Русский язык и литература


Материалов: 1837
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам


Стихи по русскому языку и литературе [1]Документы [11]
Олимпиадные задания [9]Книги [4]
К уроку [1067]Оценка знаний учащихся [103]
Планирование [166]Презентации [634]
Факультативы, элективы, кружки [79]Другое [210]
Мифы Древней Греции [1]Уроки по развитию речи [3]
Литературная гостиная [4]Материалы по теме: Серебряный век [2]
Неделя русского языка и литературы [6]Литературно-музыкальный вечер [3]
1 2 3 ... 91 92 »

Представленный материал раскрывает понятие о деловом стиле речи, а также направлен на закрепление темы: "Стили речи".  При изучении темы, применяется активная практическая деятельность детей и включение  компетентно-ориентрованных заданий. По завершении данного урока ярко выражается практическая значимость изучения темы, способность учащихся применить приобретенные навыки и умения в жизни.

Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого земляка – поэта Романа Ругина. Используя в работе с детьми литературно-краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности.  Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, чувство гордости. Главной целью данного мероприятия является знакомство воспитанников 4-5 классов с творчеством знаменитого земляка Романа Ругина.

Дидактическая игра "Н и НН в именах прилагательных, причастиях и наречиях"; 7 класс

Игра представлена в форме интерактивных пазлов. Учащимся предлагается пройти тест.  Отвечая на вопросы верно, они постепенно складывают картинку. Цель данного ресурса-повторение правила "Н и НН в именах прилагательных, причастиях и наречиях", развитие логического мышления, интереса к изучению русского языка. 

Интегрированный урок проводится по предметам «Русский язык»,  «Информатика» в 7 классе для детей с ОВЗ (лёгкая умственная отсталость). По программе учащиеся на уроках русского языка  изучают  тему «Однородные члены предложения. Закрепление изученного.», на уроках  «Информатики» изучают раздел  «Работа в текстовом процессоре». Все тексты заданий были подобраны по теме весна, так как урок проводится в IV четверти. Урок проводится в компьютерном классе с использованием ЭОР «Фраза» и авторского электронного теста.

Статья знакомит с активными  формами  работы над художественным произведением, ведь восприятие художественного произведения требует интенсивной работы, выражающейся в активности чувства, воображения, мысли. А задача преподавателя – помочь учащемуся прояснить для себя социальные, художественные, моральные, воспитательные ценности, убедительно раскрыть их значимость  в  конкретно-исторических и общечеловеческих аспектах.

Урок русского языка по развитию речи в 8 классе представлен подробным конспектом и сопровождается презентацией. Презентация содержит слайды о жизни и творчестве Б.М. Кустодиева, Ф.И.Шаляпина (в них широко представлен наглядный материал),аудиозаписи песен «Очи чёрные», «Дубинушка», слайды с заданиями по картине, задачи урока, слайды по актуализации знаний по теме «Портретный очерк», слайды по словарно-стилистической работе). Данный дидактический материал можно использовать учителям ИЗО, МХК при знакомстве с творчеством Кустодиева Б.М.; учителя музыки – для изучения творчества Шаляпина Ф.И.(возможно прослушивание песен «Очи чёрные» и «Дубинушка»). 
Учащиеся могут самостоятельно работать с презентацией дома.

Урок развивающего обучения предназначен для учащихся 6 класса. Содержит приложения с заданиями, небходимыми для успешного проведения занятия.

Материал содержит конспект урока для 7 класса по русскому языку по теме "Понятие о причастии" по УМК под ред. В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой. Практический материал урока дает школьникам представление о семантике причастия, сфере его употребления в речи, позволяет начать выработку навыка опознавания причастий в тексте, а также навыков артикуляционных.В данном учебном комплексе причастие рассматривается как самостоятельная часть речи. Тем самым преодолевается существующая двойственность при изучении причастия: в теоретическом плане оно относится к глаголу, считается его особой формой, а в практическом плане порядок его рассмотрения совпадает с именем прилагательным.

Предлагаю провести его в форме литературного расследования. Материал предназначен учителям русского языка и литературы, работающим в 8 классе. Изюминкой урока является нетрадиционный взгляд на роль такого персонажа, как генерал Р., которого обычно воспринимают как недалёкого служаку, безобидного старичка. Обращение к приёму непрямого конфликта помогает не только показать, что образ, созданный А.С. Пушкиным, вовсе не безобиден, но и расширить круг морально-этических проблем, рассматриваемых в произведении, а значит, побудить восьмиклассников задуматься над нравственными нормами человеческих взаимоотношений. 

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию по картине;

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Урок "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"; 5 класс

Цель деятельности учителя: посредством учебных заданий способствовать формированию представления об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Рассмотрите характер Печорина в одном типологическом ряду с другими известными демоническими персонажами Лермонтова (Евгений Арбенин, Демон, Демон из «Сказки для детей» и др.). Как меняются в романе художественные способы изображения данного образа по сравнению с другими произведениями Лермонтова.

 Автор рассматривает роман с точки зрения мифопоэтических традиций, находит мифологические и сказочные аллюзии в тексте произведения, проводит параллели в описании главных героев с образами ведущих славянских божеств. Автор дает оригинальную интерпретацию романа, рассматривая  смену исторических эпох в произведении как  чередование эсхатологического и космогонического мифов. Автор пытается посмотреть на роман в контексте русской литературы и найти диалогические связи с произведениями А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Данная работа может быть интересна преподавателям, школьникам и всем тем, кто любит эвристическое чтение.

Конспект урока русского языка "Космическое путешествие на планету Наречие"; 7 класс

Данный урок разработан с использованием  методов и приёмов проектной деятельности (результатов проектной деятельности учащихся), исследовательской деятельности, системно-деятельностного метода,  приёмов здоровьесбережения, проблемного обучения,  мультимедийной презентации,  нетрадиционной формы опроса.

Урок русского языка "Лексическое значение слова"; 5 класс

Урок разработан с элементами ФГОС, что позволяет использовать различные формы работы. На уроке дети работают как самостоятельно, так и в парах. Предполагается работа с различными видами словарей. В конце урока дети сами оценивают свою работу.

На уроке русского языка привлечь внимание школьников к важности понятия "свет", ознакомить с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий и формирование у школьников энергосберегающей модели поведения, ориентированной на бережное и ответственное отношение к энергии и природным ресурсам. Совершенствовать навык применения слова "Свет" и его словосочетаний в практике речевого общения. Укрепить и расширить знания о языковой норме слова.

Урок русского языка на тему "Однородные члены предложения"; 7 класс

Урок рассчитан для обучающихся 7 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Цель урока: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные с помощью союзов и без них, ставить запятую при однородных членах предложения. На уроке реализуются образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи. Представлены разнообразные виды учебной деятельности, методы, формы, педагогические и здоровьесберегающие технологии. 

Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном"; 6 класс

Урок позволяет повторит, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя прилагательное»; закрепить умение находить прилагательные в предложении и словосочетании, определять их грамматические признаки; разряд по значению, степени сравнения, выражать свои мысли;  воспитывать интерес к изучению русского языка.

Сценарий содержит элементы истории России, ссылки на исторические личности, документы. Мероприятие является костюмированным, к нему привлекаются учащиеся, учителя, родители, работники культуры. Цель мероприятия - создать представление о семье, как о главном источнике могущества народа, показать отношение к воспитанию в разные эпохи становления государства, представить главные задачи воспитания гражданина.

Презентация "Педагогические технологии на уроках русского языка и литературы"

Презентация предназначена для учителей русского языка и литературы с целью разнообразить формы и приёмы не только введения нового информационного материала, но и работы с ним на всех этапах урока (усвоения, закрепления, повторения и др.). Кроме того, в работе имеется методика развития мышления на уроке и в самостоятельной работе учащихся в классе и дома. Учитель сможет познакомиться на конкретном предметном материале со способами обучения учащихся определённым умениям и учебным навыкам.