17 способов случайного деления учеников на группы. Как сгруппировать детей, чтобы никому не было обидно


​Каждый учитель, использующий на уроках групповой метод работы, сталкивался с проблемой деления учеников на группы: деление воспринимается детьми эмоционально, а подчас, когда сама процедура не понята и не принята детьми, вызывает споры, выплеск негативных эмоций и потерю времени урока.


Обсудить статью (уже 23 коммент.)
Опубликовать свой материал

Выбор способа разделения учеников на группы во время урока может исходить из цели образования групп, например,

  • по уровню успеваемости для раздачи заданий разного уровня сложности;
  • группы, в которых есть ученики разного уровня успеваемости, чтобы дети помогали друг другу во время урока. При этом все группы одного уровня;
  • группы, в которых дети дружны между собой или, наоборот, враждуют.
  • группы, объединенные по темпераменту членов;
  • И т.д.

Сложнее непредвзято разделить детей на группы вне зависимости от их качеств и предпочтений. Разделение детей случайным образом можно организовать множеством способов. Приведем некоторые из них.

 Как разделить учеников на группы на уроке?

  • по ряду парт в классе;
  • по номеру варианта (I и II вариант);
  • соседи по парте;
  • по журналу (пополам, через одного, четные-нечетные и т.д.);
  • по половому признаку — мальчики, девочки;
  • по времени года, в котором родился ребенок (зима, весна, лето, осень);
  • по дате рождения (четное, нечетное число);
  • по первой букве имени или фамилии (гласные — согласные, звонкие — глухие и проч. — актуально для уроков русского языка);
  • расчет по номерам (первый-второй-третий и т.д.). Расчет делается исходя из нужного количества групп (а не числа участников в группах);
  • по считалочке (см. считалки на английском языке);
  • по жребию. В корзине могут находиться:
    • листочки разного цвета — команды красных, желтых, синих;
    • предметы, заранее положенные учениками (ученики по очереди вытаскивают предметы и делятся на группы нужного состава, например, один ученик, вытаскивая чей-то предмет, находит себе пару);
    • геометрические фигуры — команды квадратов, треугольников, кругов и проч. (актуально для уроков математики);
    • изображения животных — команды птиц, рыб, млекопитающих или травоядные, хищники (для уроков биологии и окружающего мира);
    • изображения растений — команды деревьев и кустарников хвойных и лиственных деревьев (для уроков биологии и окружающего мира);
    • названия или изображения стран, городов, географических объектов — команды европейцев, азиатов, африканцев или же команды озер, гор, рек (для уроков географии и окружающего мира);
    • а также ряд других терминов и понятий для каждого предмета.
  • Сегментация круга: учитель встает в центре класса и мысленно с детьми проводит его диаметр. Таким образом, дети могут разделиться на 2 равные группы. Можно сделать большее число сегментов для получения другого количества групп. Способ можно использовать на уроках математики.
  • Внешние признаки детей: цвет одежды, рюкзаков, наличие галстуков, часов, заколок, украшений и проч. Например, команда тех, у кого дневник лежит на столе, и тех, у кого не лежит.
  • Стрельба глазами (Разведчики). Участники встают в круг, опускают глаза. По команде учителя дети поднимают глаза, ища свою пару. Если глаза встретились, то образовалась пара, она выходит из круга. Путем нескольких повторений класс разделяется на пары (должно быть четное число учеников).
  • Лидеры. Учитель может как попросить вставить лидеров групп, так и определить их одним из других способов. Каждый лидер по очереди называет того ученика, которого хочет видеть в своей команде, потом выбранные ученики называют тех, кого хотят видеть именно они — и так, пока весь класс не будет разбит на команды.
  • Мозаика. Детям выдаются части текста или изображения, и они должны найти детей, у которых есть другие части этого текста или изображения. В дальнейшем этот текст или изображение можно обыграть (например, цитату на уроке литературы или истории; изображение — на уроке ИЗО или любом другом).
  • Роли, предпочтения. Например, учитель заранее предлагает несколько вариантов и каждый ребенок выбирает тот, который ему ближе (Англия, Франция, Россия, Япония; Восток, Запад, Север, Юг, банан, груша, яблоко, киви, Л.Н. Толстой, Р.Р. Толкин, А. Беляев и т.д.).
  • И другие способы.

Конечно, можно делить учащихся на группы и по желанию, однако в учебных целях лучше разбивать учеников на разные по составу группы, а с учетом числа учеников в классах, составы могут быть всегда разными и неожиданными.

Как разделить учеников на группы?

Дети доверяют случаю и меньше сопротивляются нежелательным для себя связям с другими учениками, желание победить, дух соперничества и соревнования все-таки пересиливает, и они учатся налаживать связи, работать в команде, работать на результат. Работа в группах дает возможность показать себя не только сильным ученикам, но и слабым, и позволяет застенчивым, замкнутым детям, детям с заниженной самооценкой пообщаться с другими детьми и, возможно, даже подружиться с кем-то.

Проблемы деления на группы

Однако при делении детей на группы есть и проблема:  в классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить). В особых случаях учителю нужно исключить варианты деления на группы, когда принимают решение ученики.

С делением детей на группы также связаны и другие проблемы организационного характера. Поначалу дети могут сопротивляться, спорить, тратить слишком много времени и т.п., но задача учителя, во-первых, четко определить правила деления на группы, во-вторых, постепенно учить детей этому. Чем чаще на уроках вы будете использовать групповые методы работы, тем охотнее и быстрее дети будут группироваться в следующий раз, считая это просто этапом урока. Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

  • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;
  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;
  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);
  • уделять особое внимание детям-изгоям, детям с ОВЗ, новеньким и "трудным" детям.

Да, с организацией детей на группы связаны некоторые проблемы и, возможно, учителя постигнут неудачи, но со временем, если учитель будет работать в системе, он обязательно почувствует класс, детей, и научится создавать группы на лету.

Уважаемые читатели! Если вам известные другие способы деления детей на группы, пожалуйста, поделитесь ими в комментариях.

При подготовке статьи использовались материалы Игора Вачкова, Андрея Уварова, Ирины Зобниной, Ирины Дербиной. Фото: Алсу Иксанова.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Беларусь • 18:26, 29.07.2016
Хороший совет.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
22 IrinaTeacher33 • 17:00, 28.05.2015
Спасибо за статью! Я подчеркнула для себя несколько интересных способов деления класса на группы. На самом деле это очень серьезная проблема, очень часто от детей слышу "Я не хочу с ним (с ней) сидеть, работать". Думаю в своей деятельности буду чередовать способы разделения детей на группы, для того чтобы им было интереснее!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
20 физика0553 • 06:29, 08.04.2015
При проведении групповой работы главное не "заиграться", иначе вырастим "командиров" и "подчиненных". Не увидела в статье способ оценивания работы отдельных детей в группе
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 Екатерина_Пашкова • 10:13, 08.04.2015
В статье рассказано, как именно разделить детей на группы, а не о групповом методе работы.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 gresko • 07:40, 23.02.2015
Очень замечательная статья, при различном делении на группы присутствует элемент новизны, это может помочь в сплочении класса, как коллектива.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 Красивая7944 • 20:17, 25.01.2015
Групповая форма работы очень нравится детям: чувствуют они себя намного лучше, особенно замкнутые дети и школьники, чья успеваемость оставляет желать лучшего. В Вашей статье для себя нашла много нового, буду внедрять, спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Галина1181 • 19:11, 24.01.2015
Спасибо за статью. На своих уроках я чаще пользуюсь методом разворота первых парт ко вторым, третьих к четвертым, оставшиеся присоединяются по желанию к образовавшимся группам.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 lora_Poli_ • 18:28, 24.01.2015
спасибо,очень интересная статья
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 smirnowa2015 • 17:28, 18.01.2015
Хорошая статья, в которой автору удалось чётко и понятно разъяснить как можно поделить детей на группы, затронуты и проблемы, т.к. это надо знать в первую очередь перед делением на группы.В своей работе часто использую групповую форму работы, даёт прекрасные результаты, сплачивает класс,делает детей дружелюбнее.Спасибо за статью.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 ylia30ang • 16:14, 15.01.2015
Спасибо, очень интересные советы и информация.
avatar
13 Anokhina • 17:09, 11.01.2015
Добрый день!
По-моему мнению, групповая работа, одна из самых эффективных при обучении говорению и развитию навыков работы в команде. Ведь в реальной жизни люди общаются парами или группами. Дети легко общаются, а говорят с трудом на английском языке. Чтобы снять трудность в общении, я использую клише, шаблоны, лексику, картинки и т. д как опору (на доске, раздатке) и в результате презентация групповой работы. Если член команды говорит по-русски ( в случае затруднения в выражении мысли можно взять помощь учителя), команда теряет баллы. В результате работы объявляю номинацию каждому ученику, особенно тем, кто нуждается в повышении мотивации и уверенности. Очень эффективно работает. Предлагаю как можно больше делиться разными приемами, которые работают. У меня, к примеру учащиеся очень любят номинации "Ladies & Gentlemen" и персонажей из любимых фильмов, книг, мультиков и игр.
С уважением к сайту, Людмила У.
avatar
12 Ira15 • 14:53, 11.01.2015
При делении учащихся на группы улучшается микроклимат в классе, деление на группы позволяет ребятам работать в команде, работать на результат, проверить свои силы и т. д. Способы деления учащихся на группы "случайным образом" оригинальные, несложные, интересные для детей. Буду использовать в своей работе.
avatar
11 weter • 11:01, 11.01.2015
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.
Спасибо за интересную и актуальную статью!!!
avatar
10 ElenG • 09:07, 11.01.2015
В своей деятельности систематически практикую такой метод работы. Учащимся нравится работать в группах. Непременно учту Ваши рекомендации. Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Мария-Магдалена • 23:08, 09.01.2015
Преподаю историю и обществознание. Деление на группы увы, приходится делать очень редко, т.к. катастрофически не хватает времени на уроках, хотя детям очень нравится работать в группах. Считаю, что деление на группы должно происходить дифференцировано к каждому классу. Как за критерий деления всё-таки беру уровень знаний учащихся, чтобы примерно группы были равными по "силе знаний", ораторскому умению, творческим способностям
avatar
8 Нежинка • 21:06, 09.01.2015
В своей работе использую групповой метод, но в этой статье взяла для себя много полезной информации. Большое спасибо авторам.
avatar
7 svetlana1028 • 21:06, 09.01.2015
Работа в группе актуальна, позволяет ученикам найти себе собеседников. Не всегда ребенок хочет общаться, часто комплексует по поводу того, что он не так может сказать, не сможет помочь однокласснику, а в данной ситуации помощь может быть налицо, так как вынужденная посадка позволяет ребятам больше обращать друг на друга, признавать значимость кого либо из класса.
avatar
5 Svetmoy • 09:58, 09.01.2015
Спасибо, материал полезный. Действительно, работа в группах должна быть систематичной (не раз в месяц), тогда дети привыкают к такому методу и работа проходит более плодотворно. Мы тоже используем разные методы объединения в группы, но практически обо всех говорится здесь. Ещё раз спасибо!
avatar
4 Наталья4923 • 07:27, 09.01.2015
Добрый день. Мне. в силу своей работы в школе по программе Эльконина-Давыдова приходится очень часто работать именно используя коллективнораспределённую деятельность. Ваши советы помогут решить проблемы объединения детей в группы, когда возникают споры кто где хочет или появляется изгой, которого не берут нив одну группу. Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 залесская9496 • 21:13, 08.01.2015
Материал полезный. Спасибо за советы по избежанию трудностей в организационной работе.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 123454922 • 21:10, 08.01.2015
Здравствуйте , статья понравилась .Спасибо. думаю лучше говорить не "разделили на группы", а "объединили в группы" Срабатывает психологический фактор. Детей , да и взрослых лучше объединять, чтобы дружно и ответственно работали вместе .
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Екатерина_Пашкова • 14:03, 09.01.2015
Спасибо! Интересное замечание. Вы правы.
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
1 chaika • 20:22, 08.01.2015
Спасибо, очень хорошие советы!