Галина Шутова, 03.12.2016 1

Прием "Уголки" на уроке: техника работы с приемом, примеры и рекомендации


Прием "Уголки" (от англ. Corners) — одна из популярных стратегий, придуманная психологами для ведения конструктивной дискуссии, спора. Для школы этот прием адаптировали ученые, предложившие методику развития критического мышления. В облегченном варианте прием можно использовать для уроков любого типа и построенных на других методах обучения. Главная цель стратегии "уголки" — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, помочь развитию логического и образного мышления, научить культуре общения. 


Обсудить статью (уже 1 коммент.)
Опубликовать свой материал

Суть приема "Уголки" и общий алгоритм работы

Прием используется на стадии осмысления (на уроках, построенных по ТРКМЧП) после изучения новой темы (текста, параграфа учебника, статьи, художественного произведения).

  • Ставится главный вопрос по теме, который предполагает несколько вариантов суждений.
  • Класс делится на группы, каждая группа разрабатывает свое видение темы. После этого участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение. Члены группы высказывают свою точку зрения, приводя факты и подтверждая свои убеждения примерами. Противники могут критиковать. Затем группы меняются ролями.
  • На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики.

Цель приема: придти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.

Трудности использования "приема "Уголки" и как их преодолеть

  • Главный вопрос для дискуссии следует выбирать такой, который бы предполагал множественность (по крайней мере, двойственность) решений.

Случай из практики: на уроке истории было предложено обсуждение вопроса "Значение реформ Петра I". Ученики, как один, решили, что реформы носят исключительно положительный характер, поэтому спора не получилось.

  • То же касается и выбора текста. Желательно, чтобы текст был многозначным, предполагал разное отношение к описываемому событию или суждению. Наиболее действенно прием "уголки" работает, если предложить текст, который ученик может "примерить на себя", представить себя в главной роли, увидеть схожесть с обычной жизнью.
  • Основная сложность приема "Уголки" — "развести детей по углам". Если вы только начинаете применять этот прием на практике, то можно и самому педагогу предложить варианты противоположных точек зрения.

Например, на уроке литературы устроить дискуссию по вопросу: Печорин — положительный ли отрицательный герой? При этом заранее разделить класс на две группы, одна из которых будет приводить доказательства, что герой — положительный, другая выискивать аргументы "против".

Важно! Такой урок не будет считаться уроком по ТРКМЧП, так как он лишен главного условия технологии — самоопределения учеников, их самостоятельного выбора мнения.

  • Вовлечение детей в дискуссию должно проводиться плавно. Эту работу можно разбить на несколько этапов:
  1. После изучения текста каждый ученик формулирует собственное мнение по главному вопросу и записывает его в тетради.
  2. Далее учащиеся объединяются в группы, выбирая "коллег" со схожим мнением. Те ученики, чья точка зрения отличается от всех, может присоединиться к одной из групп, либо войти в состав аналитиков (жюри).
  3. Теперь каждая группа формулирует свою точку зрения, подкрепляя ее примерами из текста, фактами.
  • При формировании групп важно, чтобы в каждой были распределены роли. Ведущий — наблюдает за тем, чтобы обсуждение не свелось к многоголосице, следит за временем и за тем, чтобы каждый член группы принял участие в обсуждении. Дежурный  — оформляет (письменно, устно, графически) мнение группы и логическое расположение аргументов и доказательств.  
  • ТРКМЧП предполагает, что для приема "Уголки" нужна еще и группа аналитиков. Их задача: наблюдать за ходом дискуссии, отмечать этапы формирования разных точек зрения, разработать критерии оценивания, оценить выступление каждой группы и объявить победителя.

В начальных классах или таких, где только начинают знакомство с приемами критического мышления, роль аналитика может исполнить учитель, либо группа сильных учеников.

Несмотря на кажущуюся сложность, дети быстро осваивают технику приема "Уголки", с удовольствием включаются в дискуссию. Да и сама работа проводится в быстром темпе, не отнимая много времени.

Было бы интересно узнать мнение учителей, которые уже использовали прием "Уголки" в своей практике: что оказалось сложным, а что понравилось?



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 svetbalt64 • 13:37, 08.12.2016
Спасибо автору за идею. Попробую применить.