Эссе учителей и педагогов

Эссе "Образование в России" [68] Эссе "Я - педагог" [358]
Эссе "Размышления об образовании" [77] Эссе "Образование в моей жизни" [11]

Описать один день из множества в большинстве своём разных, порой невыносимо трудных, но всегда интересных будней рядового педагога нас побудили статьи Двенадцать плюсов работы учителем и A la guerre comme a la guerre, или Двенадцать минусов работы учителем, поскольку имелось спорное намерение добавить в общую копилку восторгов и негодований свои пять копеек.

12.03.2018

Учителем изобразительного искусства в основной школе я стала совсем недавно — работаю всего лишь второй год по этой специальности. Но уже поняла, что это именно та сфера деятельности, в которой мне очень нравится работать учителем и в которой очень комфортно. Опыта, конечно, у меня еще пока мало, но я предложу, на мой взгляд, наиболее интересные формы проведения уроков изобразительного искусства.

Нужен ли ребенку успех в учении? Безусловно. Для этого ребенка надо заинтересовать. А интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение. Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и формы. Естественно, все это зависит от личности самого учителя, от специфики работы.

Литература. Короткое, но столь емкое слово. И как определить, какое же место занимает литература в моей жизни? И можно ли это чем-либо измерить?

Одаренный ребенок, какой он? Нет, вовсе не случайно я так начинаю нашу беседу. И побудило меня к этому множество причин. В том числе и мое присутствие на недавних семинарах, посвященных теме «Одаренный ребенок». Преподавателям дополнительного образования и общего образования раздали анкеты, в которых они должны были отметить качества, присущие одаренным детям. 

Мечта стать учителем у меня была еще с детства. Для меня школа — это творческий мир, где каждый урок неповторим, это бесконечная дорога к себе, к миру познания. Кого мы встретим на своем пути? Кто подаст руку помощи? Как не отказаться от своего мнения, быть свободными и открытыми?

В моем понимании образование — это не только учеба в школе, в институте, в кружках. Образование — это любовь ко всему новому, к миру. Это прежде всего заинтересованность в новом знании о мире. Я знаю множество людей, которые не получили высшее образование, но они являются интересными людьми. С ними можно поговорить на многие темы и получить ответы на интересующие вопросы. 

А учитель — человек, навечно вызванный к доске и отвечающий урок жизни.

…Утро. Я открываю глаза. Надо тихо и быстро собраться на работу, чтобы не разбудить сына. Но он уже бдительно следит за мной. И только стоило мне пошевелиться, как он бросается ко мне и кричит: «Не пущу! Не пущу!».
 

Что важно для меня как для учителя? Прежде всего, личность ребенка. Это человек, и я хочу, чтоб он им и остался. Поэтому очень для меня важно научить этого человека учиться, не просто знать и уметь, а научить пользоваться знаниями во благо себе и тех, кто его окружает. Знания — это сила, которая может разрушать и созидать. И ребенок учится принимать решение и нести ответственность. 

Однажды в поисках нужного материала при подготовке к урокам я прочитала эти слова Артура Шнабеля, в которых я нашла отражение моего профессионального кредо.

Принятые стандарты ФГОС ставят перед педагогом и перед учеником новые задачи, одной из таких центральных задач является формирование личностных универсальных учебных действий (далее по тексту УУД). 

Сегодня даже ленивый не счел за труд обругать современное образование и упомянуть о том, что раньше и трава была зеленее и овцы упитанней. Но, оставляя в стороне эти и прочие, не менее живые, воспоминания и сравнения и утерев украдкой слезы умиления, прежде всего норовишь оглядеться вокруг, дабы убедиться, что еще не все пропало. 

Как ценно для нас бывает то, что близко и дорого, то, что важно и трепетно, именно так относится к своей родине наши учащиеся, посещающие кружок внеурочной деятельности «С любовью к Алтаю!».

Главным производительным и социальным фактором развития экономики, государственности и общества в целом во все времена был человеческий капитал. Уровень его развития определяется воспитанием, информационной обеспеченностью, здоровьем, знаниями и, конечно, образованием.

Когда листва на деревьях начинает как-то по-особенному грустно шелестеть, и по озябшей, чуть пожелтевшей, траве слышны шаги нарядных в красивых блестящих туфельках учеников, приходит пора начала нового учебного года, новых открытий, новых друзей и веселой поры для некогда беззаботно гулявшей детворы. 

Как много написано об учителях, как много сказано. Но для каждого человека смысл этого слова особенный. Слово «учитель» сродни матери, которая растит, лелеет, воспитывает и любит.

Одной из приоритетных задач современного образовательного процесса становится духовно-нравственное воспитание, и это не случайно. Общество потребления с его сугубо материальными ценностями нависает над каждым человеком и кажется неизбежным и неотвратимым. Но это не так, и не должно быть так, такая ситуация требует исправления. Школа является важнейшим инструментом формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

Я очень люблю учиться. Узнавать что-то новое, докапываться до глубин истин, спорить о неизведанном, выдвигать гипотезы и предположения — мои любимые занятия. Но ходить в школу я не очень люблю. В моей школе дух знаний не живет: ему там неуютно. А вот если представить, что моя школа выглядит иначе…

Что такое работа моя?
Я отвечу Вам, не тая:
За спиной институт педагогики — 
Перекопано уйма методики...

Если помыслить об образовании будущего, то на ум приходят мысли М. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». В представлении о завтрашнем дне наших детей и внуков видятся совершено новые подходы, идеи, организация и качественное наполнение процессов образования. 


В этом разделе опубликованы эссе, представленные на конкурс Образование в России: вчера, сегодня, завтра, который проводился нашим сайтом в 2014 году среди взрослых и детей.
По итогам конкурса лучшие работы планируется опубликовать в печатном сборнике.