На больничный ходить — можно. Почему учителя не ходят на больничный?
Приходилось ли вам выходить на работу больным? Почему вы пренебрегли своим здоровьем, а подчас и здоровьем своих воспитанников и пришли на работу?
Обычно причины таковы:
- руководство будет недовольно, т.к. меня некем заменить, не на кого оставить детей или класс;
- недовольны будут коллеги, вынужденные работать вместо меня и получать мизерную оплату при огромной нагрузке;
- я не хочу потерять в деньгах, потому что больничные меньше оплачиваются;
- не хочу стоять в очередях, обращаться ко врачу, лучше похожу на работу больным.
Список можно продолжить в комментариях в статье. Но давайте рассмотрим хотя бы первые два пункта. Пожалуй, они самые неприятные для учителя.
Администрация кричит, ругается, обвиняет в том, что учитель часто ходит на больничный, пытается давить на совесть, на сознательность и ответственность? И учитель смиренно соглашается, а заболев, чувствует себя виноватым и боится позвонить в школу и сказать, что не придет. Отлично! Такой учитель — типичная жертва манипулирования. Проблема кадров решается вами и за счет вас. За счет вашего здоровья, денег, нервов.
Учителя и педагоги — не крепостные и не рабы директора. И на больничный они ходят за "свой" счет: сверх зарплаты каждого сотрудника оплачиваются взносы в фонд социального страхования 2,9%, что при «грязной» зарплате в 15 000 руб. составляет более 5 000 руб. в год. На оплату больничных школа расходует не столь значительную сумму: больничные, длительностью более 3-х дней, оплачивает Фонд социального страхования, а не школа. Ни рубля собственных средств не расходует директор, который управляет не своими личными средствами, а выполняет заказ государства, только лишь распоряжаясь его деньгами.
Отчего же директора и те, кто отвечают за расписание, так недовольны нашими больничными? Ну как же — кто же будет работать в школе, если вдруг один или даже несколько учителей уйдут на больничный!? Решить эту задачу должен директор школы, он получает свою заработную плату за решение управленческих, в том числе и кадровых задач.
И кстати, директора справляются: посмотрел грозно на учителя, голос поднял, задал вопрос: «А кто же будет работать вместо Вас?» и учителя с температурой, растянутыми связками, на уколах и таблетках стоят у доски. И еще чувствуют себя виноватыми.
Никакой директор не будет решать проблему по-другому, более сложным способом, чем решается сейчас. Никому не будут платить больше, чем платят сейчас. Никому не дадут меньше задач, если все они будут выполняться быстро, качественно и бесплатно. Кстати, за минимизацию расходов, за выполнение большей работы за ту же единицу времени директору тоже платят, это — его профессиональная задача.
Но кто же будет работать вместо нас, если мы уйдем на больничный?
Давайте поразмышляем.
- Директора могут не сокращать кадровый состав, оставляя двух учителей по предмету с нагрузкой в 30 часов, а нанять 3-4 учителей с нагрузкой около 18 часов.
- Можно договориться с педучилищем или вузом для замены болеющих учителей: и студентам практика, и школе хорошо.
- Директора могут поднять вопрос в управлении образованием, чтобы нанять нескольких «учителей на замену», которые будут работать в нескольких школах только на замене.
- Можно изменить расписание таким образом, чтобы отпустить детей домой раньше или позже.
- Можно провести спаренные уроки, договориться с библиотекой, клубом, бассейном о взаимной замене уроков.
- Можно даже организовать в школе профилактические мероприятия с целью укрепления здоровья сотрудников, не нагружать их непосильной работой, улучшить психологический климат в коллективе, купить за счет школы лимон к чаю каждого учителя.
- В конце концов, когда окажется, что никого нет на замену учителю, что-то сдвинется в требованиях к кадрам и оплате их труда.
Да, могут быть трудные неразрешимые ситуации, как например, в Донбассе, но даже и там школы функционируют, и учителя работают. А у нас, в стабильной экономике, с социальным страхованием, где работает множество директоров, методистов, управленцев, организация замены болеющих учителей — это обычная профессиональная задача управленца. Если кто-то не хочет или не может ее решать, это не значит, что конкретный учитель должен в ущерб своему здоровью выходить на работу.
А что же коллеги, которые заменяют наши уроки? Они ведь не довольны тем, что мы болеем. Во-первых, они не обязаны никого заменять. Они могут сказать: нет, я заменять не буду, я проведу только свои уроки. Во-вторых, сегодня они заменяют вас, а завтра — вы их. А подобрать в учреждение ответственный коллектив, наладить в нем плодотворные трудовые и личные отношения — тоже задача директора. И «разруливать» грызню, зависть и недовольство друг другом в коллективе конкретный учитель тоже не должен.
Наши предки боролись и принесли немало жертв для защиты прав трудящихся: 8-часового рабочего дня, больничных, отпусков. Давайте благодарить судьбу за те возможности, что у нас есть, за имеющиеся у нас права, и пользоваться этими правами реально, а не только в спорах, в какой стране лучше социальное обеспечение. Мы устраиваемся в школу по трудовому договору, мы — сотрудники, граждане, наши права защищает законодательство о труде. Что-что, а права трудящихся в нашей стране — одни из самых прозрачных и защищаемых.
Кажется, что раньше на больничный было уйти проще, а сейчас и работы все больше, и прав все меньше!? Не удивительно. На нас взваливают все больше, а мы терпим. Каждый раз соглашаясь на дополнительную работу, на жертвы, мы завязываем петлю на своей шее. Выполняя работу дешевле и лучше, работая без больничных, выходных и отпусков, учителя сами роняют свой рынок и ценность своего труда.
P.S. И кстати: сегодня выйдя в школу, вы тратите силы своего организма, и возможно, в будущем, лечение осложнений будет значительно дольше и дороже. И не дай Бог от нас заразятся ученики и тоже получат серьезные осложнения.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.