Светлана Меркулова, 19.01.2017 31

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения


Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта? 


Обсудить статью (уже 31 коммент.) Опубликовать свой материал

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога  разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают  результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

 

Этапы анализа

Количество баллов

1

Основные цели

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками? 

 

2

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока. 

 

3

Какие способы мотивации применяет педагог?

 

4

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

  • Ориентированность на стандарты нового поколения.
  • Развитие УУД (универсальных учебных действий).
  • Применение современной технологии: ИКТ, исследовательской, проектной и др. 

 

5

Содержание урока

  • Правильность освещения учебного материала с научной точки зрения, соответствие возрасту учащихся.
  • Соответствие урока, его содержания требованиям образовательной программы.
  • Развитие самостоятельности и познавательной активности с помощью создания ситуаций для применения собственного жизненного опыта школьников (взаимосвязь теории и практики).
  • Связь нового и ранее изученного учебного материала, наличие межпредметных связей.

 

6

Методика проведения урока

  • Актуализация имеющихся знаний, способов учебной деятельности. Формирование проблемной ситуации, наличие проблемных вопросов.
  • Какие методы применял педагог? Каково соотношение репродуктивной и исследовательской/ поисковой деятельности? Сравните примерное количество репродуктивных (чтение, повторение, пересказ, ответы на вопросы по содержанию текста) и исследовательских заданий (доказать утверждение, найти причины, привести аргументы, сравнить информацию, найти ошибки и др.)
  • Преобладает ли деятельность учащихся в сравнении с деятельностью педагога? Насколько объемна самостоятельная работа учащихся? Каков ее характер?
  • Какие методы получения новых знаний применяет педагог (опыты, сравнения, наблюдения, чтение, поиск информации и др.)?
  • Использование диалога в качестве формы общения.
  • Использование нестандартных ситуаций для применения учащимися полученных знаний.
  • Наличие обратной связи между учеником и учителем.
  • Грамотное сочетание разных форм работы: групповой, фронтальной, индивидуальной, парной.
  • Учет принципа дифференцированного обучения: наличие заданий разного уровня сложности.
  • Целесообразность применения средств обучения в соответствии с тематикой и содержанием урока.
  • Использование демонстрационных, наглядных материалов с целью мотивации, иллюстрации информационных выкладок, решения поставленных задач. Соответствует ли количество наглядного материала на уроке целям, содержанию занятия?
  • Действия, направленные на  развитие умений самооценки и самоконтроля учащихся.

 

7

Психологические моменты в организации урока

  • Принимает ли учитель во внимание уровень знаний каждого отдельного учащегося и его способности к обучению?
  • Направлена ли учебная деятельность на развитие памяти, речи, мышления, восприятия, воображения, внимания?
  • Есть ли чередование заданий разной степени сложности? Насколько разнообразны виды учебной деятельности?
  • Есть ли паузы для эмоциональной разгрузки учащихся?
  • Насколько оптимален объем домашнего задания? Дифференцировано ли оно по уровню сложности? Есть ли у учеников право выбора домашнего задания? Понятен ли инструктаж по его выполнению?

 

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

Примечание

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу,  к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной  информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
31 Комментарии • 23:21, 14.12.2019
Спасибо за материал.
[Материал]
avatar
30 Комментарии • 08:19, 18.11.2019
Спасибо большое
[Материал]
avatar
29 Комментарии • 15:58, 30.07.2019
спасибо
[Материал]
avatar
28 Комментарии • 21:09, 25.01.2019
Спасибо
[Материал]
avatar
26 dereok • 22:03, 08.01.2019
Всё поняла, кроме одного, когда дети учатся? Автор вообще знаком с объёмом программы или нет?
[Материал]
avatar
24 Комментарии • 16:16, 08.01.2019
Утопия! Результатов нет и не будет. С таким подходом только велосипедом учить управлять.
[Материал]
avatar
20 Комментарии • 13:04, 05.01.2019
Имитация инноваций. Бедные дети и учителя...
[Материал]
avatar
19 Комментарии • 23:40, 04.01.2019
Разработчики, с чего вы взяли, что это(ФГОС) лучше?
[Материал]
avatar
18 Комментарии • 22:43, 04.01.2019
Все преподаватели должны быть академиками пед. наук, а ученики как минимум должны быть кандидатами. Вот это уровень образования. Ура.
[Материал]
avatar
17 Комментарии • 18:56, 30.12.2018
Ужас! Бред полный. Явно составляли те, кто никогда не работал в школе. Может быть, пройдёт только в умнейшем очень маленьком классе, но зачем так. Можно гораздо проще всё делать. Танцы с бубном - правильно кто-то в откликах написал.
Зато красиво ...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 dya4ckova • 15:29, 05.01.2019
Почему же полный бред? Таким образом, заставляем ученика думать, работать, шевелить извилинами. А когда все готовое подает, как на блюдечке учитель, можно и не напрягаться. Согласна, что не все уроки нужно проводить в таком режиме, есть сложный для понимания материал, который дети самостоятельно вряд ли освоят (ну единицы).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 Ileo • 11:33, 06.01.2019
...и как? научаются?)))
[Материал]
avatar
25 dya4ckova • 18:32, 08.01.2019
Научаются.
[Материал]
avatar
27 dereok • 22:05, 08.01.2019
В начальной школе это ещё можно, а на старшем звене просто некогда играть!
[Материал]
avatar
16 Комментарии • 08:15, 29.12.2018
У меня 30 лет стажа, 2 года назад уволилась по собственному желанию. Я работала по УМК "Школа РОссии", УМК "Начальная школа XXI века", УМК "Перспективная начальная школа (ПНШ)". Последний УМК - это изнасилование детей и учителей. Все открытые уроки учителей по ПНШ (а я поездила по Москве и по Подмосковью), на которых я была, все были отрепетированы по 3-5 раз, дабы не ударить в грязь лицом перед проверяющими и показать, как же надо дать урок по ФГОС!!!
[Материал]
avatar
15 Комментарии • 17:13, 26.12.2018
Это даже не бред, это хуже. Простите, как подвести человека к "теме урока", если он, мягко говоря, о ней никогда ничего не слышал? Чтобы детишки (от 7 до 18 лет) 40 минут друг друга проверяли и "проявляли познавательную активность", они должны дома 140 минут посвятить разбору материала с использованием любых источников информации, кроме учебников, поскольку в учебниках информация отсутствует. И это только певые мысли, возникшие при беглом взгляде на схему анализа урока"експертом".
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
21 dya4ckova • 15:21, 05.01.2019
Как подвести учеников к теме урока?! Для этого использую, например, ребусы (Разгадайте термины, о чем пойдет речь на уроке?), загадки, интересную историю, связанную с темой (интрига! И мотивация в одном флаконе).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
14 Ludmila_1 • 23:13, 25.12.2018
Чушь, извините, собачья, а не "изобретение"! Тот, кто поживился на "открытии" подобного, уж точно в школе не работал, особенно на полторы хотя бы ставки и в классах обычного набора по 25-30 человек! Это ж надо так замудрить, чтобы дети тему формулировали, потом подводить их...Вы о чём? Когда заниматься изучением материала?! Просто бред, который жирно проплачен теми, кто защитился...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
13 ehlfy • 20:04, 23.12.2018
Не надо на психологов "гнать". Даже начинающий психолог знает, чтобы такие фортеля вытворять необходимо пройти все стадии развития и иметь выраженный познавательный интерес. И минимум ребенок должен уметь и хотеть читать для развлечения. А таких на два класса в началке 1-3 ребенка, а остальные читают только то , что необходимо по ппрограмме, и то процентов на30%. Работать по ФГОС можно только с детьми, которых хорошо готовили в детском саду. А таких в школы еще не поставляли.
[Материал]
avatar
12 Комментарии • 16:42, 23.12.2018
Интресно, сложно, нужно работать!
[Материал]
avatar
11 belashov1712 • 11:56, 23.12.2018
Белашов:
Какая чушь! Цель урока получение знаний детьми с помощью педагога. К воспитанию урок не имеет никакого отношения, поскольку воспитание есть процесс приведения к балансу уровня социальных притязаний и социального статуса ребенка. Дети не владеют необходимыми знаниями, чтобы самим определять тему и формы ее усвоения. Самостоятельное усвоение знаний детьми это процесс проб и ошибок, он замедляет усвоение учебного материала и ограничивает объем усвоенных знаний в единицу времени, приводит к отставанию детей в развитии.
[Материал]
avatar
10 Комментарии • 22:01, 22.12.2018
а если в классе 1 ученик?да и тот с ОВЗ.тут вам и пары,тут вам и тройки;и всё сформулируют и подведут итоги и рефлексию вы получите в полном объёме ...... дня через три. уверена,ничего подобного не прописано ни в одном ФГОСе. и 90% проверяющих представления не имеют о такой работе.да и о том что существует до дня сего работа с двумя а то и тремя классами одновременно тоже наверно проверяющие не ведают.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
9 Комментарии • 15:47, 22.12.2018
Действительно тут есть проблема, нас педагогов принуждают вести так уроки, всё бы ничего, но... Если учащиеся не формулируют тему занятия, цели, задачи и тем более план достичь результатов, то как правило обвиняют педагога (не смотря ни на какие его заслуги), и это при том, если в классе спокойные дети, поэтому когда идут открытые уроки, педагог выбирает класс, "прогоняет репетицию урока" и после даёт открытый урок по ФГОС. Извиняюсь за анонимность, лень возиться с паролями :-)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
8 Комментарии • 05:44, 22.12.2018
Абсолютно согласен с Nicolas1035. На 90% все это бред озверевших психологов. Есть стандарт на результаты. НЕТ стандарта на проведение урока. Если учитель добился РЕЗУЛЬТАТА без вашей галиматьи - он молодец. А если "урок по ФГОС" - самоцель, то что вы удивляетесь результатам. В математике, например, успех возможен только при наличии массированного закрепления и повторения. А ваши танцы с бубном на это не оставляют времени. Как ни парадоксально, но "уроки по ФГОС" работают против ФГОС (против достижения результата). Самое страшное в любом деле - воинствующие дилетанты. Они способны развалить даже хорошо настроенный механизм. А что уж говорить о нашем образовании.
[Материал]
avatar
7 dogged2003 • 21:16, 21.12.2018
Интересно, автор когда-нибудь слышал, сто лучше один раз увидеть , чем сто раз услышать (прочитать)? Или даже на постановочное видео нет ни сил ни умения?
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 Комментарии • 13:20, 12.12.2018
спасибо
[Материал]
Спам-сообщение скрыто. Показать
avatar
5 Nickolas1035 • 18:55, 24.05.2017
А где вы это все взяли? На основе какого нормативно-правового акта? Где сказано, что ученики должны формировать тему урока, называть цели? Планировать свою деятельность? А если они сформулируют тему не так, как она озвучена в программе? Тогда мы что, вместо освоения материала весь урок должны их подводить к этой теме по кругу?

На самом деле ФГОС содержит требования только к оснащению и к результатам учебного процесса, всё остальное - живущие в педагогической среде мифы, ничем не подкреплённые. Если не согласны - спорьте, но только с отсылкой на конкретные статьи нормативно-правовых актов.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
4 ма-Лина • 11:05, 04.02.2017
Спасибо,нужный материал.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи-1Не согласен с высказыванием
3 urmanova-galina • 17:49, 28.01.2017
Спасибо большое за очень важный в работе материал.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Егор9840 • 18:48, 22.01.2017
Спасибо за интересный и полезный материал!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 missistata-efimowa • 14:26, 21.01.2017
Спасибо за предоставленный материал! Необходимо в работе!
[Материал]