Елена Сафонова, 27.07.2017 1

Раз абзац, два абзац: методика А.Г. Ривина сто лет спустя. Способ организации парной работы в школе


Методика, которая сейчас снова набирает популярность, была создана в начале XX века педагогом Александром Григорьевичем Ривиным. Учитель занимался в разновозрастной группе по преимуществу слабых, отстающих учеников, стремясь добиться высокой успеваемости. Чем же методика Ривина (МР; поабзацная проработка текста) может оказаться полезна современным педагогам?


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Что такое Методика Ривина?

Причина создания А.Г. Ривиным метода очевидна: в группе, где находятся дети с разным уровнем подготовки, невозможно вести урок традиционным способом. Чтобы передать необходимые знания в такой ситуации, педагог решил использовать метод обучения в разновозрастных парах и другие приемы (например, ВОЗ, особая методика проработки задач и т.п.). Причем необходимо было организовать деятельность так, чтобы каждый ученик побывал в роли и учителя, и ученика. Изначально А.Г. Ривин предлагал более информированным ученикам объяснить материал младшим или более слабым, но позже форма и суть работы претерпела изменения, так что в результате выкристаллизовалась такая методика, которая сделала Ривина знаменитым и по-прежнему актуальна в педагогике.

Алгоритм работы прост. Ученикам выдаются обучающие тексты (скажем, параграфы учебника), каждому свой. Ученик просматривает свой текст, чтобы получить о нем общее представление (необязательно) и находит себе временного напарника. Они договариваются, кто начинает первым. Этот ученик (назовем его Номер 1) читает вслух один абзац своего текста. Напарники обсуждают абзац, Номер 1 придумывает ему название, отражающее суть абзаца. Если Номер 2 согласен, то он и записывает название в тетрадь Номера 1, а рядом пишет свою фамилию. Если есть разногласия, напарники обсуждают абзац, пока не придут к общему мнению.

Затем Номер 2 читает вслух первый абзац из своего (другого!) текста и предлагает название после обсуждения. Опять же название записывает другой (в данном случае Номер 1) в тетрадь напарника и указывает свою фамилию.

После этого пара распадается. Каждый ищет себе другого временного напарника. Например, Номер 1 сговорился с Номером 3. Но Номер 3 не знает первого абзаца Номера 1 и наоборот. Поэтому Номер 1 сначала пересказывает ему содержание первого абзаца, только потом читает вслух второй абзац, ребята обсуждают его и озаглавливают по той же схеме, что и с первым абзацем. Теперь Номер 3 пересказывает содержание своего первого абзаца, читает вслух второй и т.д.

Процедура повторяется столько раз, сколько в текстах абзацев. Тот, кто озаглавил все абзацы текста, пересказывает его по получившемуся плану перед небольшой временной группой слушателей.

После этого ученик может перейти к изучению в той же форме второго текста.

Инструкция для ученика

Рекомендуется выдать ученикам отпечатанную инструкцию. Например, такую.

  1. Прочитай текст.
  2. Напиши в тетрадь номер и название текста.
  3. Найди напарника и договорись, кто из вас будет первым, а кто — вторым.
  4. Прочитай вслух абзац. Пусть твой напарник следит, пока ты читаешь.
  5. Укажи, о чем говорится в абзаце, и предложи название. Если напарник согласен с твоим мнением, пусть он запишет название абзаца в твоей тетради, а рядом — свою фамилию.
  6. Если есть необходимость, выпиши из абзаца слова или символы, которое необходимо запомнить (например, термин или формулу).
  7. Внимательно выслушай своего напарника и помоги ему озаглавить его абзац. Напиши название и свою фамилию в его тетрадь.
  8. Поблагодари напарника, найди следующего.
  9. Решите с ним, кто будет первым.
  10. Перескажи новому напарнику первый абзац.
  11. Повторяй все действия, начиная с п. 5, пока не закончишь работу над текстом.
  12. Перескажи текст своим товарищам с начала до конца, при необходимости пользуйся своим планом.

Подготовка к работе по методике Ривина

Не каждый текст подходит для того, чтобы использовать эту технологию. То есть в отдаленном будущем, когда ученики в совершенстве овладеют методом, они справятся уже с любым. На первых же порах надо выбирать такие тексты, в которых каждый абзац содержит в себе некий законченный смысловой элемент, чтобы его удобно было озаглавливать и пересказывать. Такие тексты придется заготовить или даже напечатать самому.

  • Сначала следует предложить ребятам работать в постоянной паре; только когда навык будет сформирован, переходить к работе во временных парах.
  • Неплохо предложить ученикам завести специальную тетрадь для работы в парах и заранее расчертить ее страницы на 4 графы: название текста, название пункта плана, запомнить (термины, формулы и т.п.), слушал (фамилия напарника).
  • Время уйдет также и на то, чтобы обучить ребят работать при некотором шуме.
  • Разумеется, учитель должен также выбрать подходящую тему или раздел, определиться со стратегией, которую хочет использовать.

Пример использования методики Ривина

Примечательно, что сам А.Г. Ривин работал по описанной методике на всех предметах, кроме математики. Однако исследования показывают, что наилучшие результаты она дает при изучении устных предметов. Рассмотрим применение методики Ривина на примере урока литературы; тема — «Виды тропов».

Допустим, ученик Номер 1 получил статью «Метафора». Он находит напарника и читает ему первый абзац. Они обсуждают прочитанное и решают назвать абзац «Определение метафоры». Номер 2 записывает во второй графе название «1. Определение метафоры», никакие слова решили не выписывать, поэтому третью графу оставляют пустой, а в четвертой напарник пишет свою фамилию.

Теперь то же делают с первым абзацем из текста Номера 2.

Поблагодарив друг друга, ученики расходятся и ищут новых напарников. Номер 1 нашел. Он пересказывает Номеру 3 первый абзац, затем читает вслух второй. Ребята обсуждают, как его назвать, и называют «Виды метафор». Номер 3 записывает в тетрадь Номера 1 во второй графе «2. Виды метафор», в третьей графе пишут, например, «диафора, эпифора», в четвертой Номер 3 пишет свою фамилию.

И так далее.

Плюсы методики Ривина

Методика Ривина позволяет решать целый ряд проблем. Особенно актуально использование этого приема на уроках в свете требований нового ФГОС.

  • Развивает коммуникативные навыки.
  • Учит вычленять самое главное и определять микротемы.
  • Материал хорошо запоминается, ведь он излагался несколько раз.
  • Каждый последующий текст воспринимается еще быстрее и лучше, ведь ученик его уже слышал.
  • Помогает научиться пересказывать кратко, своими словами.
  • Формирует способность взаимодействовать с любым членом коллектива; учит вежливому, корректному отношению к партнеру.
  • Вырабатывает навыки делового общения.
  • Дает возможность каждому ученику работать в комфортном для него темпе, снимает чувство тревоги.
  • Очень значительно повышает навыки осмысленного чтения.

Минусы методики

  • Подготовка трудоемка для учителя.
  • Для проведения требуется значительное время.
  • Может быть использована не на любом предмете или, по крайней мере, не на каждой теме.
  • Текстов должно быть не очень много: спустя определенное количество «пар» ученики начинают сбиваться, путать тексты, устают.
  • Скорость усвоения материала низкая: ребята получают глубокие знания, но медленно.

Тем не менее, обилие достоинств методики Ривина, пожалуй, все-таки является основанием для ее использования время от времени на уроках изучения подходящей группы тем.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 svetbalt64 • 04:13, 30.10.2017
Спасибо большое!
[Материал]