Внедрение ФГОС

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта? 

19.01.2017

Учителю предлагается для оформления «целостной картины современного урока» использовать технологическую карту. Это инновационная форма методической продукции, которая позволяет с помощью графического проектирования структурировать урок по заданным параметрам. Что такое технологическая карта урока и как ее составлять и с ней работать?

Многие исследования российского современного социума указывают на наличие в нем таких негативных показателей, как: духовная дезинтеграция, девальвация системы ценностей людей старшего возраста и отсутствие четких ориентиров в жизни у молодежи. В таких условиях нация может оказаться на пути деградации и демографической дегенерации. Именно поэтому была озвучена мысль о необходимости возрождения нравственной духовности и национального самосознания. Эти идеи были активно поддержаны педагогическим сообществом.

Одним из ключевых действий, которым необходимо овладеть школьнику, является умение рефлексировать. Для этого он должен иметь навыки самоанализа и самооценки, научиться определять уровень своих результатов в учебной деятельности и находить причины успехов или неудач. Как же нужно проводить рефлексию на уроках в начальной школе по  ФГОС, какие есть примеры таких упражнений?

В отличие от традиционной системы образования ФГОС ставят перед учителем задачу научить детей учиться, добывать новые знания. Поэтому меняются требования к структуре современного урока.

В конце 2015 года были изменены требования к структуре рабочей программы по ФГОС. Если раньше она состояла из 8 пунктов и выливалась сотнями страниц текста (в которые после утверждения обычно никто и не заглядывал) то сейчас обязательными при составлении рабочей программы остались только 3 пункта. Как составить рабочую программу по ФГОС для основной школы?

Обратная методика Ривина дает хорошие результаты при подготовке к сочинениям, составлении описаний, характеристик, то есть при работе по имеющемуся плану. Обратная методика Ривина предполагает не составление подробного плана текста, а наоборот, составление или восстановление текста по данному плану. Потому ее и принято называть «обратной методикой». Эта технология оправдывает себя в тех ситуациях, где требуется работа по плану.

Требования к современному уроку изменили парадигму образования. Знание теперь не преподносится в готовом виде «на блюдечке с голубой каемочкой». Теперь важен деятельностный подход: не рассказать, а показать и создать условия для самостоятельного изучения. По такому принципу строится и новая типология уроков. Рассмотрим подробнее: как конструировать урок, который по ФГОС называется уроком открытия нового знания. Какие цели важно выделить, какие этапы нужно соблюсти. 

В связи с принятием нового ФГОС изменились как требования к современному уроку, так и терминология, которой теперь пользуются педагоги для описания своей деятельности. В первую очередь, изменения отразились на уроке как основной единице образовательного процесса. Типы и виды уроков претерпели ряд изменений, часть из которых имеет принципиальное значение.

Одним из самых значимых периодов начального образования считаются первые месяцы нахождения ребенка в школе. Они являются серьезным испытанием для первоклассника, поскольку происходит резкая смена типа деятельности, его социального окружения, да и всего образа жизни. Не удивительно, что многие дети ощущают сильный дискомфорт и дезориентированы. Для содействия быстрому и безболезненному приспособлению первоклассника к школьной жизни должна быть разработана  программа адаптации первоклассников к школе.

Урок развивающего контроля — один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Проводятся такие уроки по завершении большого блока раздела или темы. Их цель — не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников. Рассмотрим подробнее, как строятся такие уроки, в чем их принципиальное отличие, как правильно сконструировать урок развивающего контроля. 

Систематизация и обобщение знаний — один важнейших векторов развития самообразования. В рамках ФГОС предлагается проводить отдельные уроки, посвященные систематизации и обобщению новых знаний по теме. Часто преподаватели проводят такие уроки, используя старые приемы и технологии. Но важно здесь усвоить одно: ФГОС предлагает отойти от привычной схемы постижения знаний «Услышал — запомнил — пересказал» к принципиально новому алгоритму, в котором главную роль отводят ученикам. То есть теперь систематизация знаний должна проводиться по схеме: «самостоятельно (или вместе с учителем, одноклассниками) нашел — осмыслил — запомнил — оформил свою мысль — применил знание на практике». 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 

ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?

Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. 

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. Поэтому здоровьесберегающие технологии стали приоритетными для современного образования, причем, здоровье понимается не только как хорошее физическое состояние. Учитываются и такие факторы, как психическое, нравственное, социальное, духовное здоровье. Как использовать здоровьесберегающие технологии в школе?

Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предполагают не только активную деятельность учащихся, но и непременное развитие самоконтроля, самоанализа и самооценки. Учителю необходимо не только донести знания и заинтересовать своим предметом, но научить ребенка ставить цели, разрабатывать планы достижения этих целей, анализировать свои поступки и действия. То есть ребенок должен научиться ставить перед собой учебную задачу самостоятельно и решать ее.

Формированию такого умения и средств контроля и оценки помогает особый тип урока — урок-рефлексия по ФГОС. 

Универсальные учебные действия представляют собой совокупность различных способов действий учеников, обеспечивающих способность самостоятельному усвоению новых знаний и умений.  

Внедряя ФГОС, государство предлагает обучать детей по-новому. Мы помним, что раньше был индивидуальный подход, когда к каждому ученику нужно было найти «ключик», и дифференцированный подход, когда ученикам давались задания «по способностям», но сегодня мы должны использовать компетентностный подход.  Что же представляет собой этот подход в образовании? Как мы должны учить детей сегодня?

В российскую школу пришел новый образовательный стандарт. Интересным является то, что в рамках ФГОС второго поколения представлен совершенно новый раздел «Внеурочная деятельность». Это нововведение важно как для педагогов, так и для детей.

04.06.2014

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".
В. А. Сухомлинский



1-20 21-32