Марина Гладко, 27.06.2017 0

Прием «Учимся сообща» на уроке. Как использовать прием: 2 способа работы с классом


Среди группы методов, помогающих активизировать познавательную деятельность детей, хорошо зарекомендовал себя прием «Учимся сообща». В этой статье мы расскажем, как использовать этот прием на уроке.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Целью приема «Учимся сообща» является:

  • повысить осознанность процесса восприятия учебного материала;
  • обеспечить прочность усвоенных знаний;
  • развивать универсальные учебные действия (уметь выделять главное, формулировать выводы).

Особенности организации

Использование приема «Учимся сообща» предполагает организацию групповой формы работы.  

1 вариант

Учебный материал разделяется на несколько смысловых частей. Учащиеся разделяются на группы, число групп должно быть в два раза больше, чем  разделов для изучения.

Для работы над каждой частью материала выбирается по две группы учеников. Одна группа должна изучить материал и подготовиться к его презентации всему классу. Для этого они должны составить доклад, придумать схемы, рисунки, таблицы, т.е. все то, что поможет сделать выступление понятным и доступным для восприятия.

Задание второй группы — составить ряд вопросов к тому материалу, который будут презентовать их напарники. Им тоже придется тщательно ознакомиться со всей имеющейся информацией, выделить не только основные моменты, но и все второстепенные детали, которые помогут лучше понять суть материала.

Вся эта робота проводится детьми самостоятельно с небольшой помощью учителя (в зависимости от степени подготовленности класса). На это отводится определенное время и четко контролируется соблюдение регламента. Далее работа идет в таком порядке:

  • выступает первая группа с докладом по первой части материала;
  • вторая группа задает им вопросы по содержанию, выслушивают ответы;
  • учитель делает необходимые уточнения и дополнения.

Так продолжается, пока не будут выслушаны все группы. Затем учитель подводит итог всей работы класса.

2 вариант

Сначала каждому ребенку дается время прочитать теоретический материал. В ходе этого он должен на полях делать пометки «?», отмечая информацию, которая ему непонятна. После этого, дети объединяются в группы, где проводят обсуждение прочитанного и пытаются разобраться в невыясненных вопросах.

Наиболее сложные и спорные вопросы выносятся на обсуждение всего класса. В завершение учитель выясняет степень усвоения обучающимися учебного материала и корректирует полученные ими знания.

Применяя прием «Учимся сообща» нужно помнить о таких нюансах:

  • объем материала должен быть не очень большой;
  • рекомендуется использовать разные источники информации (учебник, слайды, распечатанный текст и т.д.);
  • можно подготовить дополнительную литературу, памятки, словари терминов и т.д.;
  • детям следует детально объяснить порядок их действий;
  • учитель должен стараться не вмешиваться в обсуждения учеников, не выступать в роли арбитра;
  • на всю работу рекомендуется затрачивать не больше 15-20 минут урока.

Использование приема «Учимся сообща» побуждает ребенка к более глубокому анализу и осмыслению изучаемой информации, что приводит к формированию осознанных и прочных знаний.  Прием предполагает живое участие школьников в познавательном процессе, а значит, такой подход обеспечивает высокую эффективность обучения.

Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?