12 причин плохой учебы школьника и способы борьбы с ними

Интерес к учебе — залог хорошей успеваемости ученика

Всем учителям и родителям хочется, чтобы их усилия, положенные на алтарь образования, были возвращены учениками в виде отличных оценок, являющихся мерилом успеха. Но, к сожалению, так случается не всегда. У плохой учебы школьника всегда есть причины, они  абсолютно разные и их довольно много. В статье вы найдете ответы на вопрос "Почему ребенок плохо учится?" и что делать, чтобы исправить это.


Обсудить статью (уже 15 коммент.)
Опубликовать свой материал

Ученик плохо считает как в уме, так и «в столбик», не любит читать и пишет как «курица лапой»? Все существующие причины плохой учебы школьника можно условно разделить на три группы, лежащие в области: физиологии, психологии, а также проблем среды, семьи и быта.

3 физиологические причины плохой учебы школьника  

  • Наследственность (темперамент, особенности характера: медлительность и чрезмерная застенчивость).
  • Слабое здоровье.
  • Нестандартный путь развития (могут выпасть из учебного процесса как дети неспособные к умственному труду, так и вундеркинды).

Для установления точной причины плохой учебы, школьнику нужно пройти медицинское обследование.

4 проблемы среды, семьи, быта и действия по их решению

К таким проблемам можно отнести не располагающие к учебе условия обучения и жизни школьника, такие как:

  • Низкий уровень благосостояния семьи (или неудовлетворенность им);
  • Район, где расположена школа (фабричная окраина, удаленный микрорайон и т.д.);
  • Напряженная, сложная в социальном или в психологическом плане обстановка в школе или в классе (конфликты между учениками на почве социального или другого неравенства, предвзятое отношение учителей);
  • Неблагоприятная обстановка в семье (постоянные ссоры между родителями или между детьми, а чаще то и другое).

Проблемы неблагоприятной среды родители, как правило, выявляют сами. Семейные и бытовые причины, мешающие ученикам получать знания, выявляют учителя, например, после обследования жилищно-бытовых условий жизни ребенка.

Для улучшения бытовых условий можно:

  • Изменить материальное положение семьи, или отношение к нему.
  • Сменить школу, выбрав ее вместе с ребенком, по принципу:
  • учебной направленности (специализация в соответствии с учебными интересами школьника);
  • благоприятной для учебы атмосферы (наличие активно работающих кружков и секций).
  • Создать благоприятный, интеллектуально активный климат в семье (родители, занимающиеся повышением своего профессионального или персонального уровня – лучший пример для подражания).
  • Составить режим дня школьника и мягко контролировать его соблюдение.
  • Создать и технически обустроить удобное рабочее место для занятий (соответствующая высота и размер письменного стола и стула, наличие хорошего освещения и т.д.).
  • Обеспечить наличие количества канцелярских принадлежностей.
  • Обеспечить наличие у школьника всех учебников, художественной и справочной литературы.
  • Размещать наглядную информацию на стенах детской комнаты (яркие плакаты с изображением алфавита, географических и политических карт мира и т.д.).
  • Организовать здоровое питание и проведение регулярной влажной уборки.
  • Обеспечивать отсутствие шума и спокойную обстановку в помещении, где занимается школьник.

5 психологических причин плохой учебы школьника

Психологические причины, мешающие ребенку добиваться успехов в учебной деятельности, специалисты относят к проблемам в области познавательной (1, 2, 3 пункты) и мотивационной сфер (4, 5 пункты):

  • Недостаточно сформированные навыки и приемы учебы.
  • Отставание в области основных психических процессов, таких как память, внимание, логика, вербализация, что влияет на общий процесс мышления.
  • Особенности нервной системы и волевой сферы.
  • Несформированность устойчивого стремления к достижению успеха.
  • Неразвитость интереса к изучению школьных предметов.

Что могут предпринять учителя и родители?

Школьные педагоги, имея достаточно оснований, могут настойчиво рекомендовать родителям обратиться к практикующему психологу, опыт которого включает успешное преодоление подобных проблем. Если же нет оснований для подобных рекомендаций, учителя могут помочь родителям составить план борьбы с причинами плохой учебы школьника.

План «борьбы» с плохой успеваемостью ребенка

  • Полноценное участие в жизни ребенка (эмоциональное, информационное и т.д.).
  • Уважение к любым видам деятельности ученика (не только к его школьным и внешкольным занятиям, но и к развлечениям).
  • Совместная учебная деятельность.
  • Поощрение любых, даже самых незначительных успехов ученика.
  • Полное удовлетворение любознательности и любопытства всеми доступными средствами (ответы на вопросы, проведение доступных физических и химических опытов и наблюдений, просмотр развивающих мультфильмов и фильмов, чтение энциклопедий и т.д.)
  • Совместный поиск решений при встрече с неудачами, уважение права ребенка на самостоятельное решение проблемы.
  • Поощрение самостоятельности и позитивной инициативы.
  • Доброжелательное отношение к одноклассникам, организация совместной деятельности и досуга.

Вот таким является примерный, далеко не полный список причин, почему дети плохо учатся. Содержание его пунктов завит от конкретных проблем ученика. Успех зависит от решимости и воли всех, вовлеченных в процесс, особенно от учителей и родителей. Если достаточно долго действовать одновременно во всех направлениях, успехи придут непременно! И тогда есть надежда на то, что причины плохой учебы решатся и будущая жизнь школьника сложится успешно.

Читайте также:



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 Марина Сидорова • 17:52, 01.11.2016
А можно ли учиться в классе, где классный руководитель кричит что все дибилы, и бомжи( в фонд класса не сдали), и утаиваются положительные оценки, они не ставятся, а двоек пруд пруди. Хочется сбежать с такой школы, а некуда, мест нет. На лицо предвзятое отношение, угрозы детям, чтоб ваши родители не ходили в школу а нето... Как быть?
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 Alexeyenko • 14:32, 22.09.2016
Спасибо за статью!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 lili156 • 23:15, 20.09.2016
Добросовестно выписаны многие проблемы, и конечно все они имеют место. Но весьма мало рассматривается влияние школы. Ведь, надо честно признать, что именно ее кризис породил у подавляющего числа школьников стойкое нежелание учиться. Ясно, что в тяжелое положение поставлены не только ученики, а учителя тоже. На образовательных учреждениях лежит огромная ответственность, на каждом учителе.

Поэтому прежде всего надо, чтобы поменялся вектор образовательного процесса, а для этого надо помогать новому министру образования разгребать тот мусор, которым завалили школу. Будем надеяться, что здравый разум победит, и в наших школах получится разворот к ученику, как к личности, будет сделан акцент на воспитание человека и гражданина, человека думающего, а не человека для рынка, которого сегодня по новым образовательным стандартам обязана готовить школа. В школе надо менять многое, не одни только учебники по истории, а практически все учебники подлежат переосмыслению и пересмотру. Надо также отказываться от пагубных практик по технике чтения, ЕГЭ,отмены чистописания, выталкиванию детей во всемирную паутину, перегруженности и пр.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Gafjra • 02:57, 26.04.2015
Спасибо за интересную статью.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Rina2399 • 17:25, 08.03.2015
Большое спасибо за познавательную статью!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 NatalyaEduardovna • 23:24, 24.02.2015
Отличная статья, жаль только, что родители, которым предлагаешь обратиться к психологу, воспринимают все в "штыки" и не осознают, что он может реально помочь. План борьбы хорош, но на мой взгляд, не хватает объяснений почему именно так, а не иначе поступает по отношению к ребенку взрослый. Нужно попытаться объяснить ребенку что права есть не только у него, но у каждого человека, родителей и учителей. И объяснить родителям запретные высказывания про учителей, например: "учитель не прав", "педагог не должен так поступать" и т.п. Такие фразы наносят вред - ученик перестает воспринимать учителя как педагога, начинает воспринимать его как человека, который всегда не прав. Здесь важно взаимодействовать родителям с учителем на прямую, поэтому не только поощрять, а пытаться объяснять почему именно так, а не иначе и настраивать ребенка на то, что он все сможет, если выполнит какие - то действия, задания и т.п. и что в следующий раз может получить даже после оценки "2" - "5".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Беркович • 12:01, 24.08.2014
Нужная статья не только для педагогов ,но и для родителей...Часто хороший ученик поставлен в такие условия в семье , что ему совсем не до учебы...
avatar
8 anaikinagg • 16:22, 21.07.2014
Здравствуйте. Такую лекцию проводила на родительском собрании и делала презентацию к этой лекции. Родители, конечно, послушали, но всё равно мнение некоторых родителей: "Во всем виновата школа и учителя"
avatar
7 Имэйла • 19:44, 23.06.2014
Спасибо!Безусловно,родители и учителя,наша совместная работа -залог хорошей учёбы вашего ребёнка!!!
avatar
6 nastasi • 21:48, 04.05.2014
Интересная статья, есть над чем поразмышлять и поспорить.
avatar
4 кондраш • 19:26, 17.04.2014
Согласна с Вами, причин нежелания учиться много. Но многое идет из семьи. Сегодня родители в деревнях не могут помочь своему ребенку, а это немаловажно.
avatar
Почему не могут?
avatar
3 Генеральдовна • 22:33, 01.04.2014
Коллеги, мне кажется, что дети не учатся не потому что не могут по причине здоровья, а потому что не хотят. А вот почему они не хотят учится, я решила описать свой опыт в отдельной статье http://pedsovet.su/publ/47-1-0-4799
Приглашаю к дискуссии!
avatar
2 molya • 12:39, 01.04.2014
Спасибо за познавательную статью. А вот интересно: как улучшить успеваемость первоклассника, если он умный, но медлительный (особенность темперамента)?
avatar
1 комбусто • 09:29, 28.03.2014
Спасибо за актуальную статью.