Наталья Александровна Мордвинова, 26.12.2013 1

Возможности объединения дополнительного образования в формировании универсальных учебных действий


Задача, которую решали педагоги ранее и считали ее единственной и главной — достижение предметных результатов — на сегодня уже не является таковой. ФГОС требуют формировать три группы результатов процесса обучения. Кроме предметных — метапредметные и личностные.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Одним из направлений подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности является формирование многогранных качеств личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, изучение русских народных традиций. Целью образования становится воспитание человека-творца, духовно богатого, способного к творческому труду в любом виде деятельности.

Дополнительное образование детей — это особый вид образования, составляющий вариативную часть общего образования, под которым понимается целенаправленный, мотивированный процесс обучения и воспитания, позволяющий обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Над проблемой формирования значимых качеств личности работали и работают сегодня многие ведущие педагоги. П.Я. Гальперин создал концепцию планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий. Это так называемые предметные и логические задачи, где варьируется соотношение необходимых и достаточных условий. О важности обучения в коллективе с целью формирования коммуникативных универсальных учебных действий в своей работе «Зачем детям учиться вместе» пишет Г.А. Цукерман. По словам Л.С. Выготского, «Деятельность формируется в деятельности».

Дополнительное образование решает те же задачи, что и школа — готовит ребенка к взрослой жизни. Но к чему конкретно готовит? Приоритетная задача — подготовка молодого человека к самоопределению, то есть определению самого себя на основе тех стандартов, которые были усвоены им и которые являются базой для выбора жизненных целей, для составления программы самообразования, самовоспитания и саморазвития.
 

Что необходимо сделать для целенаправленного формирования универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования?


Для начала определить цели, содержание действий, их возрастную форму применительно к каждой из ступеней образования. Затем надо обеспечить смысл учебной деятельности, необходимую познавательную мотивацию, показать ребенку, как и когда будет использовано то или иное универсальное учебное действие не только на занятиях, но и в дальнейшей жизни. Формированию универсальных учебных действий способствуют групповые и коллективные задания, проектная деятельность.

Детское творчество — сложный процесс познания растущим человеком окружающего мира, самого себя, способ выражения своего личностного отношения к познаваемому. Детское творчество и трудовая подготовка учащихся имеет большое значение для гармоничного развития ребенка, активизирует внимательность, наблюдательность, воспитывает волевые качества.

Мой опыт работы в сфере дополнительного образования детей

За годы своей педагогической деятельности мной была разработана программа дополнительного образования, направленная на создание условий для раскрытия творческого потенциала ребенка, его самореализации. Важным в работе педагога дополнительного образования считаю формирование и удержание мотивации на высоком уровне. Для этого в течение года чередую разделы программы таким образом, чтобы у ребенка не угасал интерес.

Весь процесс обучения делится на 3 этапа:
  • выработка практических умений и навыков;
  • расширение знаний учащихся;
  • развитие мыслительной деятельности в процессе обобщения накопленного опыта и применения его в различных сферах.
На первой ступени обучения дети получают основные умения и доводят их до автоматизма. Первый уровень — выполнение учащимися упражнений. Особое внимание уделяется точности исполнения приемов работы, развитию произвольного внимания, усидчивости, аккуратности. Итогом данного этапа является качественное выполнение работы-копии. Педагог предлагает вниманию обучающегося схему и эталонное изделие. Формы работы на первой ступени: фронтальные занятия, беседы, экскурсии с целью ознакомления с образцами народного творчества, игры, направленные на сплочение нового коллективе. На данном этапе происходит формирование комплекса предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий.

На второй и третьей ступенях обучения большое внимание уделяется работе над творческим проектом, который может быть индивидуальным и групповым. Все предлагаемые педагогом образцы изделий, упражнения, необходимые в работе над проектом, подбираются с расчетом на максимальную познавательность, эстетическое и творческое развитие личности ребенка. При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, практическое значение учебного материала, межпредметные связи. Важный этап проектной деятельности – самостоятельный поиск информации, сбор аналогов, выполнение образцов и подготовка технической документации.
 
Неотъемлемая часть творческого проекта — его защита, когда перед ребенком стоит задача доказать полезность, актуальность проделанной работы. Здесь возникает необходимость четко и аргументировано излагать свои мысли перед публикой. Умение не теряться в стрессовой ситуации, отстаивать свое мнение, грамотно говорить — те универсальные учебные действия, которые формируются на занятиях. Деятельность обучающихся в подготовке проекта способствует развитию инициативы, коммуникативных качеств, формирует чувство ответственности, умение планировать свою деятельность и согласовывать ее с партнером по работе, учитывать чужое мнение, воспитывает коллектив единомышленников, полностью раскрывает творческий потенциал. Творчество пронизывает разные виды труда, разные виды деятельности, обеспечивая ее новое, более высокое качество.

Творчество — это качественная характеристика любой деятельности. Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов формирования универсальных учебных действий в дополнительном образовании, трудового воспитания и политехнического образования.

Метод проектов в дополнительном образовании требует интеграции знаний обучающихся в различных предметных областях, что формирует УУД. Через проектную деятельность происходит становление современного человека, осознание адекватной самооценки.

В системе дополнительного образования детей метод проектов наиболее полно отвечает задаче формирования универсальных учебных действий. Эта педагогическая технология не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения обучающиеся учатся самостоятельно приобретать знания, критически оценивать свои возможности, планировать и организовывать свою деятельность, работать в коллективе единомышленников, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Полезность проекта в дополнительном образовании заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, ребенок сталкивается с тем, что ему приходится «добывать» знания, а затем соединять разрозненные сведения. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна.

Занятия в моем творческом объединении «Рукодельница» дают возможность каждому из обучающихся удовлетворить не только свои образовательные потребности, реализовать способности, получить оценку и общественное признание в творческом объединении, в школе, в городе, в России. Увлеченные любимым делом, ребята высоконравственны, добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности, далеки от девиантного образа взаимодействия с окружающим сообществом.

На занятиях в объединении  "Рукодельница" формируется художественная культура обучающихся как часть духовной культуры, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого; организация образовательного процесса, направленного на создание условий для развития творческих способностей обучающихся, самореализации их личности, происходит освоение знаний на основе включения обучающихся в различные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, ценностно-ориентированной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда. Дети овладевают специальными умениями проектирования и создания продуктов труда с учетом эстетических требований, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных планов с учетом личных особенностей; безопасными приемами труда. Развивается познавательный интерес, творческое и образное мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности и разносторонние качества личности обучающихся, путем приобщения их к культурному наследию. Формируются способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач. Воспитываются значимые качества личности: трудолюбие, аккуратность, целеустремленность, уважительное отношение к людям и их труду, ответственность. Приобретаются специальные знания: основы композиции, цветоведения, законы перспективы, основы дизайна, навыки черчения.

На занятиях педагог помогает развивать познавательный интерес обучающихся к научно-исследовательской деятельности, творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Программа объединения «Рукодельница» предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, то есть теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы повышает эффективность образовательного процесса и поддерживает мотивацию обучающихся на высоком уровне.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся: воспитанники объединения ежегодно участвуют в областных выставках и конкурсах, получают призовые места. Высокая оценка творческой деятельности очень важна для детей, особенно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это помогает социализироваться, осознать полезность и важность своего труда и труда товарищей.

Освоив образовательную программу, обучающийся приобретает широкий круг компетенций, позволяющих ему ориентироваться в условиях современного мира, реализовать себя и свои возможности в жизни, сформирует следующие универсальные учебные действия и развиты ключевые компетенции: внимание, память, мышление, умение работать самостоятельно, в группе, вести диалог, понимать творческую задачу, ставить цель, планировать ход работы, контролировать, работать с разными современными источниками информации.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 АЦДОД • 22:15, 21.04.2014
Уважаемая Наталья Александровна! Согласна со всеми Вашими высказываниями по поводу возможностей дополнительного образования! Без сомнения, доп.образование помогает формировать и УУД! Однако, мне хотелось бы узнать более конкретные приемы, которые Вы используете на занятиях. Может, Вы приведете примеры проектов? Я тоже организую проектную деятельность детей (мои воспитанники выступают не только с творческими, но и исследовательскими проектами), поэтому хочется больше узнавать, как другие справляются с этим увлекательным делом! Буду рада Вашему отклику!
[Материал]