Классное руководство

Классный час — особая форма занятий с детьми. Это и урок, и нечто другое. Для кого-то это возможность похвалить одних учеников и пожурить других. Для кого-то — скучная рутина, еще одно бессмысленное требование школы к классным руководителям, и так заваленным работой. А кто-то видит в этом часе возможность продолжить общение с ребятами. Однако проводить классные часы приходится всем. Как сделать их не рутинными, а по-настоящему классными?

02.06.2022

Для каждого классного руководителя сентябрь достаточно тяжёлый месяц, особенно в том случае, если учитель получил класс только что. Ему нужно познакомиться с личными делами учеников, с самими учениками, найти с ними контакт, установить добрые, доверительные отношения. Но этого недостаточно.

Хорошие отношения нужно установить и с родителями ребят.

Работа с родителями составляет значительную часть обязанностей классного руководителя. Это и неудивительно, ведь школа и семья должны согласовывать свои действия ради интересов ребенка. Но что же делать, если родители ученика не хотят идти на контакт?

Какие мероприятия провести в школьной библиотеке и чему посвятить неделю родной литературы? Какие произведения предложить выучить к конкурсу чтецов и о чем писать сочинение? При выборе можно опираться на собственные предпочтения, а можно приурочить любую работу, связанную с литературой, к юбилею книги. Предлагаем список книг-юбиляров на будущий учебный год. Мы составили для вас два отдельных перечня: по русской и зарубежной литературе — и внесли в них наиболее интересные для школьников произведения.

Везде, где оказывается рядом двое или более людей, возникают трения и обиды. Конечно, большинство из нас стремится избежать конфликта. Но это иной раз бывает совсем не так просто. Что же делать?

В педагогической копилке каждого учителя имеется множество приемов, направленных на сплочение ученического коллектива. Это и различные игры, и общие практические дела. В этой статье речь пойдет об одном из таких приемов — "круге сообщества. Прием направлен на урегулирование или выстраивание отношений, на разрешение конфликтов.

Новое направление в психологии — воплощенное познание, в рамках которого изучается влияние физических ощущений на принятие решений, поведение, опыт оценки. В этих исследованиях было доказано, что теплый напиток, плед или теплое помещение помогают расположить человека к себе, отношения становятся теплее.

Можно употреблять много разных интересных слов, складывая их в предложения, дабы напутствовать чад на пути их в большой мир. Мы же — в своё время — не постеснялись уподобиться Евклиду, собравшему воедино опыт человеческий в области геометрии, и обеспечили отроков, покидающих стены школы, памяткой, рассчитывая при этом на её наличие в их головах и душах.

Получив новый класс — первый, или пятый, или десятый — классный руководитель встает перед проблемой знакомства с ребятами и их родителями. И если знакомство с учениками наверняка произойдет, вне зависимости от того, организуем ли мы что-то особенное (например, интересную игру или тематический классный час) или нет, то отношения с родителями могут так и не сложиться, если учитель не приложит усилий. Как же лучше познакомиться с семьей ученика?

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.

Первое родительское собрание в 5 классе обычно проводится на первой неделе учебы, хотя желательно провести его еще в конце августа. На собрании происходит знакомство родителей с классным руководителем, разъясняются особенности обучения в пятом классе, трудности перехода в среднее звено, знакомят родителей с требованиями по разным предметам, предлагаются советы психолога о том, как помочь ребенку безболезненно пережить расставание с начальной школой и адаптироваться в основной школе. На собрании родители заполняют анкеты.

С началом учебного года, а периодически и во время занятий приходится решать вопросы рассаживания учеников за партами. Многие относятся к этой проблеме формально, а между тем, в ней есть несколько нюансов, без учета которых возникнут сложности с поведением и успеваемостью детей и появятся претензии родителей.

Прием «Ледокол» разработан для создания комфортных дружелюбных взаимоотношений между учениками. Цель приема — оценить эмоциональное состояние учеников, при необходимости подкорректировать его в лучшую сторону, устранить коммуникативный барьер и наладить контакт, преодолеть робость и помочь раскрыться в общении каждого из учеников.

При работе с классом учителю необходимо поддерживать постоянную связь с родителями своих учеников. Это должно быть двухстороннее общение, с целью ознакомления со всей важной информацией, касающейся школьной жизни детей и самых актуальных проблем, возникающих у школьников или их родителей. В нашей статье мы расскажем о различных способах связи с родителями. 

Одной из главных задач учителя начальных классов является формирование сплоченного детского коллектива. Важно добиться того, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появились общие цели, сложилось коллективное мышление. Это довольно сложная и кропотливая работа, которая должна носить системный характер быть планомерной и ежедневной. Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит педагог с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива в начальной школе.

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

«Первый раз в первый класс» — знаковое событие в жизни ребенка. Попадая в незнакомую обстановку, многие первоклассники чувствуют себя некомфортно. Особенное беспокойство у них вызывает нахождение в коллективе детей, где они пока никого не знают. Поэтому учитель в первые дни проводит ряд занятий, которые помогут детям ближе познакомиться друг с другом и приведут к сплочению классного коллектива.   

Для знакомства детей во время внеклассных или психолого-развивающих занятий можно использовать дидактические игры. Приводим список таких игр и даем краткие пояснения по их организации. Их можно использовать с детьми с первого класса и старше.

В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к  новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся. 

При переходе детей из начального звена в среднее, ребята всегда сталкиваются с некоторыми трудностями, которые снижают их успеваемость и желание учиться. Организация родительского собрания в 5 классе на тему «Адаптация пятиклассников» с сопутствующей презентацией поможет обратить родительское внимание к трудностям адаптации их детей в указанный период.



1-20 21-40 41-51