Методика преподавания

Перефразируя древнегреческого мыслителя Аристотеля, можно сказать, что знание начинается… с удивления. И эта, казалось бы, простая мысль позволяет  выразить квинтэссенцию одного из педагогических приемов, достаточно давно используемых учителями средних школ — приема «Удивляй!».

05.04.2017

Для школьника процесс познания мира связан с определенными усилиями. И задача педагога — уже с младших классов школы развивать в детях адекватное восприятие информации, повышать уровень этого восприятия.  Тем более что сегодня существует множество замечательных методик, благодаря использованию которых учитель может научить школьника отделять зерна от плевел, полезную информацию запоминать, а прочую — безжалостно отсеивать, то есть просто не воспринимать.

Согласно требованиям  ФГОС в основе обучения лежит системно-деятельностный  подход, когда учащийся сам определяет пути достижения цели, планирует свои действия, осуществляет исследование и делает выводы. Технология «Взаимообмен заданиями»  предполагает учебную деятельность с целью обмена информацией, обеспечивает высокую интенсивность обучения, формирует потребность взаимодействия с окружающей образовательной средой.

Современная педагогика на своем этапе все чаще обращается к использованию игр на занятиях со взрослыми и детьми. Погружение в «легенду» игры, насыщение ее определенной символикой, определенное поведение — все это позволяет педагогам преподнести материал в новой форме. Но как отследить эффективность ролевых или деловых игр? С каким состоянием можно столкнуться после? 

Родители с гордостью  смотрят на ребенка, которые декламирует стихи на утреннике в детском саду. Но многие дети категорически отказываются не только выступать перед родителями и другими детьми, но и учить стихи. Причиной такого нежелания является невозможность усвоения ими большого объема новой информации. Мозг ребенка пытается любыми способами избавиться от информационной перегрузки. Как учить стихи с ребенком 3-4-5-6-7 лет?

Нередко учителя начальной школы и родители сталкиваются с такой ситуацией: дети успешно овладевают навыком чтения, но не понимают прочитанный материал и могут воспроизвести его лишь с помощью зубрежки. Решить эту проблему можно с помощью специальных упражнений, направленных на понимание текста. 

Обычно взрослые воспринимают «трудными» тех детей, которые делают что-то, что взрослые считают вредным и разрушающим для детского здоровья и развития, и наоборот не делают того, что взрослые считают полезным и созидающим. Одни дети не хотят учиться, вторые начинают курить, третьи упрямо спорят с учителем, отстаивая свою точку зрения и т.д. 

В формировании интереса к любому предмету большое значение имеют задания, которые выполняют ребята на уроке и дома. Если они будят в учениках любознательность, желание добраться до правильного ответа, то учащиеся не останутся безучастными и равнодушными на уроках. А новых таких заданий они будут ждать с нетерпением.

По статистике, не менее 80% всех уроков в школе относятся именно к этому типу. Комбинированный урок — понятие многогранное и поэтому очень популярное. Многие проводят почти исключительно комбинированные уроки, лишь время от времени прибегая к контрольным или нетрадиционным вариантам. И неудивительно, ведь именно такая форма дает возможность достичь сразу многих целей.

Для контроля изученного как на каждом уроке, так и на специальных (зачет, контрольная работа) используются различные формы обратной связи с учениками. Очевидно, что обойтись без этого невозможно, иначе учитель окажется путником, заблудившимся в собственных словах. Как в известном анекдоте: «Как называется человек, который все время болтает, даже если его никто не слушает? — Учитель!» Успешная организация обратной связи на всех этапах урока позволит постоянно контролировать понимание и удерживать внимание класса на должном уровне

С детской агрессией время от времени сталкиваются все: и учителя, и родители, и другие дети. Это пугает и беспокоит, поэтому отнестись к агрессивному поведению спокойно очень трудно. Однако давайте обратимся к мнению психологов и определимся, каковы причины детской агрессивности и что с этим делать.

«Трудный ребенок» — кто он? С ним неприятно и тяжело общаться, он нарушает дисциплину, дерзит, дерется или, наоборот, апатичен и безволен, идет на поводу у «отрицательного лидера». Однако учитель или родитель такого ребенка не может просто порвать с ним отношения: он должен что-то сделать, помочь человеку, ведь это еще не взрослая, не сформировавшаяся до конца личность, и мы еще можем помочь ей сформироваться правильно.

Словарных слов в процессе развития русского языка становится все больше: теряется связь между исторически родственными словами, выходят из употребления те слова, которые некогда были проверочными. Как же запомнить все то, что задают в школе и что может потребоваться в жизни? Вот несколько методик запоминания словарных слов, которые можно использовать и дома, и в школе.

Как повысить эффективность восприятия материала школьниками при помощи одного из инновационных методов преподавания — кейсового обучения? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным? Как подготовить учителя к использованию реальных экономических, социальных и бытовых ситуаций на уроке? Обо всем этом вы узнаете, прочитав эту статью. Приятным дополнением послужит раскрытие нескольких небольших секретов работы с кейсовыми заданиями, апробированными автором в ходе работы с учениками 8-11 классов средней школы.

Вузовские формы и методы работы проникают в среднюю школу уже давно, с середины 1990-х. И если какие-то из них активно и плодотворно используются (кейсовые задания), а другие оказались отброшены, показав свою нежизнеспособность в условиях школы, то у такого заимствования из высшей школы, как «урок-семинар», положение в высшей степени неопределенное. Вроде бы метод и применяется, но не очень охотно, казалось бы, и находит новых сторонников среди учителей, но и противников у него в этой среде предостаточно. Разобраться в причинах этого феномена попробуем в данной статье. 

Еще в середине XX века профессор Гуманитарного университета Эдгар Дейл стал выявлять и анализировать способность усвоения материала учащимися. Аналогичными исследованиями занимались и в России, пробуя различные подходы к обучению: проектный, лабораторный и т.п. Результаты отражались пирамиде усвоения знаний. Какие методы обучения самые эффективные? 

Многим знакома формула «То, что я слышу — я забываю; то, что я вижу — я запоминаю; то, что я делаю — я понимаю». Тем не менее во время учебного процесса значительная часть информации должна восприниматься детьми на слух. Для того чтобы такие сведения не проходили «мимо ушей» необходимо проводить с ними упражнения на развитие слуховой памяти. Эту работу следует начинать еще в дошкольный период и активно вести в начальной школе. 

Технология рефлексивного чтения повышает мотивацию к обучению, формирует навыки самообразования, учит эффективно работать с большими объемами информации, что крайне важно в современном мире, где качество чтения может определять успех человека. В этой статье мы рассматриваем несколько приемов и стратегий, позволяющих научить детей работать с текстом осознанно.

Каждый ребенок от природы творец. Однако способность и стремление самовыражаться могут погаснуть со временем. Нужно предлагать школьнику различные творческие работы, охватывающие, в том числе, сферу его интересов, чтобы сохранить желание к творчеству на всю жизнь.

Суть проблемного обучения заключается в построении проблемной ситуации (задачи) и обучении умению находить оптимальное решение для выхода из этой ситуации. При этом ученики активно включаются в ход урока. Они уже не получают готовое знание, а должны, опираясь на свой опыт и умения, найти способ разрешения новой проблемы. Еще один важный момент: проблемная ситуация заставляет детей осознавать недостаточность своих знаний, побуждает к поиску новых знаний и умений. А поиск — одно из главнейших условий развития творческого мышления. Кроме того, такое построение урока работает на мотивацию к обучению