Создание развивающей образовательной среды при введении нового образовательного стандарта


Новый образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сформированности универсальных учебных действий, обусловливающих успешность образования в любой предметной области.

Обсудить статью
Опубликовать свой материал
Новый образовательный стандарт предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным и предметным. Метапредметные результаты отражают уровень сформированности универсальных учебных действий, обусловливающих успешность образования в любой предметной области.

При введении нового образовательного стандарта перед каждым учителем встаёт вопрос о создании развивающей образовательной среды. Традиционная система обучения, по выражению Л.С. Выготского, «плетётся в хвосте детского развития», сводится, в основном, к упражнению памяти, воображения, восприятия, представляет собой заучивание большого класса разнообразных правил, способов решения частных задач; ребёнок - «объект» обучения. При использовании традиционных педагогических подходов невозможно сформировать у ребёнка умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, научить использовать различные способы поиска, обработки и передачи информации, обеспечить овладение учащимися различными логическими действиями.

Л.В. Занков предложил эффективную концепцию обучения, обеспечивающую развивающую функцию образования. Его дидактическая система оказывает развивающий эффект при соблюдении следующих принципов:
  1.  Построение обучения на высоком уровне трудности.
  2.  Быстрый темп изучения материала.
  3.  Принцип ведущей роли теоретических знаний.
  4.  Осознание учащимися процесса учения.
Теоретически система развивающего обучения оказывает существенное воздействие на развитие эмоциональной сферы учащихся. Уже сам учебный интерес, возникающий в результате рефлексивной оценки проблемной ситуации, представляет собой сложное эмоциональное переживание неудовлетворенности собой, своей некомпетентностью, спроецированное на объект действия. Именно это переживание, вызывающее состояние внутренней напряженности, побуждает ученика искать ключ к пониманию проблемной ситуации, не позволяя удовлетвориться подсказанным из вне или случайно найденным способом выхода из нее.

Система развивающего обучения академика Занкова Л.В. дала возможность для реализации идей новой концепции среднего образования: - идей демократизации, гуманизации образования. Она опирается на теорию развития ребенка, разработанную российским ученым Л.С. Выготским, который первым дал критическую оценку традиционной системы с точки зрения недостаточности се развивающего эффекта. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством академика Л.В. Занкова, является альтернативной той системе обучения, которая действовала и действует сейчас в практике. В ней решаются такие задачи, которые сейчас волнуют учителей: как можно учить детей без двоек и без принуждения, как развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным. Чтобы учителям сопутствовал успех, в системе развивающего обучения реализуется две принципиально важных идеи.

Первая заключается в том, что занковская система рождена жизнью и духовностью человека, который был безоглядно предан своей идее и самоотверженно служил учителям и детям, и каждый, кто хочет работать в ней, должен помнить, что и от него также потребуется мужество утверждения нового и преданность своей профессии. Вторая важная идея занковской дидактической системы выражена в призыве, с которой ученый обращался к своим последователям: «Ум, сердце и руки – вот что нужно развивать в детях как единое целое!»

ТИПИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ, являются, по сути, средством реализации принципов. Многогранность обучения заключается в том, что изучаемый материал является не только источником интеллектуального развития, но ещё и стимулом нравственного и эмоционального развития. Примером реализации многогранности может служить взаимная проверка детьми выполненных работ. После проверки работы товарища ученик должен указать ему на найденные ошибки, высказать свои замечания по поводу способов решения и т. п. При этом замечания должны быть сделаны обязательно вежливо, тактично, так, чтобы не обидеть товарища. Каждое замечание нужно обосновать, доказать его правильность. Со своей стороны, тот ребёнок, чью работу проверяют, учится не обижаться на сделанные замечания, а осмысливать их, критично относиться к своей работе. В результате такого сотрудничества в детском коллективе устанавливается психологически комфортная обстановка, в которой каждый ученик чувствует себя самоценной личностью.

Таким образом, одно и то же упражнение обучает, развивает, воспитывает, снимает эмоциональное напряжение. Процессуальность (от слова «процесс») предполагает планирование учебного материала в виде последовательной цепи этапов изучения, каждый из которых логически продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего. Системность обеспечена тем, что учебный материал предъявляется ученикам в виде взаимодействующей системы, где каждая единица учебного материала взаимосвязана с другими единицами.

Функциональный подход заключается в том, что каждая единица учебного материала изучается в единстве всех её функций. Коллизии — это столкновение. Столкновение старого, бытового понимания вещей с новым научным взглядом на их сущность, практического опыта с его теоретическим осмыслением, которое зачастую противоречит прежним представлениям. Задача учителя состоит в том, чтобы эти противоречия на уроке рождали спор, дискуссию. Выясняя суть обозначившихся разногласий, ученики анализируют предмет спора с разных позиций, связывают с новым фактом уже имеющиеся у них знания, учатся осмысленно аргументировать своё мнение и уважать точки зрения других учеников.

Вариантность выражается в гибкости процесса обучения. Одну и ту же задачу можно выполнять разными способами, которые выбирает сам ученик. Одно и то же задание может преследовать разные цели: ориентировать на поиск путей решения, обучать, контролировать и т. п. Вариантными являются и требования к ученикам, учитывающие их индивидуальные различия.

При планировании процесса обучения следует ориентироваться на богатство и разнообразие видов деятельности, которые будут предложены ученикам. Учитель должен стремиться создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения правильных вариантов решений задач, установления взаимосвязей, взаимозависимостей. Учитель организует сравнение рассматриваемых явления и процессов, их анализ, подводит учеников к обобщению: выдвижению гипотезы, формулировке определения понятия, установлению закономерности. Характер отношений между учениками и между учителем и учениками не должен блокировать свободную мысль учеников, возможность самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное. Это значит, что источником решаемой проблемы может быть и учитель, и любой ученик.

В системе развивающего обучения сложилась своя типология уроков:
  1.  урок постановки учебной задачи,
  2.  урок моделирования и конструирования способа действия,
  3.  урок решения частных задач,
  4.  урок контроля и оценки знаний.
Как выяснилось, такой подход к планированию и проведению уроков существенным образом влияет на результаты обучения. Учащиеся активно ведут себя на уроках, часто начинают предлагать свои собственные суждения, свое выступление начиная со слов: "Я думаю, что...", "Я считаю...", "Мне кажется..." Остановимся подробнее на раскрытии содержательной стороны дидактических принципов, т.к. именно в этом проявляется чаще всего непонимание и искажение системы.

Опыт нашей работы по принципам развивающего обучения показывает, что ребенок переходит от внешних и материальных условий ориентировки и исполнения заданий через этап громкой социализированной речи к собственно умственному действию. Качество усвоения знаний при таком построении обучения не снижается, а повышается, при большой экономии времени в прохождении программы. Принцип работы над развитием всех учащихся, как сильных, так и слабых, подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Занкова. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается между учителем и учащимся, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов системы и продвижения детей в развитии.

Литература:
1. Обучаем по системе Л.В.Занкова.- М.:Просвещение,1991. – 240 с
2. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально педагогическое
исследование) // Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика,1990
3. Выготский Л. С, Избранные психологические исследования. - М., 1956
 
Козаченко Елена Олеговна,
учитель физики
МБОУ СОШ №18
г. Армавира
Краснодарского края

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: