Образование, воспитание и обучение

Материалов: 4381

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

 Комментариев: 0

Развитие монологической и диалогической речи — одна из важнейших задач педагога. Связная, логически выстроенная, образная и выразительная речь является и одной из основных составляющих критического мышления — мышления, развитие которого стало приоритетом в современном обучении. Более того, речь — это показатель духовной культуры личности. Потому и уделяется этому вопросу такое пристальное внимание. Предлагаем вам обзор популярных и действенных методик и приемов по развитию монологической и формированию грамотной диалогической речи. 

01.12.2016 0 437

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Смена парадигмы образования, воплотившаяся в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь», требует не только освоения новых знаний, но и умения пользоваться инновационными обучающими технологиями, овладевать техническими средствами поиска информации. Сегодня существует огромное количество образовательных учреждений, предлагающих курсы повышению квалификации учителей дистанционно в области ФГОС. Подробнее — в нашем обзоре.

Чтобы соответствовать современным запросам общества и умело применять требования, диктуемые образовательным стандартами, школьный учитель должен регулярно повышать собственную профессиональную квалификацию. Новые технологии и развитие сети «Интернет» позволяет сегодня улучшать свои компетенции, в том числе и дистанционно. О существующих возможностях — в нашем обзоре. 

Нервный ребенок… Часто плачет, только сквозь слезы может объяснить, в чем его проблемы. Или замолкающий, не в силах продолжить разговор. Мочащийся в трусики, когда его ругают. Забивающийся в уголок, лишь бы не трогали. Агрессивный, только в крике или ударах почему-то находящий выход эмоциям. Мелкий пакостник, получающий удовольствие от того, что подстроил гадость.

Кажется, не о чем и говорить: нет, из-под палки учить не надо. Но все не так просто. Есть вещи, которые каждый ребенок обязан освоить, в той или иной мере на него давить, видимо, все же придется. Так ли?

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти. 

Игра — это ведущий вид деятельности младшего школьника. Именно в игре происходит тренировка многих важных жизненных навыков, формируются черты характера. В начальной школе игра является главным способом получения ребенком социального опыта. Ведущая роль в этом принадлежит сюжетно-ролевым и деловым играм. Их форма проведения предполагает импровизированное разыгрывание определенной ситуации. Причем, в большинстве случаев, ребенок в ходе данных игр выполняет роли взрослого человека. Зачем нужно проводить ролевые и деловые игры в начальной школе? Какие ролевые игры можно проводить в начальной школе?

Работа учителя похожа на айсберг. Со стороны видна лишь его верхушка — уроки в классе, а другая часть, связанная с планированием, подготовкой занятий, оформлением документов и сдачей отчетности частенько остается «под водой». Родители и ученики не догадываются, сколько времени и сил учитель тратит на подготовительную и бумажную работу, а вот самих учителей она, порой, способна довести до отчаяния.

В мае 2016 года Министерство образования и науки издало приказ №536, регламентирующий особенности режима рабочего времени педагогических работников. В этом приказе есть пояснения по вопросам дежурства учителей в школе, и, поскольку он действует на всей территории России, то и расписание всех школ должно соответствовать этому приказу.

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

«Первый раз в первый класс» — знаковое событие в жизни ребенка. Попадая в незнакомую обстановку, многие первоклассники чувствуют себя некомфортно. Особенное беспокойство у них вызывает нахождение в коллективе детей, где они пока никого не знают. Поэтому учитель в первые дни проводит ряд занятий, которые помогут детям ближе познакомиться друг с другом и приведут к сплочению классного коллектива.   

Для знакомства детей во время внеклассных или психолого-развивающих занятий можно использовать дидактические игры. Приводим список таких игр и даем краткие пояснения по их организации. Их можно использовать с детьми с первого класса и старше.

Сегодня очень популярны учебные квесты. В этой статье мы расматриваем методику создания веб-квеста по физике по теме «Кинематика». Ученик заходит на сайт квеста, решает набор задач, представленных в игровой форме. Цель — за каждое правильно выполненное задание получить очередную букву кодового слова, чтобы поспасть в зал Победителей. Для того, чтобы любой желающий мог пройти квест в любое время, имеет смысл сделать его на отдельном сайте. 

Многие преподаватели и администраторы ОУ задумываются о том, как, во-первых, записать свой урок с экрана или камеры, и, второе, как можно вести трансляции в интернете для широкой общественности, по типу вебинаров. И для записи экрана, и для ведения вебинаров есть ряд дорогостоящих сервисов и программ, однако мы хотим рассмотреть бесплатные возможности записи видеоуроков и онлайн-вещаний. Эта статья расскажет, как организовать онлайн родительское собрание, совещание, методическое объединение, вебинар или вещание урока.

Руководитель рекламной компании, снимающей телевизионные ролики, Махсут Жаримбетов организовал детскую студию мультипликации «Алақай!» («Ура»). Вот уже четвертый год его студия работает с детьми г. Шымкета (Казахстан). Почему Махсут решил заниматься с детьми, как проходят его занятия и какими секретами поделится аниматор-мультипликатор с учителями, желающими открыть такой кружок?

Человеку, как это ни странно, свойственно хотеть невозможного и требовать этого невозможного от других. Часто взрослые именно так и поступают в отношении детей. 

Классному руководителю может потребоваться несколько недель наблюдения за классом и общения с детьми, чтобы выявить скрытых изгоев. Но вычислить их можно быстрее, если класс уже сформирован и дети знают друг друга.

Все знают головную боль учителя, вывезшего детей на экскурсию: Петя убежал к киоску, Никита пошел искать потерявшуюся Марину, а Наташа побежала «на минутку» в уборную. Строим детей парами, считаем и не находим еще нескольких? Где они? Как искать?

Учитель информатики из Красноярского края Михаил Тиличеев борется за выплату компенсаций учителям, принимающим участие в подготовке и организации ЕГЭ, однако пока его действия не дали результатов. Почему каждому учителю, задействованному в ЕГЭ, полагается выплата и как должно оформляться направление на эту работу? Почему мы запустили движение за честную оплату ГИА.