Диагностика адаптации пятиклассников в школе


В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к  новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся. 


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

Низкая организованность, присущая детям в этом возрасте в сочетании с необходимостью усвоить большой объем материала, ведет к снижению интереса к учебе, ухудшению успеваемости. Как следствие, страдает мотивация и самооценка. Согласно статистическим данным, только 10% учащихся после перехода из начальной школы сохраняют высокий уровень мотивации. Это все — признаки дезадаптации.

Диагностика пятиклассников по адаптации

Для того, чтобы выявить дезадаптацию и принять соответствующие меры, используются методики, включающие анкетирование и психологические тесты. При этом тестирование должно проводиться с учетом возрастных особенностей пятиклассников.

Цветное письмо

Для оценки степени тревожности и предварительного выявления когнитивной или социальной дезадаптации используется методика цветного письма.

Для проведения заготовить индивидуальные бланки по количеству учащихся с списком предметов и квадратиками на напротив, обеспечив детей цветными карандашами. По инструкции они должны закрасить квадрат напротив предмета тем цветом, с которым этот предмет ассоциируется. Цветов всего 8: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. Они могут повторяться или не использоваться вообще. На основании обработки результатов определяется:

  • общее состояние учащихся в группе и по отдельности;
  • уроки, сопряженные с психологическим дискомфортом для общей массы учеников;
  • характер и степень психологического комфорта на каждом уроке.

Интерпретация выполняется на основе тории цвета и их соответствия психологическому состоянию:

  • синий — спокойствие состояние психологического комфорта и равновесия;
  • зеленый — уверенность в своих силах;
  • красный — стремление активно действовать, отвечать на уроках, принимать участие в обсуждениях и т.д.;
  • желтый — стремление к общению, активная позиция;
  • черный — страх, ощутимый дискомфорт;
  • коричневый — стресс;
  • фиолетовый — тревожность, неуверенность;
  • серый нейтральный цвет, показывающий незаинтересованность в предмете.

Эта методика может применяться и для диагностики социальной дезадаптации в небольших группах.

Опросник Левченко

Для комплексной диагностики дезадаптации пятиклассников применяется методика Левченко, позволяющая определить эмоциональный портрет класса. Так, преобладающий позитивный настрой — серьезный фактор в воспитательной деятельности, влияющий на мотивацию и дальнейшие успехи.

Для проведения  опроса потребуется индивидуальный бланк для каждого ученика. Из списка 16 состояний учащимся предлагается выбрать 8, которые они чаще всего испытывают по отношению к школе:

  • спокойствие;
  • усталость;
  • скука;
  • радость;
  • уверенность в себе;
  • беспокойство;
  • неудовлетворенность собой;
  • ответственность;
  • сомнение;
  • обида;
  • чувство унижения;
  • страх;
  • тревога за будущее;
  • благодарность;
  • симпатия к учителям;
  • желание приходить сюда.

Результаты переводятся в процентную величину. При этом для объективной интерпретации имеет смысл учитывать чувства, которые выбрали 45-50% учащихся. Статистически учащиеся в подавляющем большинстве выбирают тревогу. Это связано с переходом в новые условия и неопределенностью, с которой сталкиваются дети.

Диагностика уровня коммуникативной адаптации

Сложности с коммуникативной адаптацией пятиклассников влияют не только на ученика, у которого эта проблема присутствует. Общее настроение в классе и психологическая ситуация будет страдать, т. к. коммуникативная дезадаптация проявляется в комплексе с поведенческой.

Для проведения тестирования нужно раздать учащимся в середине первого семестра листики с просьбой написать, кто с кем хотел бы сидеть на одной стороне, а список тех, с кем не хотели бы сидеть — на другой. По результатам выявляется группа популярных учащихся и группа тех, у кого проблемы с социализацией в коллективе. Дополнительная диагностика позволит выявить факторы, влияющие на обстановку в классе.

Вместо заключения

Работа с уровнем адаптации и коррекция проблем по результатам диагностики должна проводиться учителем совместно с родителями. При выявлении трудностей в той или иной сфере родители должны быть поставлены в известность как можно скорее. Чем эффективнее пройдет адаптация ученика к школе, там выше его шансы на дальнейшее успешное обучение и усвоение материала, положительное отношение к школе и учебе в ней.

Об авторе: Сикарёва Надежда Геннадиевна, учитель английского языка, психолог, переводчик.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: