Светлана Слепченкова, 06.07.2017 7

Успех и халява. Что делать учителю, когда пришел «властелин мира» (успешный родитель) и требует выставить оценку его ребенку?


Сегодня модно быть внешне успешными людьми. Поясню, что я понимаю под внешним успехом. Существуют внешние критерии оценки жизни людей, за которые принято либо хвалить, либо принято ругать. 


Обсудить статью (уже 6 коммент.) Опубликовать свой материал

Например, иметь оценку «пять» за год по предмету — это

  • гордость для ученика, для его референтной группы*;
  • гордость за ученика для родителей, для школы, для системы образования и прочие.

Общественное мнение играет большую роль в создании образца или стереотипа успешного человека. «Успешный человек» — кто он? Что он делает? На что он имеет право? На что не имеет? Как должен относиться к менее успешным людям? Какими должны быть его дети? Чем они должны заниматься? И прочее. Далее по этому стереотипу, как по лекалу, люди оценивают друг друга. Внешне успешных людей оценивают даже рядовые люди, то есть те, которые не достигли выдающихся успехов ни в одной из сфер своей жизни. Иногда оценивают даже с большим пристрастием. У внешне успешных людей есть преимущества в жизни перед другими людьми, но есть и недостатки, о которых непринято говорить, но из-за этого они не исчезают. В целом, они обычные люди, но, возможно, более целеустремленные, чуть более талантливые или легче и быстрее адаптируемые в постоянно изменяющихся внешних условиях.

Оценку «5» принято ставить за знания, которые ученик усвоил. Но бывают исключения из правил.

Например, в случае если человек — директор крупной организации. Он(а) успешен в своей сфере деятельности. Очень часто успех в одной сфере деятельности заставляет других людей думать, что этот человек успешен и в остальных. Также это распространяется и на его детей, которые должны быть успешными и в учебе и далее в жизни.


Прямой зависимости между успешной самореализацией в профессии и успехом в остальных сферах жизни нет.


Для успеха обычно необходимо наличие способностей, знаний, времени, интереса. Биографии многих известных и талантливых людей тому подтверждение. Сколько среди них достигших выдающихся успехов в одной сфере деятельности и не имеющих проблем в других?

Однако некрасиво же директору крупной организации иметь сына- двоечника или дочь-троечницу. Прекрасный организатор процесса производства по каким-то причинам не является образцом подражания для своих детей. Он(а) не смогли организовать жизнь своих детей таким образом, чтобы они стремились к знаниям, становились самостоятельными и успешными в учебе.

Если человек в состоянии преодолеть чувство конформности, а именно мнение общества, принять себя успешным в определенных сферах жизни и даже готов лишиться каких-то благ, то он не будет приходить в школу, ВУЗ и выпрашивать для своих детей нужную оценку для поддержания собственного имиджа. Если человек:

  • зависим от общественного мнения;
  • в результате общественного мнения должен будет потерять какие-то блага, в том числе интересную и выгодную работу, которая обеспечивает его и его семью,
  • или он не может принимать себя  как неуспешного в какой-нибудь из сфер своей жизни,

то он ради поддержания собственного имиджа и благосостояния, может пойти на ухищрения.

Директора предприятий, которые понимают, насколько важно для их детей уметь самостоятельно достигать поставленных перед собой целей, не ищут легких путей. Они начинают развивать свои навыки в других сферах жизни или обращаются к специалистам.

На развитие детей влияют известные и знаменитые люди. Например, благодаря книге футболиста Пеле в Бразилии повысился уровень грамотности детей. Пеле был кумиром детей, и им стало интересно прочитать, что он пишет. Для этого нужно уметь читать, и дети стали более усердно заниматься в школе.

Директора, которые либо не понимают важности развития самостоятельности у своих детей, либо уверены, что их собственный успех позволяет их детям получать «хорошие» оценки автоматически, начинают выпрашивать или выбивать оценки. Возможно, они опираются на пословицу: «Сначала ты работаешь на славу, затем слава работает на тебя».


Ни прошлые заслуги, ни нынешние успехи в другой сфере не помогут человеку долгое время пользоваться своим преимуществом.


Задача ли учителя пытаться повлиять на образ мыслей директора о воспитании своих детей и пытаться убедить его поступать иначе, решают сами учителя. Но я уверена, что если человек считает себя успешным, особенно, когда он воспринимает себя, как «властелин мира» и не спрашивает у учителя рекомендации, то учительское обращение, особенно в виде наставления или поучения, вызовет у него агрессию в адрес учителя.


Обесценивание родительской точки зрения, поучение или наставление приводит к защитной реакции


Необходимо помнить, несмотря на то, вменяют ли учителю в обязанность, сам ли он проявляет инициативу, когда занимается просвещением родителей учеников, обесценивание родительской точки зрения на воспитание своих детей приводит к их защитной реакции. Родитель — директор из примера — либо проигнорирует учительское сообщение, либо отреагирует агрессивно.

Ситуация усугубится, когда учитель будет преподносить свою точку зрения как панацею или навязывать ее. Обесценивая чужую точку зрения, вы ставите свою точку зрения выше и значимее и тем самым унижаете другого человека. Преподнося свою точку зрения как панацею, вы берете на себя ответственность и, тот кому вы ее предлагаете, позже может сказать, что я попробовал(а), ничего не получилось и вы будете нести ответственность за ее провал. И даже в том случае, если человек не выполнил ни одного пункта из ваших рекомендаций, все равно будете нести ответственность за это вы. Регулярное навязывание только усугубит конфликт.

Конечно, если перед учителем родитель, который интересуется его точкой зрения, воспринимает его как авторитет по данному вопросу, то выражение учителем своей точки зрения приветствуется. Но и в этом случае не стоит задевать чужое самолюбие.

И еще. Если рассматривать человека как динамически развивающуюся систему, то необходимо также учитывать, в каком состоянии система находится в данный момент времени и к конкретным знаниям:

  • открытом,
  • полуоткрытом,
  • закрытом.

Если человек находится в закрытом состоянии, то вы можете рассказывать, объяснять, приводить примеры, говорить о фактах, быть гибким, разговаривать в уважительной форме и прочее, но все ваши знания и навыки не помогут вам повлиять на его точку зрения, а именно, не заставят его засомневаться в целесообразности своей точки зрения. В данный момент времени и в конкретной ситуации конкретный человек закрыт к новым знаниям.

Цель этого примера в статье: обратить внимание учителя на родителя, с которым он собирается разговаривать. Я уверена, что вы поступаете также: учитель оценивает родительский уровень интеллектуального развития, его статус, его восприятие себя для того, чтобы подготовить себя к общению с ним, настроиться. И благополучно переживает надвигающийся шторм, так как после данной оценки учитель предполагает, что его может ожидать, если он откажетесь ставить оценку «4» вместо заслуженной «3» и какие ответные реакции ему использовать.

Часто директора предприятий (и не только они) прибегают к эмоциональному шантажу, чтобы повлиять на решение учителя. Как купировать эмоциональный шантаж, призвать к сотрудничеству или найти компромисс с эмоциональным шантажистом, об этом и не только вы можете узнать в курсе «Эмоциональный шантаж» часть №1.

Алгоритм действий учителя

Если учитель все-таки хочет попробовать убедить родителя, то перед каждым общением он может использовать следующий алгоритм действий:

  • поставить цель, которую учитель хотел бы достичь в процессе разговора;
  • подобрать стиль общения;
  • убедиться, что учителя слушают;
  • менять свой стиль общения, в зависимости от ответов и поведения родителя;
  • придерживаться в разговоре поставленной цели;
  • решить, на какие уступки учитель готов пойти, а на какие нет;
  • какие проблемы могут возникнуть в процессе разговора;
  • как учитель будет их решать;
  • как учитель сможет использовать проблему на пользу себе или родителю;
  • определить до начала разговора: в какой момент учитель готов закончить разговор, независимо от того достиг ли он поставленной цели или нет.

* Референтная группа — это социальная группа, которая служит для человека своеобразным стандартом, система отсчета для себя и других.

Об авторе: Слепченкова Светлана Викторовна, психолог, коуч, тренер. Ведет консультации оффлайн в Нижнем Новгороде, по Skype (Fenix3072), а также в командировках по всему миру.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
4 atschool • 23:00, 13.07.2017
я знаю случай, когда такая мамаша орала на учительницу как торговка на базаре. родительница нахваталась разных педагогических определений, куда только не ходила, упирала на то, что ее ребенок боится отвечать, ходить на уроки. другие ученики высказывались в том духе, что неизвестно кто кого больше боится. ситуация росла как снежный ком. учительница заболела от постоянной нервотрепки, в конечном счете, администрация уступила родительнице и учителя уволили.
[Материал]
avatar
5 Fenix3276 • 14:12, 17.07.2017
К сожалению, долговременный стресс отрицательно отражается на здоровье. На мой взгляд, в ситуациях, когда нельзя прекратить общение, необходимо обращать внимание на мотив поведения другого человека, в данном случае родителя. Как вариант, зная мотивы, стратегию и тактику поведения эмоционального шантажиста, легче сохранять себя и свое здоровье.
[Материал]
avatar
3 Fenix3276 • 16:16, 13.07.2017
Спасибо ally641, что поделились методом решения подобной проблемы вашим другом.
[Материал]
avatar
2 ally641 • 15:30, 13.07.2017
В статье слишком много букв и прочего бла-бла-бла. А делается все элементарно просто. Ситуация такова-есть ученик -лоботряс тянущий на 3 с большим - .Есть его родители считающие что-" Выше нас только солнце, круче нас только яйца " .
Родители видя что пацану ставят 3 требуют поставить 5.
Мой друг не раз сталкивался с таковой проблемой.Решал он ее очень просто-он говорил-пожалуйста приходите завтра в хх часов и мы решим все ваши проблемы.
Родители приходили он заводил их в класс усаживал на заднюю парту и начинал вести урок.Первым делом он вызывал их сына лоботряса к доске и задавал ему какое то задание-ясно что он мычал и бекал.Тогда учитель вызывал другого ученика и тот четко и ясно отвечал на поставленные вопросы.Так повторялось в течении целого урока.Перед самым звонком учитель просил выйти родителей этого ученика к доске и говорил классу-это родители Вовочки С.Они пришли посмотреть как учится их сын -Скажите как вы все считаете, на сколько он отвечал-Ясно что все поголовно кричали 2, 3,2,3333.Ну а на сколько отвечали Миша Ш, Коля В, Петя И ?- Ну тут сразу же на 5, на 4, на 5 !
Ну а как вы считаете на сколько отвечал ваш сын-это к родителям-? Сколько скажете столько я ему и поставлю.Родители обычно стояли красные как помидоры и озвучивали очень объективные оценки.
Больше таких ситуаций не возникало.
[Материал]
avatar
6 Sprite2170 • 15:36, 20.07.2017
У меня была похожая ситуация... Но директор не разрешил присутствовать родителю на моём уроке
[Материал]
avatar
1 669056 • 23:01, 11.07.2017
Бедные учителя, чем только не нагружают нерадивые родители. Мало их лоботрясов воспитывать, так и с ними душеспасительными беседами заниматься. Ведь у учителей нет ни семьи, нет и детей. Они не люди, они учителя с махонькой буковки.
[Материал]