Эссе учителей и педагогов "Образование в России"

Материалов: 472
Эссе "Образование в России" [65]Эссе "Я - педагог" [335]
Эссе "Размышления об образовании" [62]Эссе "Развитие образования" [0]
Эссе "Образование в моей жизни" [11]

Недавно я начала ходить в спортивный зал на групповые программы. За короткое время я побывала на занятиях у четырех инструкторов, в которых узнала если не разные типы учителей, то паттерны поведения учителей. К одному инструктору хочется идти на занятия, второго боишься, к третьему думаешь, как подладиться, как «закрыть» глаза на особенности его личности. При этом каждый инструктор — профессионал, это чувствуется.

19.09.2017

Я вовсе не собиралась стать учительницей. Мне казалось, что педагоги обладают какой-то тайной, каким-то знанием, недоступным для окружающих. Очень уж хотелось проникнуть в эту тайну, поэтому я обожала фильмы о школе. «Доживем до понедельника», «Это мы не проходили», «Я Вас любил», «Точка, точка,  запятая»... Я могла  бесконечно смотреть эти картины и удивляться мудрости и находчивости учителей…

Эту работу я написала, листая свой старый дневник классного руководителя. В нем зафиксированы все разговоры «по душам» с моими учениками, все встречи с родителями, работа с педколлективом. Многое уже и позабылось, но дневник помог восстановить события ушедших лет, а заповеди родились из самой работы с моими учениками.

За двадцать один год работы в школе мне ни разу не пришлось задуматься над вопросом «Почему я учитель?». Я глубоко убеждена, чтобы работать учителем — нужно призвание. Хотя, признаюсь честно, случалось встречать «случайных людей», по моему мнению, в образовании.

Моей первой учительницей была учительница. Она учила мою маму, старшего брата, а потом меня. В детстве я любила играть в школу и быть учительницей, как она. Именно благодаря ей я стала учителем начальных классов. И мне всегда хотелось быть на нее похожей. Такой же умной, строгой, требовательной, доброй, пользующейся уважением своих коллег. А теперь вот я сама стою перед учениками и учу их жизни, учу тому, чему меня в свое время учила учительница и другие учителя.

Учитель-бунтарь, учитель-личность и учитель-творец всегда вызывает во мне чувства уважения и солидарности. Именно такой учитель способен не только дать детям запрограммированный набор знаний, но и пойти дальше, то есть расширить кругозор, привить вкус к познанию, воспитать волю и развить творческие задатки каждого ребенка. 

Что значит быть педагогом? Многие уверены, что педагоги должны кого-то постоянно учить. Под руку чаще всего попадаются, как правило, дети, которых все норовят научить жизни, забывая известное изречение: «Устами младенца глаголет истина». Иногда педагоги начинают учить всех, кто их окружает: каждая профессия накладывает свой отпечаток.

Для изучающих иностранные языки аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности. Особенно сложно приходится ученикам младшего школьного возраста, так как они еще не умеют удерживать внимание, концентрироваться на главном, не задерживая в своей памяти неважные детали.

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» заявлено: «Задача учителя — помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя — ключевая особенность школы будущего». Готовы ли мы, учителя, работать в Новой школе? 

Традиционная система советского образования, несомненно, была и остается самой лучшей в мире. Неслучайно, поколение людей 60-70-х гг. хотят вернуть своим детям и внукам именно эту систему. Однако, возможно ли это? 

Учитель, да я учитель физики, уже с 1961 года! Смею надеяться, что и педагог. Миссия учителя — учить и воспитывать средствами урока, быть примером заинтересованности своей работой. Ученики должны видеть, что учителю самому это интересно, для этого излагать доступно, иллюстрировать яркими образами, привлекать исторический материал.

В настоящее время в нашей стране большое внимание уделяется образованию детей с ОВЗ. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ставит перед педагогами задачу собственного профессионального развития и качественной организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной школы.

Эти строчки написала девочка 10 класса Новичкова Полина в канун Дня учителя. Кого могут оставить равнодушными подобные строчки? Меня они растрогали до слез: кому-то дарят открытки с сокровенными словами, кому-то сладости в блестящих обертках, кому-то букеты шикарных цветов… Мне же ученица посвятила несколько строк, может быть, не очень стройных признаний. Но именно они, неловкие, неумелые, трогательные, трепетные, простые и вместе с тем сердечные, тронули меня до глубины души! Наверное, каждый учитель рад услышать слова искренней благодарности за свой ратный труд. 

Каждый учитель, занимаясь педагогической практикой, применяет свои знания, полученные ранее. Но наряду с этим каждый учитель задумывается о том, какой будет школа будущего и какие компетенции будут нужны, чтобы учить «детей будущего». Об этом задумалась и я.

Мое педагогическое кредо складывается из трех постулатов, которые можно начать словами: Я уверена, Я стремлюсь, Я мечтаю.

является личность самого человека, который занимается этой деятельностью. На жизненном пути встречаются разные педагоги: строгие и нестрогие, принципиальные и лояльные, добрые и злые… Однако очень трудно, наверно, из всего перечня человеческих качеств выделить те, которые были бы абсолютными «ключами» к сердцу ребенка. Существует огромное множество характеров, огромное множество различных ситуаций, а также просто случайностей. И все это в своей совокупности практически не позволяет искусственно смоделировать личность педагога. Однако, несмотря на это, все-таки можно выделить некоторые особенности, по которым можно делать выводы.

Я педагог! С раннего детства я хотела быть учителем. Мне нравилась кукла в школьной форме, кукольные деревянная парта и школьная доска, на которой «по-настоящему» можно было писать мелом… Как же хотелось поскорее стать взрослой и работать в школе, хотелось вести уроки и учить детей. В школьные годы у меня была возможность в летние каникулы бывать в детском саду, помогать воспитателю. Я любила играть с детьми, мне нравилось, когда они задавали мне вопросы. Очень часто приходилось искать самой ответы в книгах, спрашивать у взрослых, чтобы завтра ответить моим «почемучкам».

В течение жизни нам часто приходится делать выбор. И, зачастую, очень трудно принять то или иное решение, зная, что оно в какой-то степени определяет твою дальнейшую судьбу, расставляя жизненные приоритеты.

Кого можно считать культурным человеком? Того, кто обладает определенной суммой знаний и умений? Или, может быть, того, кто хорошо знаком с правилами этикета и умело пользуется ими в жизни? С.И. Ожегов трактует: «Находящийся на высоком уровне общественного и умственного развития». [1]

Усвоила я это с детдомовского послевоенного детства, когда пришла в первый класс 280 женской школы. «Учительница первая моя» Вера Александровна Скворцова… Мы, девчонки, были влюблены в нее и подражали ей во всем. Я не была отличницей, но, играя дома с немногочисленными куклами, уже «строила» их.


В этом разделе опубликованы эссе, представленные на конкурс Образование в России: вчера, сегодня, завтра, который проводился нашим сайтом в 2014 году среди взрослых и детей.
По итогам конкурса лучшие работы планируется опубликовать в печатном сборнике.