Галина Шутова, 07.02.2016 25

Типы уроков по ФГОС: структура уроков, требования к урокам нового типа, виды уроков


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы. Рассмотрим, какие типы уроков по ФГОС предложены в методике, в чем их предназначение и какие виды и формы предлагают нам новые требования. 


Обсудить статью (уже 25 коммент.) Опубликовать свой материал

Требования к современному уроку по ФГОС

  • Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.
  • В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.
  • Осуществляется практический, деятельностный подход.
  • Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.
  • Авторитарный стиль общения между учеником и учителем уходит в прошлое. Теперь задача учителя — помогать в освоении новых знаний и направлять учебный процесс.

Типы уроков по ФГОС

Разработчики новых образовательных стандартов предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  • Обобщение выявленных затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Осуществление рефлексии.

В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

Структура урока развивающего контроля

  • Мотивационный этап.
  • Актуализация знаний и осуществление пробного действия.
  • Фиксирование локальных затруднений.
  • Создание плана по решению проблемы.
  • Реализация на практике выбранного плана.
  • Обобщение видов затруднений.
  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  • Решение задач творческого уровня.
  • Рефлексия деятельности.

Виды уроков для каждого типа урока по ФГОС

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

1.

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

3.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

4.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе
Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — "учебная ситуация". То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет. 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
25 ugrashina • 15:21, 08.12.2022
Здравствуйте. Скажите, на какой документ опираться по соответствию типов уроков ФГОС? Где прописано,что именно эти типы нужно использовать? Спасибо.
[Материал]
avatar
23 postoevaes • 11:51, 05.06.2021
Да, еще вопрос, в каких федеральных документах - целей к уроку две и почему они должны быть содержательной и деятельностной. В каких документах об этом написано (название, стр.)? А почему не триединая цель, ведь в ФЗ "об образовании" написано, что каждый учитель должен дать детям полноценное образование:обучение, развитие, воспитание (близко к тексту)? Очень интересно, насколько можно доверять вашим публикациям. Хотелось бы узнать источник этой информации. Школьный учитель верит всему, что публикуется в интернете, а об обосновании этого материала не задумывается. Если публикуете, подтверждайте. Это будет более профессионально. Прошу прощение - это не претензия. Просто учителя материал используют, а объяснить не могут, почему именно так делают и можно ли так делать.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 НАТАЛЛ • 18:54, 05.06.2021
Почитайте Методические рекомендации по созданию урока по ФГОС - там ответы на все ваши вопросы.
[Материал]
avatar
22 postoevaes • 11:27, 05.06.2021
Все же, хотелось бы получить ответ.
[Материал]
avatar
21 postoevaes • 11:25, 05.06.2021
Добрый день. Статья хорошая, но на каких федеральных документах она основана, в каких учебниках, статьях, трудах каких ученых об этом есть материал. В конце любой статьи должна быть используемая литература, а то получается, что любой учитель, даже замечательный, может придумать что-то, или выдать за своё, для всей России, а что на это думают ученые? Чтобы это выдавать за своё и предлагать для общего использования, нужен анализ ведущих специалистов в этой области. Если рецензии ученых? На сколько это правильно, по мнению ученых?
[Материал]
avatar
20 anna4107 • 08:41, 20.11.2020
Спасибо за содержательный ответ!
[Материал]
avatar
19 Комментарии • 20:06, 11.10.2019
Спасибо за разъяснение методического материала. Это то, что сейчас требуют от каждого педагога по составлению календарно -тематических планов. С уважением педагог Хаванская Нина Михайловна.
[Материал]
avatar
18 mou1474 • 15:43, 22.08.2019
А где источники информации? Откуда подобная "типология" урока?!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 Комментарии • 19:39, 13.01.2019
своевременно и спасибо мне помогли. УМА
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Комментарии • 13:43, 09.01.2019
Спасибо за материал! Так как я будущий учитель, мне очень трудно понять всю систему работы ФГОС. А здесь-всё ясно, современно и очень полезно! Материал помог в подготовке к экзамену. Благодарю!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 natal0034 • 21:35, 14.08.2018
Спасибо за подробное разъяснение, развеивание сомнений. Материал статьи очень актуален.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 afanasyevajv • 00:26, 19.06.2018
Статья краткая и понятная, но лично мне не хватило источников. Что значит "по ФГОС"? Есть какие-то нормативные документы? Если это деление самого автора, то, пр всём уважении, где её опознавательные данные? Это учитель, методист? На кого ссылаться? У меня 25 лет стажа, мне было бы понятнее, если бы данные уроки соотнесли с традиционной классификацией (урок изучения нового материала, урок закрепления, урок повторения и систематизации,урок контроля). Или, если соотнести, то будет слишком очевидно, что всё то же самое, только другими словами?
[Материал]
avatar
12 frwladilena • 18:48, 18.02.2018
Краткость - сестра таланта. Как замечательно подан очень важный материал!
[Материал]
avatar
11 sofja1986 • 18:44, 16.12.2017
Спасибо!
[Материал]
avatar
10 aliyashakirova52 • 23:02, 22.11.2017
Спасибо автору методической статьи Г.Шутовой за достаточно ёмкий материал по методике уроков
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
9 соглядатай • 19:23, 20.12.2016
После этого не стоит удивляться абсолютной безграмотности школьников. Все это уже было в конце 80-х, когда сочетание "традиционные методы обучения" стало чуть ли не ругательным. И понеслось - школы отчитывались, где больше классов обучаются по Эльконину-Давыдову, Занкову... В результате имеем то, что имеем. Словоблудие, не более...
[Материал]
avatar
8 lepikhovpost • 22:59, 10.11.2016
Не могу найти ФГОС по ИКТ старшие классы, а конкретно требования по ФГОС при изучении ЯП HTML в 10-11 классах, Помогите пожалуйста.
[Материал]
avatar
7 скорпион6972 • 08:42, 10.10.2016
Herzlichen Dank!)
[Материал]
avatar
6 чайка6785 • 05:56, 27.03.2016
Спасибо за информацию, все понятно, лаконично, приемлемо и актуально!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 maximus422 • 16:13, 12.03.2016
хороший сайт и много полезной информации. Спасибо!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 ТАНтан • 22:29, 11.02.2016
Спасибо, кратко и понятно.
Хочется добавить, что описанная типология даёт возможность грамотно выстраивать урок как фрагмент учебной деятельности, ориентировать работу на формирование того или иного учебного действия. Анализирую свои уроки и замечаю, что довольно часто типы урока переплетаются (хотя я этого не планировала), особенно в начале обучения в начальной школе и в завершении этой ступени (переходный период: на этапе 1 и 4 классов).
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 lubovganieva • 19:54, 11.02.2016
Спасибо. Полезная статья. Экономит время учителя
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 abdelhaeva • 08:55, 11.02.2016
Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 Марго1969 • 05:54, 11.02.2016
Спасибо! Понятно, кратко, и содержательно.
[Материал]