Алина БИКЕЕВА, 24.12.2013 15810 6

Дети как дети и ученики как ученики, школа как школа и жизнь как жизнь


Многие учителя вздыхают: "У других – дети как дети, ученики как ученики – учатся, стараются и уважают учителя, а у меня…" У вас тоже, скорее всего, дети как дети и ученики как ученики.

В статье автор рассуждает о том, что стоит ждать от детей и учительского труда, и как добиться настоящего учительского счастья.

Обсудить статью (уже 6 коммент.)
Опубликовать свой материал

Про трудности и "легкости" в нашей учительской жизни

Итак, уважаемые коллеги, у вас трудности со своей работой, со своими учениками? Значит, у вас дети как дети, ученики как ученики и школа как школа. А кто вам обещал только "легкости" в вашей производственной жизни? Такова уж наша учительская жизнь – сплошные трудности, сложности и проблемы. Правда, иногда трудности сменяются небольшими "легкостями". Но потом, увы, опять наступают трудности. Конечно, случаются и длительные периоды "легкостей". Но, как правило, за ними вновь начинаются новые трудности. И это – нормально. Это просто означает, что в вашей производственной жизни и в вашем учительском труде наступило "воспаление легкостей". Такое бывает. И это нужно, по возможности, спокойно пережить.

Ученики заставляют нас все время напрягаться, нервничать и переживать? Ученики создают нам бесконечные проблемы и громоздят трудности? Поздравляю вас! Значит, у вас нормальные здоровые ученики.

Скажу крамолу: Проблемы, которые мы пытаемся изо всех сил решить с нашими учениками и в наших учениках, чаще всего не являются проблемами детей, а являются проблемами общества, системы образования и вообще взрослых, то есть нашими проблемами. Поэтому нам, взрослым, сначала следовало бы разобраться с самими собой и собственными проблемами.

Да, в нашей учительской жизни случается и "воспаление легкостей", и воспаление трудностей, и разные другие напасти, болячки и неприятности. Но, это все – не беда, ведь у нас все же бывает и много приятностей с нашими учениками. А трудности вполне можно пережить, лишь бы это не было отсутствием взрослой мудрости, концом профессионализма, а также "лопаньем" обычного человеческого терпения со взрывом негативных эмоций.

Почти философская рассуждалка: Наши ученики преподносят нам как ребусы, так и опусы. А также показывают фокусы, откалывают номера и подхватывают вирусы. А еще они вручают нам гладиолусы и кактусы. Ну, что ж в этом такого?! Такова жизнь. Наша с вами учительская жизнь!

Сам себе иллюзионист

Давайте поразмышляем, каким в идеале должен быть наш педагогический труд. Как мне кажется, существует некий вымышленный идеал: дети должны хорошо учиться и любить это делать, отлично себя вести, ходить в школу с радостью, на уроке всегда слушать учителя, поднимать руку, а дома выполнять домашние задания от точки до точки.

Существует большая иллюзия: идеальная школа, хорошие ученики – это все должно быть без учительских волнений и переживаний. Так должно быть, уверены мы. А когда так не получается, мы начинаем нервничать, переживать и злиться.

Но ведь согласитесь, коллеги, в реальной жизни вряд ли такое возможно. Порой мы смотрим на своих коллег и их учеников, на тех, которые со стороны нам кажутся идеальными, и почему-то думаем, что учительский труд этих людей протекает без проблем и переживаний. Мы делаем при этом вывод, что у них дети как дети, ученики как ученики, а школа как школа и жизнь как жизнь. Учитель, так думающий, сам себе создает подобную иллюзию. Получается, что такой учитель - сам себе иллюзионист.

Мы, учителя, порой думаем, что в школе работа очень трудная. Но разве другие работы легкие? Какие легкие работы вы знаете? А вы пробовали на них работать? Вы уверены, что там легко? Вы точно знаете, что только в школе работать трудно?

Человек привыкает к собственному негативному мышлению и перестает его осознавать и замечать. Мыслить негативно становится для него нормой и обыденностью. Человек в собственных мыслях создает себе иллюзию, что все вокруг него трудно и даже плохо, а где-то там, не в его жизни, все легко и хорошо.

А разве существует такое понятие или явление, как легкая и беззаботная работа, если, конечно, работать?! В каждой профессии, да и у всех остальных учителей свои сложности, трудности и проблемы. И это – естественно. Это – жизнь.

Если ваши ученики часто забывают дома учебники и тетради, не выполняют домашних заданий, не поднимают руку на уроке, значит, уважаемые педагоги, у вас дети как дети и ученики как ученики. Если ваши ученики ленятся, получают "двойки" и "тройки", теряют кеды и дневники и вообще не хотят учиться, значит у вас дети как дети и ученики как ученики. Если вы испытываете неимоверные трудности с вашими учениками подросткового возраста, а они при этом испытывают вас на прочность, а заодно и весь мир вокруг, значит, все нормально, значит, у вас дети как дети и ученики как ученики, а их развитие и взросление идет точно по учебнику возрастной психологии.

Если ваши ученики не испытывают к вам благодарности, а только то и дело испытывают вас, значит у вас в классе дети как дети и ученики как ученики. Дети не могут и не должны испытывать чувство благодарности по отношению ко взрослым, пусть и профессионально с ними работающим. Чувство благодарности – это вообще "высший пилотаж" человеческой души. Он приходит к человеку только с годами, да и то – далеко не к каждому взрослому.

Если вы на работе нервничаете, устаете и выматываетесь, а придя домой, валитесь с ног от усталости, абсолютно соответствующей всем известному образу выжатого лимона, значит у вас работа как работа. И, значит, вы на своей работе работаете.

Если ваши ученики не переговариваются с вами, не прогуливают уроков, не обсуждают вас за спиной со своими товарищами и не говорят, что им на уроках ничего не объясняют, а потом с них все спрашивают; а только сидят и мило вам улыбаются, значит у вас не дети как дети и не ученики как ученики, а дети как куклы и ученики как роботы, приторно-красивые и правильные, но, увы, неживые. Если ваши ученики не имеют проблем в школе и трудностей с учебой, усидчиво сидят дома за уроками, день и ночь занимаясь зубрежкой, получая одни «пятерки», то значит у вас не дети как дети и не ученики как ученики, а дети как зубрилки и зануды, а ученики как компьютеры. Если ваши ученики не приносят вам огорчений, хлопот и проблем в любом возрасте, возможно, они просто мертвы. И это не дети как дети, а дети как мертвецы. Если ваши ученики не бегают как угорелые, не скачут как кузнечики, ничего не ломают, не разбивают, никого не сшибают с ног, то они, по всей видимости, не дети как дети, а больные с какой-то патологией опорно-двигательной системы. Если ваши ученики все время на уроке молчат, слушая вас, открыв рот, не задают вам никаких вопросов, не болтают без умолка, не перебивают вас и своих сверстников на каждом шагу, никогда с вами не переговариваются и не спорят, то, скорее всего, они просто глухонемые.

Нет уж, спасибо! Нам, уважаемые педагоги, не надо ни неживых кукол, ни роботов, ни мертвецов, ни компьютеров, ни глухонемых. Лучше уж пусть наши ученики будут дети как дети, обычные и нормальные дети. А они, хочется верить, именно таковыми и являются. Ученики наши – просто живые, здоровые, любопытные и подвижные дети. И это – счастье! Наше с вами учительское счастье иметь именно таких учеников.

Ученики требуют нашего постоянного внимания, полной отдачи, нашей включенности в процесс их образования, роста и взросления? Если это так, то значит у нас дети как дети и нормальные ученики. И мне думается, коллеги, в глубине души мы осознаем, что у нас дети как дети и ученики как ученики, требующие от своих педагогов неустанного, беспрестанного, нескончаемого и необъятного учительского труда, огромных педагогических инвестиций, нервных, интеллектуальных, энергетических затрат и всевозможных других вложений. И требуется от нас, учителей, все это именно потому, что у нас с вами дети как дети и ученики как ученики, а еще школа как школа и жизнь как жизнь. И мы, конечно же, устаем быть педагогами, потому что мы – просто люди и ничто человеческое нам не чуждо. Но ведь и любые другие работники тоже устают на своих работах. Так что, уважаемые коллеги, у нас с вами жизнь как жизнь.

А вот если мы, учителя, постоянно не напрягаемся, не нервничаем, не переживаем за своих учеников. Если мы не решаем их бесконечные проблемы, не боремся с ними и за них. Если мы не устаем от школы и детей. Если мы им не уделяем постоянного внимания, если мы не включены в их детство и не трудимся с полной самоотдачей и самозабвенностью, то мы, взрослые, действуем, как невзрослые. А, возможно, не действуем никак вовсе, наивно полагая, что дети могут расти сами по себе, как в поле трава и сами чему-то учиться. Только безграмотные взрослые с недоразвитым взрослым мышлением, либо очень ленивые взрослые могут так думать и так поступать. И если взрослые не понимают и не осознают, что у них дети как дети, то это – взрослые как невзрослые, а взрослые как дети, и дети в этом совсем не виноваты.

Просто призыв: Уважаемые взрослые! Будьте как взрослые!

Правило школьной жизни: Нормальные здоровые ученики всегда доставляют своим учителям много забот, хлопот и волнений. А нормальные здравомыслящие педагоги всегда мудро заботятся о детях любого возраста, охраняя и оберегая их детство, неустанно их направляя при этом на путь истинный.

Просто вопрос: Какие взрослые вы? Взрослые как взрослые или взрослые как дети? Учителя как учителя или учителя как "не знамо кто"? Нормальные, здравомыслящие педагоги или не очень?

Почему-то я уверена, коллеги, что вы – высокопрофессиональные и очень ответственные учителя. То есть вы учителя как учителя.

А уж, коль скоро у вас, уважаемые педагоги, дети как дети и ученики как ученики, а вы сами – взрослые как взрослые и учителя как учителя, то, скорее всего, вы устаете. И это – нормально. Бывает усталость металла. Бывает усталость мышц. А бывает усталость учителя. Это – вполне естественно. Мы устаем от огромного количества обязанностей и обязательств, мы устаем от жизненных проблем и сложностей, мы устаем от своих учеников и от школы. И это – жизнь. Жизнь как жизнь.

Давайте подумаем об учительской усталости. Что с этим явлением делать и как с ним бороться. И вообще, как стать феноменальным учителем, пусть и устающим иногда от школы и своих учеников. Именно об этом моя книга "Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу".

Всегда ваша коллега по учительскому цеху, соратница, сподвижница и единомышленница, а еще такой же усталый, но упрямый сеятель, как и вы,
БИКЕЕВА АЛИНА СЕРГЕЕВНА



Книга "УРОКИ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ. СОВЕТЫ УСТАЛОМУ ПЕДАГОГУ" на Лабиринте


Книги Алины Бикеевой для учителей и родителей:

 

  • А. Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребенок и учитель.
  • А. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя. Советы усталому педагогу.
  • А. Бикеева Семья Особого Назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.
  • А. Бикеева Как стать феноменальным родителем и создать Семью Особого Назначения.
  • А. Бикеева Ребенок + взрослый. Рецепты общения, понимания, прощения.
  • А. Бикеева Взрослый + ребенок. Что посеешь, то и пожнешь.


Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
6 Gafjra • 02:26, 06.03.2016
Все в точку. Хорошая статья, а главное " Ученики наши – просто живые, здоровые, любопытные и подвижные дети. И это – счастье! Наше с вами учительское счастье иметь именно таких учеников". Статья поддержка для нормальных усталых учителей. Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 ikoryukov • 19:51, 22.01.2016
Неплохо... Актуально... И всегда будет актуально, это мы просто забываем, что же на самом деле было раньше, вот и кажется нам, что с каждым годом всё хуже и хуже...
avatar
4 svetbalt64 • 06:26, 11.01.2015
Такая отличная статья!!! С удовольствием перечитала несколько раз. Ваша статья подтверждает мою мысль, которую озвучиваю окружающим, но они часто с непониманием к ней относятся. Время другое, а ДЕТИ КАК ДЕТИ! Спасибо Алина Сергеевна!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 tuguchevakadria • 15:02, 08.01.2015
Здравствуйте, Алина Сергеевна! Спасибо Вам большое за такие точно подобранные слова. Мы, молодые работники (можно взять любую отрасль) часто разочаровываемся каждой неоправданной надежде. Но ведь действительно, это жизнь, а в жизни происходит не все как хотелось бы.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 smurfik • 13:49, 25.08.2014
Мечтаю не об идеальных учениках, а об идеальных взаимоотношениях с ними. Школа живет по расписанию и от этого никуда не деться. А взаимоотношения по расписанию построить ох как трудно. Начинается урок, а ученику перемена "сниться". А в идеале: вместе поработали - вместе отдохнули. Есть такое понятие: "Отдохнуть в работе".
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 Педсоветчица • 11:47, 05.08.2014
Согласна с Вами, Алина Сергеевна! В наших школах все время пытаются из разных детей сделать "однотипных", с одинаково хорошим поведением, отношением, мышлением, чувствами, и т.д. И учителя все стараются "загонять" в эти искусственно созданные рамки. Но ведь школа не фабрика, и каждый ребенок индивидуален. Давайте видеть в ребенке индивидуальность, и направлять ее на благо самому ребенку и обществу.