Методика преподавания

Открытые уроки время от времени приходится проводить всем учителям. Иногда их готовят к прохождению аттестации, а иногда это обычное требование администрации: по одному открытому уроку с учителя в год, полугодие или даже четверть. Цель их — не только контроль, но и возможность понаблюдать за учениками и педагогом в рабочей обстановке, и обмен опытом. Как же подготовить хороший открытый урок?

14.10.2017

Специфика обучения детей дошкольного возраста определяет выбор методов и приемов для этих целей. Их классификация предусматривает разделение всех дидактических методов на три группы в зависимости от преобладающей формы мышления, которая задействуется и развивается в ходе их применения. Рассмотрим методические приемы в ДОУ.

Память необходима человеку для того, чтобы накапливать знания и пользоваться ими впоследствии. Выучить наизусть текст, даже на английском языке, — не так сложно, как кажется. Главное — найти подходящий метод запоминания и правильно организовать работу. Наша статья не о том, как быстро выучить текст наизусть, ведь этот процесс требует усидчивости и терпения. Она — об эффективных и проверенных методиках запоминания информации на родном и иностранном языках. 

«Вот бы побыстрее! Как выучить таблицу умножения за пять минут, а текст по английскому — во сне?» Как легко было бы тогда жить, столько времени осталось бы на отдых и развлечения! Помните Алешу из сказки «Черная курица»? Ему дали зернышко — и все проблемы мигом решились: мальчик ничего не учил, но все знал лучше других. Однако чудо дорого обошлось герою: он стал заносчивым, грубым, хулиганистым. Но это в сказке. А можно ли чего-то подобного добиться в реальности?

Родители ругают ребенка за медленное чтение или ищут чудодейственную методику, как научить ребенка быстро читать, не задумываясь, что у каждого ребенка индивидуальные особенности развития. Кто-то просто готов «махнуть рукой» на школьную неуспешность: такой, дескать, уродился. И то, и другое — крайности. Предлагаем несколько игр и упражнений, помогающих развить скорость чтения.

Методика, которая сейчас снова набирает популярность, была создана в начале XX века педагогом Александром Григорьевичем Ривиным. Учитель занимался в разновозрастной группе по преимуществу слабых, отстающих учеников, стремясь добиться высокой успеваемости. Чем же методика Ривина (МР; поабзацная проработка текста) может оказаться полезна современным педагогам?

Приходилось ли вам слышать такие фразы: «Молодежь испорчена», «В наше время такого не было», «Дети вообще взрослых не уважают», «Меня ученики ни во что не ставят»? Возможно, вам знакомы эти проблемы. Что делать? Разберемся, что такое уважение, почему его нужно заслужить и почему так бывает, что ученики не уважают учителей.

Сегодня модно быть внешне успешными людьми. Поясню, что я понимаю под внешним успехом. Существуют внешние критерии оценки жизни людей, за которые принято либо хвалить, либо принято ругать. 

Дети с восторгом принимают уроки-экскурсии. Но среди родителей и даже среди педагогов зачастую бытует мнение, что это всего лишь дань моде. Иногда просто говорят, мол, учителю неохота работать, вот он и ушел на экскурсию. Нужны ли уроки-экскурсии? Какая от них польза? Какие есть причины, чтобы водить детей на экскурсии? Попробуем разложить по полочкам.

Реальность такова, что педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Ведь нет такого специального курса или учебного предмета в университетах и подобных заведениях, где молодых людей учат, как стать хорошими мамами и папами, как нужно взаимодействовать с детьми и правильно воспитывать их. В принципе, этому не обучают нигде и никогда. Вопросами педагогического просвещения родителей можно заниматься в ДОУ и школе.

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Несколько дней назад на одном из крупнейших русскоязычных интернет-форумов вновь заговорили об образовании: почему у детей нет цельной карты мира и почему их интересует «готовое решение»: какие кнопки нажимать вместо почему именно эти кнопки. Дискуссия интересная, жаркая. Pedsovet.su связался с одним из участников обсуждения и публикует его эссе.

Кривая обучаемости — график изменения скорости обучения определенному знанию или виду деятельности. Начало кривой является самой важной частью — это точка отсчета, где начинается знакомство с новым знанием. Чем круче ее начало, тем быстрее идет обучение. Как правило, способность мозга усвоить информацию максимальна во время первых уроков познания нового, затем КПД падает, и необходимость повторения пройденного увеличивается. Кривая обучаемости также иллюстрирует изначальную сложность изучения чего-либо, а также то, насколько много предстоит освоить после начального ознакомления. 

По мнению А.М. Новикова и Д.А. Новикова — авторов книги «Методология» — любой проект (образовательный, исследовательский, художественный) включает в себя три основные фазы. В этой статье мы поговорим об одной из них — фазе проектирования проекта.

Умение создавать мысленно картинку — зрительный образ — важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет, поэтому тренировку зрительной памяти лучше всего проводить с наглядным материалом и элементами игры. Каждое упражнение неплохо снабдить коротким рассказом или предысторией. 

Перефразируя древнегреческого мыслителя Аристотеля, можно сказать, что знание начинается… с удивления. И эта, казалось бы, простая мысль позволяет  выразить квинтэссенцию одного из педагогических приемов, достаточно давно используемых учителями средних школ — приема «Удивляй!».

Для школьника процесс познания мира связан с определенными усилиями. И задача педагога — уже с младших классов школы развивать в детях адекватное восприятие информации, повышать уровень этого восприятия.  Тем более что сегодня существует множество замечательных методик, благодаря использованию которых учитель может научить школьника отделять зерна от плевел, полезную информацию запоминать, а прочую — безжалостно отсеивать, то есть просто не воспринимать.

Согласно требованиям  ФГОС в основе обучения лежит системно-деятельностный  подход, когда учащийся сам определяет пути достижения цели, планирует свои действия, осуществляет исследование и делает выводы. Технология «Взаимообмен заданиями»  предполагает учебную деятельность с целью обмена информацией, обеспечивает высокую интенсивность обучения, формирует потребность взаимодействия с окружающей образовательной средой.

Современная педагогика на своем этапе все чаще обращается к использованию игр на занятиях со взрослыми и детьми. Погружение в «легенду» игры, насыщение ее определенной символикой, определенное поведение — все это позволяет педагогам преподнести материал в новой форме. Но как отследить эффективность ролевых или деловых игр? С каким состоянием можно столкнуться после? 

Родители с гордостью  смотрят на ребенка, которые декламирует стихи на утреннике в детском саду. Но многие дети категорически отказываются не только выступать перед родителями и другими детьми, но и учить стихи. Причиной такого нежелания является невозможность усвоения ими большого объема новой информации. Мозг ребенка пытается любыми способами избавиться от информационной перегрузки. Как учить стихи с ребенком 3-4-5-6-7 лет?