятельности, саморегуляция, самооценивание. Познавательные. Самостоятельный сравнительный анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации; самостоятельное формулирование проблемы. Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме, ясно и четко излагать свое мнение. |
2. Освоение новых знаний
|
1. Подвести учащихся к самостоятельным выводам; развивать умение совместного решения учебной задачи.
2. Формировать умение определять значение слов категории состояния, использовать СКС в речи; обеспечить здоровьесбережение.
|
С помощью вопросов подводит к определению понятия «категория состояния». Организует работу по решению проблемного вопроса. Предлагает оценить работу.
2. Организует работу в группах по определению значений слов категории состояния, составлению предложения с использованием одного из слов, представлению результатов групповой работы у доски. Предлагает оценить работу.
|
Объединившись в пары, изучают теоретический материал учебника, заполняют таблицу «Как отличить слова категории состояния от других частей речи». Отвечая на вопросы учителя и опираясь на проведённую в паре работу, делают выводы, дают определение категории состояния. Решают проблемный вопрос. Оценивают свою работу.
Дети знакомятся со значениями слов категории состояния по упражнению учебника №316. Работая в группах, определяют значения предложенных слов. Выбирают СКС с соответствующим заданию значением. Придумывают простое предложение с СКС. Представляют результаты групповой работы у доски. Оценивают свою работу. |
Работа в паре Работа в группе Наблюдение Беседа Работа с таблицей Фронтальная работа (опрос) Самооценивание Приём «Исключи лишнее» Составление предложений
|
Личностные. Выражение положительного отношения к процессу познания; проявление основных моральных норм работы в паре, группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументированное самооценивание. Познавательные. Самостоятельный поиск путей решения проблемы; познавательная и личностная рефлексия; самостоятельное применение приёмов анализа, сравнения, отбора и систематизации материала; умение самостоятельно делать вывод на основе установленных закономерностей. Коммуникативные. Соблюдение грамматических норм в практике речевого общения; развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; презентация результатов совместной работы. |
Закрепление нового материала |
Закрепить полученные знания на практике, развивать речь учащихся, умение находить слова категории состояния в тексте; развивать умение сопереживать. |
Мотивирует к выразительному чтению текста. Проводит беседу по восприятию текста учащимися. Организует работу в паре по поиску слов категории состояния в тексте. Предлагает оценить себя.
|
Готовятся к выразительному чтению текста, читают. Отвечают на вопросы учителя. Работая в паре, находят слова категории состояния в тексте. Оценивают свою работу.
|
Работа в парах Смысловое чтение Беседа Работа с текстом Наглядно-иллюстративный метод Поисковый метод |
Личностные. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи; самостоятельное оценивание усвоенного содержания. Регулятивные. Умение понимать задание, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, самооценивание. Познавательные. Самостоятельное применение методов поиска объекта по заданным критериям. Коммуникативные. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Домашнее задание |
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
Предлагает выполнить творческое домашнее задание. |
Знакомятся с домашним заданием.
|
Письмо-обращение |
Личностные. Развитие нравственных качеств личности; формирование ответственного отношения к животному миру; вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Регулятивные. Умение работать в соответствии с заданием, самостоятельно исправлять ошибки. Познавательные. Развитие умения представлять информацию в творческой форме. Коммуникативные. Умение полно и точно выражать свои мысли в письменной форме. |
3. Рефлексия |
Соотнести поставленные учащимися цели с достигнутым результатом, проверить усвоение материала.
Обеспечить позитивный настрой на дальнейшее изучение темы. |
Организует работу по подведению итогов, опираясь на цели, сформулированные в начале занятия.
Организует рефлексию. Благодарит за работу, прощается с учениками.
|
Делают выводы по теме урока, опираясь на цели.
Заполняют оценочные листы, сдают их учителю.
|
Беседа Рефлексия Самоконтроль Ритуал прощания
|
Личностные. Оценивание усвоенного содержания темы, а также собственной учебной деятельности. Регулятивные. Самостоятельное соотнесение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы. Познавательные. Умение анализировать и обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. Коммуникативные. Умение слушать и дополнять ответы одноклассников. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воднева Валентина Викторовна
→ Публикатор![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.