Конспект урока русского языка "Категория состояния как часть речи"; 7 класс


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Класс: 7

УМК: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. «Русский язык»

 

Учебный предмет: русский язык

 

Тип урока: урок открытия новых знаний

 

Тема урока: «Категория состояния как часть речи»

 

Цель урока - достижение следующих результатов (прямой шрифт – базовый уровень, курсив – повышенный уровень):

 

предметные: знакомство с новой частью речи, определение назначения категории состояния в русском языке, её морфологических признаков, синтаксической роли; умение отличать категорию состояния от омонимичных самостоятельных частей речи;

 

метапредметные:

- способность самостоятельно определять цели, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты;

- применение приёмов анализа, сравнения и систематизации материала; умение делать вывод на основе установленных закономерностей, в том числе самостоятельно;

- коммуникативно целесообразное взаимодействие с одноклассниками и учителем, умение взглянуть на ситуацию с позиции другого;

 

личностные: развитие умения сопереживать, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других.

 

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, маршрутный лист учащегося, раздаточный материал.

 

Межпредметные связи: литература, живопись.

 

 

 

 

 

 

 

 

Прямой шрифт – базовый уровень, курсив – повышенный уровень

 

Этапы урока

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы работы

УУД

1. Актуализация

1. Установить контакт с детьми, настроить на работу.

 

2. Актуа-лизировать знания учащихся, включить их в деятельность по решению проблемы урока.

 

 

3. Подвести учащихся к формулирова-нию темы и постановке целей занятия.

1. Приветствует, создаёт позитивный настрой, знакомит с содержанием оценочного листа.


 


 


 

2. Предлагает записать и проанализировать три предложения(определить принадлежность к части речи слова легко) .

Вадим легко решил задачу.

Голубиное перо легко.

Легко на сердце от песни весёлой.

Организует диалог с учащимися, задает вопросы, подводит к определению проблемы.


 


 

3. Организует диалог с учащимися, в ходе которого вводится и понятие "категория состояния".

Подводит учащихся к формулировке темы и постановке целей урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу, знакомятся с содержанием оценочного листа.

 

Записывают предложения в тетрадь, определяют, какой частью речи является слово легко в каждом предложении.

Отвечают на поставленные вопросы.

Формулируют проблему.

 

Отвечают на поставленные вопросы, формулируют тему, записывают её в тетрадь. Руководствуясь опорными словами, ставят цели урока.

Ритуал приветствия

Приём присоединения

Создание проблемной ситуации

Частичнопоисковый

Беседа

Целеполагание


 

 

Личностные. Действие смыслообразования; мотивация на учебную деятельность, формирование способности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации.

Регулятивные. 1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; самоопределение; самооценка готовности к уроку.

2. Целеполагание, постановка учебной задачи на основе соотнесения известного и неизвестного, планирование учебной деятельности, саморегуляция, самооценивание.

Познавательные. Самостоятельный сравнительный анализ объектов с целью выделения признаков; поиск и выделение необходимой информации;

самостоятельное формулирование проблемы.

Коммуникативные. Умение оформлять свои мысли в устной форме, ясно и четко излагать свое мнение.

2. Освоение новых знаний

 

1. Подвести учащихся к самостоятельным выводам;

развивать умение совместного решения учебной задачи.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2. Формировать умение определять значение слов категории состояния, использовать СКС в речи; обеспечить здоровьесбережение.


 

 

 

 

 

 

  1. Организует работу учащихся в паре по заполнению таблицы «Как отличить слова категории состояния от других частей речи».

С помощью вопросов подводит к определению понятия «категория состояния». Организует работу по решению проблемного вопроса.

Предлагает оценить работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организует работу в группах по определению значений слов категории состояния, составлению предложения с использованием одного из слов, представлению результатов групповой работы у доски.

Предлагает оценить работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объединившись в пары, изучают теоретический материал учебника, заполняют таблицу «Как отличить слова категории состояния от других частей речи».

Отвечая на вопросы учителя и опираясь на проведённую в паре работу, делают выводы, дают определение категории состояния. Решают проблемный вопрос.

Оценивают свою работу.


 

Дети знакомятся со значениями слов категории состояния по упражнению учебника №316.

Работая в группах, определяют значения предложенных слов. Выбирают СКС с соответствующим заданию значением.

Придумывают простое предложение с СКС.

Представляют результаты групповой работы у доски.

Оценивают свою работу.

Работа в паре

Работа в группе

Наблюдение

Беседа

Работа с таблицей

Фронтальная работа (опрос)

Самооценивание

Приём «Исключи лишнее»

Составление предложений

 

Личностные. Выражение положительного отношения к процессу познания;

проявление основных моральных норм работы в паре, группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, аргументированное самооценивание.

Познавательные. Самостоятельный поиск путей решения проблемы; познавательная и личностная рефлексия;

самостоятельное применение приёмов анализа, сравнения, отбора и систематизации материала;

умение самостоятельно делать вывод на основе установленных закономерностей.

Коммуникативные. Соблюдение грамматических норм в практике речевого общения;

развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; презентация результатов совместной работы.

Закрепление нового материала

Закрепить полученные знания на практике, развивать речь учащихся, умение находить слова категории состояния в тексте;

развивать умение сопереживать.

Мотивирует к выразительному чтению текста.

Проводит беседу по восприятию текста учащимися.

Организует работу в паре по поиску слов категории состояния в тексте.

Предлагает оценить себя.

 

Готовятся к выразительному чтению текста, читают.

Отвечают на вопросы учителя.

Работая в паре, находят слова категории состояния в тексте.

Оценивают свою работу.

 

Работа в парах

Смысловое чтение

Беседа

Работа с текстом

Наглядно-иллюстративный метод

Поисковый метод

Личностные. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Готовность к сотрудничеству, оказанию помощи; самостоятельное оценивание усвоенного содержания.

Регулятивные. Умение понимать задание, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, самооценивание.

Познавательные. Самостоятельное применение методов поиска объекта по заданным критериям.

Коммуникативные. Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Домашнее задание

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Предлагает выполнить творческое домашнее задание.

Знакомятся с домашним заданием.

 

Письмо-обращение

Личностные. Развитие нравственных качеств личности; формирование ответственного отношения к животному миру; вырабатывать свои мировоззренческие позиции.

Регулятивные. Умение работать в соответствии с заданием, самостоятельно исправлять ошибки.

Познавательные. Развитие умения представлять информацию в творческой форме.

Коммуникативные. Умение полно и точно выражать свои мысли в письменной форме.

3. Рефлексия

Соотнести поставленные учащимися цели с достигнутым результатом, проверить усвоение материала.


 

Обеспечить позитивный настрой на дальнейшее изучение темы.

Организует работу по подведению итогов, опираясь на цели, сформулированные в начале занятия.

 

 

 

 

Организует рефлексию.

Благодарит за работу, прощается с учениками.

 

Делают выводы по теме урока, опираясь на цели.

 

 

 

 

 

 

 

Заполняют оценочные листы, сдают их учителю.

 

Беседа

Рефлексия

Самоконтроль

Ритуал прощания

 

Личностные. Оценивание усвоенного содержания темы, а также собственной учебной деятельности.

Регулятивные. Самостоятельное соотнесение цели и результатов своей деятельности; определение степени успешности работы.

Познавательные. Умение анализировать и обобщать, делать выводы; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.

Коммуникативные. Умение слушать и дополнять ответы одноклассников.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Категория состояния как часть речи"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воднева Валентина Викторовна  Публикатор
28.04.2023 0 399 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0