Прием «Выглядит как, звучит как» в практике работы с детьми и взрослыми


Прием «выглядит как, звучит как» известен довольно узкому кругу специалистов. А жаль, ведь он прост, доступен и может принести немалую пользу. Попробуем выяснить, что как использовать прием на занятиях с детьми и взрослыми.


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Суть приема

Прием уходит своими корнями… Нет, не в глубокое прошлое, а в практическую психологию. Его с успехом используют в тренингах, коуч-группах для тренировки критического мышления.

Все элементарно. Участникам предлагают подумать и рассказать, какие зрительные и слуховые ассоциации вызывает у них то или иное слово, термин. Иными словами, на что оно похоже и с какой звук к нему подходит.

Например, ведущий называет (пишет, выводит на интерактивной доске) слово «перспектива». В группе высказываются мнения, что оно ассоциируется с вектором, оживленным проспектом большого города, шахматной доской. Слуховое восприятие участников тоже подсказывает свои варианты. Например, тиканье часов, стук клавиш пишущей машинки. Все версии обязательно проговариваются и фиксируются в виде общей таблицы, схемы, рисунка. Ассоциации могут быть весьма неожиданными и неординарными.

Интересно? Интересно. Трудно? Нет, не требуется никаких особых условий, подготовки, дорогостоящих материалов. Так почему бы не использовать в широкой практике? Этот прием подойдет и для школы, и для детского сада, и для работы со взрослыми. Аудитория может быть практически любого возраста.

Для дошкольников

Например, воспитатель говорит малышам: «Что вы представляете, когда слышите слово «время»?» Дети предлагают: «будильник», «минута», «телевизор». Имеет смысл уточнить, что можно говорить все, что пришло тебе в голову в данный момент. Как правило, такие задания вопринимаются детьми с удовольствием, и вариантов ассоциаций получается много.  Их нарисовать, так еще интереснее.

Точно так же — со звуковыми ассоциациями. Их можно проговорить, пропеть в стиле «ворчалок», «шумелок» и прочих вокальных упражнений. Особенно хорошо такие ассоциации воспринимаются детьми-аудиалами.

Чем полезен прием «Выглядит как, звучит как»

Развивает мышление, воображение, творчество. Расширяет представления об окружающем. Учит выражать свои мысли. Повышает способность к рефлексии.

Кстати, этот прием могут с успехом использовать и родители. Поиграть в «выглядит как, звучит как» охотно согласятся и малыши с трехлетнего возраста, и подростки. Можно упражняться всей семьей, получится своеобразный «мозговой штурм».

Использование приема в школе

Конечно же, прием подойдет и учителям. Полная свобода творчества, любые классы и предметы, можно использовать при изучении нового материала, закреплении полученных знаний. Особенно актуально в условиях работы по ФГОС, так как прием ненавязчиво стимулирует учащихся на самостоятельную поисковую деятельность.

Например, на что похожи слова «феодализм», «местоимение», «парабола», «инструмент»? Как они «звучат»? Варианты точно так же записываются, рисуются, выводятся в виде схемы, пропеваются, простукиваются, проигрываются, это уж на что фантазии хватит. Главное, направить поток ассоциаций в нужное русло, чтобы не отойти от темы урока.

Чем полезно

Развивает все виды мышления, языковое чутье, воображение, способность к креативу.

Понравился прием? Пожалуйста, применяйте с удовольствием и пользой! Успехов!

Об авторе: Кононова Ольга Николаевна, педагог-психолог, методист.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 tata-koroteeva • 06:49, 19.12.2016
Спасибо!!