Страница 1 из 11
Модератор форума: lyumer, Екатерина_Пашкова 
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Новости и события в образовательной сфере » статус учителя
статус учителя
ov-liДата: Четверг, 23.08.2012, 12:44 | Сообщение # 1

Ольга Ковалева
Ранг: Школьник (?)
Группа: Пользователи
Российская Федерация
Омск

Сообщений:
97
Награды: 2
Статус: Offline
О модельном законе "О статусе учителя
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств N 24-13

Документ обновлен в феврале 2010 года
Назад, Главная страница

<<<< >>>>

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по науке и образованию проект модельного закона "О статусе учителя", Межпарламентская Ассамблея ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять модельный закон "О статусе учителя" (прилагается).

2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.

Председатель Совета Ассамблеи С.М.МИРОНОВ

ПРИНЯТО
на двадцать четвертом
пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 24-13
от 4 декабря 2004 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О СТАТУСЕ УЧИТЕЛЯ

Настоящий модельный Закон определяет принципы государственной политики, регулирует правовые, социально-экономические отношения, связанные с деятельностью учителя, и направлен на создание условий, обеспечивающих качественное улучшение правового положения учителей, реализацию гарантий их социальной защищенности.

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Содержание статуса учителя

Учитель - лицо, имеющее необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающее в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования, выполняющее учебную, научную, методическую, воспитательную, организационную и руководящую деятельность.

Условия и характер педагогической работы определяют содержание статуса учителя, включающее в себя права, обязанности и ответственность учителя, а также гарантии их реализации.

Учитель пользуется всеми правами и свободами гражданина, закрепленными конституцией государства.

Статья 2. Лица, имеющие статус учителя

Статус учителя имеют граждане, получившие необходимое профессиональное образование и соответствующую квалификацию, работающие в учреждениях общего, дошкольного, внешкольного образования, начального и среднего профессионального образования различных типов и форм собственности.

Лицам, не имеющим педагогического образования и квалификации, предоставляется право заниматься педагогической деятельностью по решению педагогического совета школ, дошкольных и внешкольных учреждений после прохождения соответствующей педагогической переподготовки и аттестации.

Лишение статуса учителя вследствие недостаточной квалификации, аморального поступка, не совместимого с принципами учебно-воспитательной деятельности, производится в соответствии с национальным законодательством.

Статья 3. Законодательство о статусе учителя

Законодательство о статусе учителя основывается на положениях конституции государства, закона об образовании и состоит из настоящего модельного Закона и иных нормативно-правовых актов, определяющих права, обязанности и ответственность учителя.

Статья 4. Принципы педагогической деятельности учителя

Основными принципами педагогической деятельности учителя являются:

- личностно ориентированный подход к обучению, воспитанию, развитию учащегося;

- гуманистический характер обучения и воспитания, обеспечивающий уважение прав и свобод учащегося, национально-культурных традиций;

- приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям;

- недопущение прямой, скрытой и (или) косвенной дискриминации, ограничения прав или предоставления привилегий учащимся по признаку пола, этнической принадлежности, языка, вероисповедания или по каким-либо иным условиям и обстоятельствам личного или общественного характера;

- воспитание учащихся в духе любви к Родине, высокой гражданственности, дружбы между народами;

- преемственность образования;

- свобода выбора методов и форм педагогической деятельности;

- единство принципов обучения и воспитания;

- совершенствование своих знаний на основе новейших достижений науки, техники и культуры;

- тесный контакт с учащимися и их родителями (законными представителями);

- сотрудничество с детскими и молодежными объединениями, трудовыми коллективами, а также заинтересованными государственными и негосударственными организациями, деятельность которых не запрещена национальным законодательством.

Глава 2

ПРАВА УЧИТЕЛЯ

Статья 5. Права учителя в профессиональной деятельности

Правом на педагогическую деятельность обладают лица, имеющие необходимое профессиональное образование и соответствующую педагогическую квалификацию, определяемые законом, независимо от национальной принадлежности, пола, социального происхождения и вероисповедания.

Учитель имеет право:

- на свободу выбора учебных программ, форм и методов преподавания, учебников и учебных пособий, согласно государственным образовательным стандартам, утверждаемым уполномоченным органом государственного управления образованием;

- участие в разработке новых авторских программ, учебников и учебных пособий;

- создание и использование новаторских методов и приемов, проведение научно-педагогического эксперимента, внедрение передового педагогического опыта в практику;

- поощрение за создание, использование и внедрение новаторских методов и приемов в педагогической деятельности;

- индивидуальную педагогическую деятельность в порядке, установленном национальным законодательством;

- досрочную аттестацию с целью повышения категории;

- повышение квалификации в установленном порядке не реже одного раза в пять лет;

- охрану прав и интересов учащихся.

Учитель пользуется правом работы по совместительству в соответствии с трудовым кодексом и другими нормативно-правовыми актами.

Учитель имеет право участвовать в управлении школой.

Устойчивость служебного положения учителя гарантируется даже в том случае, когда полностью или частично изменяется организация системы школьного образования.

Статья 6. Защита чести и достоинства учителя

Учителю как гражданину гарантируется защита чести и достоинства.

Не допускается привлечение учителей общеобразовательных школ, дошкольных и внешкольных учреждений к другим работам, не связанным с их профессиональной деятельностью.

Родители учащихся не имеют права на неоправданное вмешательство в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя.

Статья 7. Право на материальное обеспечение

Заработная плата и должностной оклад учителю выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Выполнение работником других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному договору, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством.

Размеры ставок и должностных окладов учителей устанавливаются с учетом образования, педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий. Начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в стране.

Учителям устанавливается доплата: за пять лет стажа педагогической работы - в размере 10%, 10 лет - 20%, 15 и более лет - 30% от заработной платы.

Заработная плата учителей, имеющих почетные звания, увеличивается на 50%, имеющих почетное звание "Народный учитель" - на 100%.

Учителям, работающим в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях, имеющим ученую степень, устанавливаются надбавки в соответствии с национальным законодательством.

Учителям, работающим в тяжелых природно-климатических условиях, предусматриваются льготы и надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом правительством.

Школы в пределах имеющихся у них средств на оплату труда могут устанавливать работникам премии, другие виды материального стимулирования и компенсации, а также выделять средства для приобретения учебной, методической и научной литературы.

Работа учителя, превышающая стандартную норму (ставку), оплачивается.

Размер надбавки к заработной плате за классное руководство составляет: в 1 - 4 классах - 20% от стандартной нормы (ставки); в 5 - 10 (11) классах - 30% от стандартной нормы (ставки).

Молодым специалистам, прибывающим на работу в сельские школы, за счет средств местного бюджета выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада на хозяйственное обустройство.

Педагогические работники государственных организаций образования, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на повышение не менее чем на 25% должностных окладов и тарифных ставок по сравнению со ставками специалистов, проживающих и работающих в городских условиях.

Молодые специалисты, получившие профессиональное педагогическое образование по системе государственного образовательного кредитования и отработавшие на селе в организации образования не менее пяти лет, освобождаются от оплаты этих кредитов.

Учителям производится доплата за проверку тетрадей, письменных работ, за заведование учебными кабинетами, классное руководство и другие выплаты, предусмотренные правительством и уполномоченным органом государственного управления образованием.

Статья 8. Право на социальное обеспечение

Государство обеспечивает учителю надлежащие условия труда, быта и социальные льготы в соответствии с национальным законодательством.

Работникам образования, имеющим стаж педагогической работы 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет.

Органы местного самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять учителям льготы по оплате эксплуатационных расходов на содержание жилой площади и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство в соответствии с национальным законодательством.

Статья 9. Право на отдых

Право учителя на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, предоставлением еженедельного отдыха и ежегодных оплачиваемых отпусков, предусмотренных национальным законодательством.

Государство гарантирует предоставление учителям не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической деятельности творческого отпуска сроком не менее одного года для научно-педагогической и учебно-методической деятельности.

Продолжительность рабочего дня и рабочей недели учителя устанавливается в пределах, предусмотренных законом об образовании.

Статья 10. Право на охрану здоровья

Учитель имеет право на охрану здоровья, реализуемое путем проведения санитарно-гигиенических, противоэпидемических, лечебно-профилактических мероприятий в соответствии с национальным законодательством.

Ежегодно в обязательном порядке проводится бесплатное амбулаторное медицинское обследование учителей в государственных лечебно-профилактических учреждениях.

Учитель имеет право на санаторно-курортное лечение, отдых в пансионатах и на туристических базах на льготных условиях, устанавливаемых правительством.

Статья 11. Право на обеспечение земельными наделами

Учитель, проживающий в сельской местности, обеспечивается наравне с членами крестьянских и фермерских хозяйств земельным наделом, недвижимостью и иным имуществом в соответствии с национальным законодательством.

Учителям, проживающим и работающим в районных центрах, поселках городского типа, городах районного и областного подчинения, предоставляется право на внеочередное строительство жилого дома и выделение дачного участка.

Статья 12. Право на отсрочку от призыва на действительную воинскую службу выпускников педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений

Выпускникам педагогических факультетов высших профессиональных и средних профессиональных учебных заведений, направленным на работу в сельскую местность, на весь период трудовой деятельности в сельских школах, дошкольных или внешкольных учреждениях предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.

Статья 13. Право на поощрение

За достижение высоких результатов в обучении и воспитании подрастающего поколения учитель может быть представлен к наградам уполномоченного органа государственного управления образованием, ведомств и к государственным наградам.

Статья 14. Фонды поддержки учителей

Фонды поддержки учителей формируются в установленном национальным законодательством порядке за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, в том числе иностранных.

Для защиты своих интересов учителя могут создавать в установленном национальным законодательством порядке общественные объединения, ассоциации, фонды, дома учителя.

Статья 15. Ограничение видов деятельности учителя

Учитель не имеет права:

- проводить религиозную или атеистическую пропаганду в школах;

- организовывать политические группы, партии в школах;

- распространять шовинистическую, националистическую, милитаристскую идеологию;

- вовлекать школьников в забастовочное движение и политические акции;

- осуществлять насильственные действия в отношении учащихся.

Глава 3

ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Статья 16. Обязанности учителя

Учитель обязан:

- проводить обучение на высоком профессиональном уровне, обеспечивать усвоение учащимися учебной программы не ниже уровня государственных образовательных стандартов;

- проводить учебно-воспитательную работу в духе уважения к родителям, старшим, культурно-историческим ценностям страны, ее государственному устройству, воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- утверждать уважение к принципам общечеловеческой морали: доброте, трудолюбию, гуманизму, патриотизму, правде, справедливости и другим добродетелям;

- постоянно совершенствовать свои педагогические знания и мастерство;

- уважать честь и достоинство учащихся;

- готовить учащихся к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, согласия между народами;

- содействовать развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;

- соблюдать требования педагогической и служебной этики.

Статья 17. Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность учителя

Учитель за совершение правонарушения несет ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Глава 4

ПОДГОТОВКА, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ

Статья 18. Подготовка учительских кадров

В государстве профессиональную подготовку учительских кадров осуществляют профессиональные педагогические средние и высшие учебные заведения различных типов, видов и форм собственности.

Профессиональное педагогическое учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, государством и обществом. Контроль за соответствием деятельности профессионального педагогического учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель (учредители) профессионального педагогического учебного заведения и уполномоченный орган государственного управления образованием, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности.

Прием студентов по педагогической специальности в государственные профессиональные педагогические учебные заведения осуществляется на конкурсной основе по плану приема на подготовку специалистов в пределах государственного заказа в основном за счет средств государственного бюджета.

Статья 19. Повышение квалификации и переподготовка учительских кадров

Государство гарантирует создание условий для повышения квалификации и переподготовки учителей государственных школ, дошкольных и внешкольных учреждений.

Повышение квалификации учителей осуществляется по договорам, заключенным юридическими лицами с центральными, региональными институтами усовершенствования учителей, высшими учебными заведениями и научными организациями или учреждениями как за счет средств государственного бюджета, так и за счет юридических лиц.

Государство гарантирует предоставление учителям и научно-педагогическим работникам творческого отпуска для научно-педагогической, учебно-методической, изобретательской, экспериментальной и экспертной деятельности.

Порядок, виды и формы повышения квалификации учителей и научно-педагогических работников в части, не урегулированной национальным законодательством, устанавливаются правительством.

Глава 5

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Обязанность и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц по обеспечению реализации настоящего модельного Закона

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия и их объединения, учреждения, организации, должностные лица, органы государственного управления образованием в пределах своих полномочий и обязанностей обеспечивают реализацию настоящего модельного Закона. Должностные и другие лица, виновные в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей по реализации прав учителей, несут ответственность в соответствии с национальным законодательством.

Вред, причиненный учителям незаконными действиями указанных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей в области административного управления, возмещается в полном объеме в соответствии с национальным законодательством.

Добавлено (23.08.2012, 12:44)
---------------------------------------------
Объясните, пожалуйста, это постановление действующее. На него можно ссылаться как на официальный документ?

Спасибо
Александр_ИгрицкийДата: Четверг, 23.08.2012, 18:42 | Сообщение # 2

Александр Игрицкий
Ранг: Академик (?)
Группа: Заблокированные
Российская Федерация
Москва

Должность: Freelancer
Сообщений:
11104
Награды: 128
Статус: Offline
Quote (ov-li)
Объясните, пожалуйста, это постановление действующее. На него можно ссылаться как на официальный документ?

Да.
Да.
Весь вопрос в том, какую юридическую силу имеет это Постановление.
Пример.
По-моему, в 1936 году в СССР психология была ОФИЦИАЛЬНО признана лженаукой и запрещена для преподавания, изучения и применения. Обычно утратившие силу постановления и указы отменяются также в официальном порядке. С психологией (в отличие от лженауки кибернетики) ничего подобное не произошло. Постановлений, разрешающих психологии жить нормальной жизнью, не было.
De jure психология до сих пор под запретом.
И что?
De facto прекрасно себя чувствует.


Сообщение отредактировал Александр_Игрицкий - Четверг, 23.08.2012, 18:44
Спасибо
Форум учителей об образовании в России и мире » Учительская — форум учителей, педагогов, воспитателей и родителей » Новости и события в образовательной сфере » статус учителя
Страница 1 из 11
Поиск:



Спорная ситуация с родителями или администрацией? Ищете выход из проблемы на уроке или с учеником?
Не знаете, как что-то сделать на компьютере?


Вы можете задать анонимный вопрос
х
Подробно изложите суть вашего вопроса.
Обратите внимание, что вопросы публикуются в открытом доступе не сайте, поэтому не указывайте персональные данные ваши или иных лиц. Однако стоит указать свой РЕГИОН, т.к. законодательство в разных регионах разное.
Отправить