Почему дети не хотят учиться в школе?


Многих педагогов и родителей волнует вопрос плохой успеваемости ребенка в школе, однако причина плохой учебы часто кроется не в плоскости физиологии или неразвитости навыков учебы, отставания в области психических процессов (памяти, мышления и т.д.). На наш взгляд, многие дети плохо учатся не потому что не могут, а просто не хотят учиться. Почему так происходит и что с этим делать?


Обсудить статью (уже 11 коммент.)
Опубликовать свой материал

Проблемы, описанные в статье Двенадцать причин плохой успеваемости и вытекающие из особенностей здоровья и развития ребенка, обстановки, в которой он находятся, приводят к тому, что ребенок не может и не хочет учиться. Если у ребенка слабая память, слабое здоровье, он с трудом справляется с учебными нагрузками и явно плохо учится, он будет выдумывать множество причин, чтобы избежать посещения в школы или просто полностью перестанет интересоваться школьными успехами и достижениями.

Но каковы еще могут быть причины, почему ребенок не хочет учиться?

Отсутствие мотивации: зачем хорошо учиться?

Ребенок, видя по ТВ, читая в интернете и слушая разговоры взрослых, раз за разом убеждается, что:

  • Хорошая учеба не есть залог успеха в жизни (высокая оплата труда, уважение окружающих и т.д.): можно и в институт поступить, и должность хорошую получить без "особого напряга". Так зачем же хорошо учиться?
  • Многие предметы — "лишние", "ненужные". Обучаясь в школе, дети изучают множество предметов: и математику с русским языком, и ОБЖ, и основы светской этики, и биологию, и химию и т.д. Многие дети и их родители уверены: "Эти предметы не нужны": "Я буду психологом / парикмахером / журналистом — и мне не нужна математика с ее логарифмами и производными".
  • Отсутствие связи предмета с реальной жизнью, недостаточность практики. Мы постоянно забываем, что многие предметы школьной программы настолько "затеоретизированы", что обычные дети не видят, как получаемые знания, формулы и теоремы хоть как-то связаны с жизнью: как будто жизнь сама по себе, а учеба — сама по себе. Учебники примеров из жизни не содержат, а учителя не всегда могут хорошо и доходчиво объяснить эту связь, привести примеры. Вот и получается, что школьные знания, по мнению учеников, опять же никогда в жизни не пригодятся.

Такое отношение к школе и школьным знаниям, как мы уже сказали, формирует окружение ребенка:

  • Родители. Если родители ребенка думают так же, как написано выше, их ребенок вряд ли будет хорошо учиться и стремиться к знаниям. Достаточно пару раз в слух, при ребенке, усомниться в нужности того или иного предмета и учебы в школе, и можно быть уверенным: это повлияет на отношение ребенка к учебе. Чтобы исправить ситуацию, родителям нужно заявлять вслух, вскользь в разговорах, о том, что учеба нужна и она пригодиться.
  • Друзья, одноклассники и учителя. Даже если родители ребенка смогли создать устойчивую мотивацию ребенка к хорошему обучению, подточить эту мотивацию могут одноклассники, наперебой рассказывающие о своих родителях, братьях и сестрах, которые, будучи "двоечниками" и "троечниками" находятся на вершине жизненного успеха. Здесь поможет перевод ребенка в другой класс или другую школу, возможно, и переезд в другой район.

Одаренность ребенка

Казалось бы, если ребенок одаренный и обладает незаурядными способностями, как это приводит к плохой успеваемости? Очень просто: как правило, ребенок одарен в какой-то одной области, и этой области посвящает всю свою энергию и силу: музыка, танцы, математика, информатика, биология. И на фоне этого основного увлечения все остальные кажутся неважными, да и на них уже не остается сил и времени.

Стремление к знаниям "отшибли" учителя и школа

Тоже парадокс: как же сами учителя и школа могут препятствовать хорошей учебе школьников? Очень просто: педагоги иногда совершают ошибки, которые для каждого конкретного ребенка могут быть решающими:

  • Авторитаризм учителя, чрезмерные требования к учебе и дисциплине.

Да, именно так пропадает желание учиться: когда нельзя дать комментарий к тому, что говорит учитель, нельзя задать вопрос или усомниться в правильности того, что сказал учитель. "Кто ты такой, чтобы задавать такие вопросы?!", "Мал еще", "Делай, что я сказала", "Работай молча" и другие подобные реплики не раз слышал каждый ребенок.

  • Скучные занятия.

Учеба — тяжелый труд, но не нужно забывать, что дети попали в школу не по своей воле, и школа для них — это одиннадцать лет в одном коллективе учителей и учеников, все их детство. Ожидать того, что дети будут с благодарностью, раскрыв рты слушать скучные лекции, научные термины, все понимать или вызубривать — наивно. Чтобы дети шли на урок с удовольствием, они должны быть интересными и хотя бы иногда нестандартными уроками, должны быть интересными и домашние задания.

  • Личность учителя

Как бы нам этого не хотелось, но бывают несовпадения характеров учителя и ученика, хуже всего, если не могут договориться классный руководитель и ученик: здесь неизбежны плохое настроение, нежелание видеться и общаться. По возможности, эту ситуацию можно разрешить как и любой школьный конфликт, но иногда придется и перейти в другой класс или школу. Также ребенок может плохо учиться у учителя, которого бы мы назвали "плохим человеком", злого, завистливого и т.д.

Итог

Таковы основные причины, почему дети не хотят идти в школу, не хотят хорошо учиться. Родителям и учителям важно понять, почему ребенок плохо учится: это "не хочу" или "не могу"?

Если "не могу", скорее всего, нужна помощь специалистов: психологов, репетиторов, а если просто "не хочу", то родителей. Чтобы точно определить причину, понаблюдайте за своим ребенком, ненавязчиво поговорите с ним о жизни и учебе, в отдельных случаях потребуется консультация детского психолога или врача.

Главное, что вы как родители или педагоги, должны понимать, что успеваемость ребенка в школе — это его будущее: если сегодня мы пойдем на поводу у "не хочу учиться", "не интересно", то что будет завтра, когда суровая действительность жизни предъявит свои требования к уже взрослому ребенку и окажется, что у него нет достаточных знаний, память и мышление не развиты?



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
11 tatdur • 16:23, 05.06.2016
Мне кажется, что этому есть еще одно объяснение, которое называется "информационные технологии", которые полностью игнорируются в процессе образования. Зачем мне нужно знать, даже просто как термин, про сложносочиненное (например) предложение, если нужно знать, что если после "что" следует подл., сказ., возможно, дополнение, нужно ставить запятую. Про "оро", "оло" можно сочинить сказку и, вместо "стрелялок", сделать компьютерную игру.
Вместо терминов типа "подл." и пр., можно использовать цвета и учить детей синтаксису в детском саду. Необходимо развивать формальную логику, тогда и математика пойдет. Дети привыкают к этой логике играя на компьютерах, а мы им в школе теорграмматику даем.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
10 lenagayduk00 • 13:38, 02.03.2016
"Стремление к знаниям "отшибли" учителя и школа" - это, на мой, родительский взгляд, главный ответ на вопрос заголовка статьи. Авторитарность и в то же время ну почти что малограмотность учителей; незнание или игнорирование детской психологии; проведение мероприятий "для галочки", а не на радость детям... Можно долго продолжать список разочарований, с которыми приходится сталкиваться неравнодушным родителям в школе.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Антилопа0203 • 14:37, 21.03.2015
Во фразе "почему ребёнок плохо учится" глагол стоит не в неопределённой форме, а в третьем лице единственного числа, следовательно, Ь здесь не пишется (глагол отвечает на вопрос "что делаЕТ?", а не "что делаТЬ?".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 10:34, 22.03.2015
Спасибо! Пожалуйста, если Вы заметили в статье опечатку, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER, сообщение будет отправлено в редакцию сайта.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Тыкорез • 14:34, 02.09.2014
Дети бы учились в планшетах ноутбуках телефонах вот им такое образование поди понравится)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Анонимно • 22:18, 22.01.2016
Понравится играться, но не учиться...
avatar
Спасибо. Действительно все так, как пишите. Многое зависит от нас, педагогов. Мы должны помочь ребенку и родителям. Лучшего результата добиваешься, если совместно находишь решения.
avatar
2 Тильхен • 22:01, 01.04.2014
Спасибо все верно!
avatar
3 Генеральдовна • 23:08, 01.04.2014
Спасибо! Писала, основываясь на своем педагогическом опыте.
avatar
1 Апельсин • 05:26, 31.03.2014
что-то в этом есть, определённо!
avatar
4 Генеральдовна • 23:09, 01.04.2014
Спасибо!