Галина Антонова, 02.05.2012 3732 1

Адаптация пятиклассников. Опыт учителя


Адаптация младших школьников в переходный период от начального к среднему звену не всегда проходит болезненно, как принято считать. Правильно организованная и разумно спланированная совместная деятельность учителя начальной школы и учителей среднего звена позволяют избежать многих трудностей и проблем этого нелегкого для школьников периода.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Переход в пятый класс — это своеобразное испытание не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником. Учителю начальной школы предстоит доказывать, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками. Не следует забывать, что пятиклассники — это уже младшие подростки и подходы к их обучению нужно строить в соответствии с этим возрастным периодом. Есть ли проблемы преемственности в преподавании в нашей школе? И каковы пути их разрешения? (из опыта работы в 5 классе).

На начальном этапе работы классным руководителем в 5 классе я руководствовалась не только беседами с учителем начальных классов, собственными наблюдениями, но и результатами социометрии, проводимой школьным психологом в первой четверти. Социометрия определяет положение детей в коллективе, выявляет тех детей, которые имеют проблемы в отношении классного коллектива, и помогает определить и правильно спланировать работу и со всем классом, и в особенности с отдельными учениками, которых либо не приняли (из других школ или классов), либо нейтрально-изолированные. Это, как правило, дети, которые имеют страх к самовыражению, самораскрытию, имеют низкую физиологическую сопротивляемость стрессу.

Не дать потеряться ребенку в большом коллективе, найти ключик к каждому из них — задача классного руководителя. Помогут в этом деле разного рода поручения: будь то помощь в организации школьного питания, подготовка праздничного мероприятия, участие в конкурсах, викторинах, спортивных соревнованиях или просто попросить отнести дневник своему заболевшему другу, вымыть доску или полить цветы. Необходимо подчеркнуть важность любого поручения, и тогда ребенок будет ощущать свою значимость, ему будет уютно и комфортно в этом коллективе, он — часть его.

Особенностям адаптационного периода пятиклассников было посвящено родительское собрание с участием школьного психолога в первой четверти. Были даны рекомендации родителям по воспитанию детей с повышенной тревожностью, они были приглашены на индивидуальные консультации.

Еще одна проблема. Как выстроить модель поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников, и его отметочный статус будет установлен без соответствия с реальными возможностями. То, что существует такая проблема, можно убедиться на примере роста качества знаний по четвертям. В первой четверти было всего три ударника, во второй — семь, в третьей — десять. И я думаю, что это не предел! Главное: вовремя увидеть, помочь и даже посодействовать ученикам, чтобы они не потерями интерес к учению и отдельным предметам.

Пятиклассники очень нуждаются в позитивных отзывах педагогов. Поэтому создание ситуации успеха для ребят и связанные с ними эмоциональные переживания являются действенными мотивами для успешного обучения. В течение всего 5 класса необходим персональный контроль над сильными и слабыми учениками.

Не менее важной проблемой являются страхи в отношениях с учителями, они также негативно сказываются на успешности обучения ребенка. Порой эти страхи бывают надуманными (когда ученик просто не выучил домашнее задание) или родители (которые склонны больше верить своим детям), неправильно информированные детьми, выясняют отношения с учителями-предметниками в некорректной форме. Это единичные случаи. В целом, отношения между учителями и учащимися уважительные, доверительные. Я неоднократно присутствовала на уроках русского языка, литературы, математики, английского языка. В основной массе дети работоспособные, хотя уровень знаний средний.

Личный контакт с учителем. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это в старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя.

Наличие большей свободы и самостоятельности — это тоже проблема. Пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Свобода и вседозволенность воспринимаются ими как слова-синонимы. Поэтому, наверное, наши дети часто нарушают дисциплину, неизбежны и конфликтные ситуации как внутри класса, так и между пятыми классами. А в эпицентре этих конфликтов оказываются дети с повышенной тревожностью или нейтрально-изолированные.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью для школьников становится общение. Приоритеты от учителя и родителей перемещаются к сверстникам. Каким будет это общение? Как будут складываться межличностные отношения? Во многом зависит от уровня сплоченности коллектива.

Я стараюсь поддерживать те традиции, которые они вместе с учителем начальных классов создавали и хранили на протяжении четырех лет, с последующей трансформацией их с учетом возраста. Это организация и проведение различных праздничных мероприятий, участие в конкурсах, экскурсии, поездки за город, лыжные прогулки, посещение театра, филармонии и др.

Я думаю, что в 4-5 классах (на протяжении двух лет) нужна слаженная работа учителей начальной школы и учителей-предметников для знакомства с детьми, взаимные посещения уроков. Но это связано с определенными трудностями: так о нагрузке часов мы узнаем иногда в последний момент, а также в силу загруженности учителей нет возможности присутствовать на уроках друг у друга.

Наверное, было бы несправедливо сказать, что переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия. Есть много положительных моментов в переходном периоде. Большинство школьников быстро адаптируются и легко преодолевают все сложности.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
1 LSA5242 • 22:20, 09.05.2012
Однажды (лет 10-12 назад) у нас был хороший опыт - учительначальной школы стал воспитателем ГПД в 5 классе и одновременно классным руководителем. Вот где не было проблем с адаптацией! Начальная школа на уроках коллег среднего звена увидели все просчёты и скорректировали единство требований, так как ещё год ответственности ра результат обученности!