Методические приемы

Считается, что технология «Пять Почему» изобретена японским промышленником Сакити Тоёда и с успехом используется корпорацией Toyota для выявления первопричин различных проблем. Количество «Почему» подобрано эмпирическим путем: менеджеры опытным путем установили, что именно пять вопросов в цепочке позволяет понять первопричину.

05.11.2018

Часто люди не осознают, что чтобы получить задуманное, достигнуть желаемого образа, нужно внести конкретный вклад, предпринять какие-то действия. Одно из заданий, помогающих прийти к этому осознанию, а через него — и к действию — дерево целей с корнями. Это мотивационное задание можно давать и ребятам, и их родителям, и использовать самим педагогам. В классе плохая дисциплина? Какие ее составные части? Что нужно сделать, чтобы устранить проблему.

Прием «Стол заданий» (А.Б. Воронцов) с одной стороны, помогает провести этап работы над ошибками после самопроверки проверочной работы, а с другой, помогает ребятам обретать веру в себя, создавать ситуации вовлеченности и увлеченности, повышать мотивацию, выращивать смыслы учебной деятельности, учить позитивной коммуникации. Расскажем о приеме подробнее.

Новое направление в психологии — воплощенное познание, в рамках которого изучается влияние физических ощущений на принятие решений, поведение, опыт оценки. В этих исследованиях было доказано, что теплый напиток, плед или теплое помещение помогают расположить человека к себе, отношения становятся теплее.

Ранее мы писали, что ученики лучше откликаются на те задания, которые вызывают эмоции. Особенно хорошо такими заданиями «разбавить» десятки однотипных заданий, на решение которых уходят часы домашней и классной работы. Почему бы вместо «Двух велосипедистов, выехавших из пункта А в пункт Б» не взять учеников Васю и Колю, выехавших с улиц Ленина и Кирова?

На наш сайт поступил вопрос от родителя: "Мой ребенок учится в первом классе. Когда дети пишут прописи или просто работают в тетрадках, учитель заставляет выделять орфограммы в слове другим цветом шариковой ручки. Для написания одного слова ребенок несколько раз меняет ручки (синяя, зеленая). Правильное это обучение?". Ответ дает учитель математики, пользователь нашего сайта. 

В первый же день в летнем лагере воспитателям и вожатым нужно организовать знакомство детей друг с другом. Проще всего это сделать в игровой форме. Детям младшего возраста больше подходят игры, которые проводятся в кругу, сопровождаются стихами или музыкой. Подросткам предлагаются такие игры, основная задача которых не столько представление детей, сколько возможность сплотить новый детский коллектив, сдружить, сблизить ребят между собой.

Эвристическое исследование — форма проблемного обучения, постановка задач, результат которых неизвестен учителю и учащимся.  Метод помогает развивать у детей креативность, познавательный интерес, логическое и абстрактное мышление, реализовывать творческий потенциал. Подход учит думать и решать задачи самостоятельно, открывать новое и не бояться выражать собственные мысли.

Прием «Микрофон» может использоваться на уроках для проверки домашнего задания, активизации опорных знаний, мотивации или подведения итогов урока. Он помогает задействовать максимальное количество учащихся, выяснить, насколько дети заинтересовались материалом или усвоили его. 

Объяснив сложный материал, учитель не всегда уверен, поняли дети это материал. Да, они правильно ответили на вопросы, неплохо выполнили небольшой тест, но уверенности почему-то нет. Школьники все, вроде бы, поняли, а копни поглубже — настоящих знаний нет. Это происходит потому, что материал выучен, но не осмыслен как следует. Со временем информация забывается вовсе.

Прием «SWOT-анализ» пришел в образовательную среду из бизнеса. Он используется для объективной оценки сильных и слабых сторон проведенного или будущего шага, позволяет выявить недостатки и найти пути их решения.

Среди группы методов, помогающих активизировать познавательную деятельность детей, хорошо зарекомендовал себя прием «Учимся сообща». В этой статье мы расскажем, как использовать этот прием на уроке.

Методический прием «Рядом с художником» ориентирован в основном на учащихся среднего звена и старших классов. Его лучше использовать на вводных уроках по изучению творчества писателя, а также на заключительных занятиях при выявлении позиции обучающегося по отношению к автору и его произведению.

В связи с требованиями новых ФГОС мы все чаще стремимся к практико-ориентированному обучению. В целом суть его в том, что школьник учится решать проблему, которую ставит перед ним жизнь. Но можно с сожалением констатировать, что школьники часто ее вообще не видят, а значит, и не могут решить. Методический прием «Формулирование вопросов» чрезвычайно полезен для этого, ведь увидеть проблему — это и значит, по большому счету, поставить вопрос.

Перефразируя древнегреческого мыслителя Аристотеля, можно сказать, что знание начинается… с удивления. И эта, казалось бы, простая мысль позволяет  выразить квинтэссенцию одного из педагогических приемов, достаточно давно используемых учителями средних школ — приема «Удивляй!».

Сделайте работу со словарем и заучивание необходимой лексики интересным занятием. «Интервью у слова» — игра, которая поможет вашим ученикам работать со словарем и глубже понимать смысл слов. Интервью у слова переворачивает представление учеников о работе со словарем, поиске значений новых слов как о скучном и рутинном занятии

Методика «Цветок Лотоса» пришла к нам из восточного религиоведения, духовных практик. Лотос на Востоке — магический цветок, созерцание которого наводит на размышления, обобщения, стимулирует формирование расширенного мировоззрения. В практической педагогике этот прием, без его магической окраски, является примером образного структурирования материала.

Данный прием относится к элементам технологии работы с информацией. В жизни люди так или иначе оказываются связаны с информационными потоками: делают подсчеты, оставляю списки, оформляют заявления и т.п. Отсюда важность умения работать с информацией быстро и конструктивно. Прием «дневник…» — прием обучающего письма, позволяющий «высвечивать» мысли и фразы, обращать внимание на суждения и наиболее важные части текста. Дневник ведется в форме цитат и комментариев.

Методический прием «Измени позицию» создает благоприятные условия для такого взаимодействия между учениками, при котором участник диалога занимает определенную позицию по дискуссионному вопросу. В ходе урока участники могут поменять свое мнение на другое. Этот прием относится к групповым методам обучения.

Существуют множество способов представления материала: диаграммы, графики, графы и другие. Прием «Концептуальная таблица» — это педагогический метод, который направлен на создание сравнительной таблицы. Он учит учащихся рассматривать тему с разных сторон, анализировать и обобщать информацию. Данный метод — один из способов обучения учеников критическому осознанному мышлению, который формирует сравнительную систему суждений, способствует умению находить и анализировать отличительные признаки объектов.