Наталья Мальшакова, 14.08.2015 1

Взаимные диктанты — один из методов работы в парах сменного состава. Как проводить взаимные диктанты?


Взаимные диктанты можно начинать проводить уже в первом классе. Ученики могут записывать текст диктанта себе в тетради. Первоначально это может быть одно-два слова: рука, ма­ма, Миша, Оля. Затем ученики друг другу диктуют про­стые предложения: человек идет, ученик сидит, птица ле­тит. Количество слов во взаимных диктантах постепенно должно нарастать, но диктант не должен быть большим. В 1 классе диктант дается на 5-6 мин, а это для перво­классника не более 10-12 слов. Что такое взаимные диктанты и как организовать работу?


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Примеры диктантов:

1. Папа купил часы. 2. Часы висели на сте­не. 3. Весна пришла рано.

Чтобы проводить взаимные диктанты в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить достаточно тек­стов. Все такие тексты нужно оформить в виде карточек. Получится большое количество карточек с разнооб­разными текстами, но примерно на одни и те же правила. Каждому ученику дается текст (карточка). Тексты раз­ные. Все ученики рассаживаются по парам.

Работа идет в следующем порядке:

  1. Один ученик из пары читает свой текст по предложениям, другой пишет (диктуют друг другу так, как диктует все­му классу учитель, но без предварительного чтения текста в целом).
  2. Другой ученик (т.е. тот, кто перед этим писал) чи­тает, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3. Потом каждый берет тетрадь своего соседа (парт­нера) и без заглядывания в карточку проверяет написан­ный им диктант.
  4. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично, но уже вместе — сначала один диктант, потом — второй.
  5. Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.
  6. Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.
  7. Снова берут тетради друг друга, еще раз все про­сматривают и ставят свои подписи: «Проверял Петров», «Проверяла Стрельцова».

Совместная работа пары заканчивается. Ее участники находят себе новых партнеров для продолжения работы и расходятся. Перед уходом к новому товарищу производит­ся обмен карточками. Новенькому диктуется тот текст, ко­торый диктующий сам перед этим писал. Таким образом, над диктантом каждый ученик работает дважды: один раз он пишет сам и делает затем под контролем товарища раз­бор допущенных ошибок; другой раз он диктует этот текст, проверяет, требует разбора ошибок, а иногда даже ставит свою оценку. Закончив работу со вторым партнером, уча­стники обмениваются карточками и расходятся, чтобы при­ступить к работе с третьим партнером, и т. д. При каждой новой встрече — новый текст диктанта.

Для того чтобы ученики научились друг другу дикто­вать, проверять, выполнять работу над ошибками, оцени­вать, учитель вызывает учеников и показывает перед клас­сом всю процедуру взаимных диктантов. Но и этого бы­вает недостаточно. Очень важно, чтобы учитель включился в непосредственную работу в парах сменного состава, вы­полняя все то, что требуется от каждого «рядового» уче­ника. Работая с отдельными учениками, учитель преду­преждает: «Все делайте, как я. От других тоже этого тре­буйте».

Тексты диктантов периодически обновляются в связи с изучением новых тем. Такого же вида работу можно проводить со словарными словами.

Когда ученики освоят методику взаимных диктантов, тогда можно вводить карточки с деформированным тек­стом. Но тексты не должны быть громоздкими. Работа в парах должна проходить живо, по-деловому.

Примеры деформированных текстов:

1. На опушке леса ст . ит дом л . сника. 2. В . сной д . твора сажает цв . ты. 3. В школьном с.ду созр . вает урожай яблок.

Тексты долж­ны быть насыщены орфограммами, не быть большими по объему. В 3 классе — не более 20-30 слов, в 4 — не более 35 слов. От класса к классу уровень сложности повышается. К текстам диктантов можно присоединять вопросы тео­ретического характера.

Об авторе: Мальшакова  Наталья Прокопьевна, учитель  начальных  классов, МАОУ  "Средняя  общеобразовательная  школа № 24" г. Петропавловск-Камчатский.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 анимашка2529 • 17:46, 19.08.2015
Уважаемая Наталья Прокопьевна, спасибо Вам за опубликованный материал. Виды групповой деятельности самые разнообразные, но взаимные диктанты - один из нетрадиционных и способствующий формированию деятельностного метода обучения.
[Материал]