Методические приемы

Существуют множество способов представления материала: диаграммы, графики, графы и другие. Прием «Концептуальная таблица» — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.

20.02.2017

Прием «Ледокол» разработан для создания комфортных дружелюбных взаимоотношений между учениками. Цель приема — оценить эмоциональное состояние учеников, при необходимости подкорректировать его в лучшую сторону, устранить коммуникативный барьер и наладить контакт, преодолеть робость и помочь раскрыться в общении каждого из учеников.

Прием «Два, четыре, вместе» направлен на формирование сотрудничества в процессе обучения. Данный метод дает возможность каждому ученику высказать свою точку зрения, согласовать ее с мнением других и прийти к единому решению вопроса. Это один из способов научить ребенка общению, критически мыслить, формулировать собственные выводы, анализировать и сравнивать свои суждения с мнениями других учеников.

В соответствии с новыми ФГОС учитель обязан не только обучить алгебре, истории или биологии, но и привить обучающимся различные метапредметные навыки, которые пригодятся ему на любом уроке и в жизни. И в этом отношении прием «Общее – уникальное», при всей его простоте, очень удобен и актуален. Он позволит и научить основным правилам логических рассуждений, и осознать изученный материал в полном объеме. 

Исследовательские кейсы — прием относительно новый, но многие педагоги уже используют его. Прием можно использовать на любом уроке. Осуществляя разбор кейса, учащиеся должны продемонстрировать не только способность применять уже освоенные теоретические знания и практические навыки, но и предложить что-то новое — в этом отличие первооткрывательских кейсов от кейсов других типов. При этом и ученики, и учитель являются в такой ситуации исследователями.   

Метод вживания входит в группу методик эврического воспитания. Результатом такого воспитания является появление новых идей у учащихся, новый подход к решению задач и т.д. Метод можно использовать на уроках истории и обществознания для оценки поведения людей в определенной ситуации, в прежние исторические эпохи; на уроке литературы для лучшего понимания героев произведения; на уроках иностранного языка и т.п.

При проведении урока важно не только ознакомить детей с необходимым учебным материалом. Особое внимание уделяется развитию умения анализировать полученную информацию, находить закономерности между отдельными фактами, делать выводы. Помочь в этом может методический прием «Цепочка соответствий». 

Для включения в работу на уроке как можно большего количества детей используются интерактивные методы и приемы. К ним относится прием «Слово — эстафета». Как использовать этот прием на занятии с детьми или взрослыми?

Каждый взрослый когда-то был ребенком, но с течением времени многие из них забывают о своих детских переживаниях и проблемах. Оказываясь в роли родителей, они не стремятся искать взаимопонимания с детьми, пытаясь действовать в отношении них с позиции авторитаризма. Такой подход абсолютно неправильный. Чтобы помочь родителям понять ошибки, допускаемые в воспитании детей, рекомендуется использовать прием ролевого проигрывания семейных ситуаций.

Коллективное обсуждение вопроса всегда дает лучший результат. Чем больше точек зрения и идей будет озвучено, тем объективнее и точнее будет сформулированный вывод. Как использовать прием «Коллективная запись» на уроке?

Суть ситуации можно понять намного лучше, если подвергнуть ее критическому анализу. Как говорится, в споре рождается истина, а любая конструктивная критика помогает найти путь к правильному решению вопроса. Именно на этом и построен методический прием «Реверсионная мозговая атака». 

Детей всегда очень привлекает атмосфера секретности и таинственности. Создав такие условия на уроке, можно быть уверенным в том, что дети с интересом включатся в работу, проявят повышенную активность и личную заинтересованность. Для достижения данных целей рекомендуется использовать методический прием «Волшебная шкатулочка». Как использовать этот прием?

Педагогический прием, выросший из реальных ошибок учителей, благодаря их же находчивости и креативности стал действенным и популярным. В чем суть приема «Лови ошибку!»? Как и зачем его использовать на уроке? Чем он хорош, есть ли недостатки в «ловле ошибок»?

Данный прием относится к устным видам рефлексии. Прием поможет школьникам и студентам переосмыслить, закрепить и обсудить пройденный материал. Реализация данного метода дает возможность в свободной форме обсудить все вопросы по заданной теме, интересующие обучающихся. 

Технология рефлексивного чтения повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека. В этой статье мы рассматриваем несколько приемов и стратегий, позволяющих научить детей работать с текстом осознанно.

Методика «взаимопередачи тем» была разработана, чтобы организовать самостоятельное изучение теории во время работы в сменных парах. Первые опытно-исследовательские работы по использованию данной методики были проведены в середине 80-х годов.

Прием «выглядит как, звучит как» известен довольно узкому кругу специалистов. А жаль, ведь он прост, доступен и может принести немалую пользу. Попробуем выяснить, что как использовать прием на занятиях с детьми и взрослыми.

Прием «Я беру / не беру тебя с собой» — один из наиболее универсальных приемов ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). При его использовании знания не просто транслируются ученикам, а добываются учениками благодаря самостоятельной работе. «Я беру тебя с собой» напоминает занимательную игру и рекомендован к использованию во время повторения изученного материала. Он подходит для проведения разминки на уроке.

Суть приема «Создай паспорт» заключается в том, что ученики самостоятельно составляют обобщенную характеристику изучаемого явления по определенному плану. С его помощью дети лучше вникают в тему и учатся анализировать, выделять главное.

Педагогический прием «Непрерывная шкала мыслей» («Бесконечная цепочка») — это дискуссионный вид работы на уроке. Он используется, чтобы научить детей запоминать большие объемы информации, быстро вспоминать и свободно выражать свои мысли. Прием описан авторами М. Зигановым и В. Козаренко в книге «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления».