Дифференцированное (многоуровневое) обучение на уроке. Что это такое? В чем плюсы и минусы многоуровневых заданий на уроке?


На уроке в кабинете учителя оказываются двадцать пять учеников с разным учебным потенциалом, способностями и мотивацией. Возможно ли научить их всех предмету на одном уровне? Как быть с учениками слабыми и учениками одаренными? Ведь, если походить ко всем одинаково, у всех рано или поздно потеряется мотивация к обучению: одни все равно ничего не поймут — нечего и стараться, другим все скучно, медленно и не интересно — не стоит и слушать этого учителя, лучше дома почитать энциклопедию. Помогут ли справиться с этой проблемой многоуровневые задания?


Обсудить статью
Опубликовать свой материал

В российской педагогической науке проблемами дифференциации заданий для школьников занимается доктор педагогических наук, профессор В.В. Гузеев.  Он выделяет три уровня дифференциации заданий для учащихся:

  • Репродуктивный (минимальный) — основанный на памяти. К таким заданиям относятся задания пересказать, привести выученные определения, а также задачи, решаемые по шаблону, алгоритму, задачи, которые ранее неоднократно были рассмотрены на уроках. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «три».
  • Продуктивный (уровень понимания и творчества). Задания выполняются уже не по готовому шаблону, а требуют от ученика размышлений. Такие задачи можно разделить на подзадачи, решение находится явно. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «четыре».
  • Продвинутый (творческий) уровень — ученики решают задачи уровня, ранее не рассматриваемого на уроках, используя новые способы решения и неявные связи между условиями задачи, ориентируются на глобальные и межпредметные признаки объектов и явлений. За выполнение задания первого уровня ставится оценка «пять».

Учащимся предлагаются задания разного уровня, и они самостоятельно определяют уровень заданий. Это способствует мотивации учащихся, стремящихся решить задачи повышенного уровня. Также можно считать, что дифференциация заданий является одним из способов личностно-ориентированного обучения детей.

Однако в массовой школе учителям трудно разработать задачи трех уровней, соответствующих требованиям к задачам по В.В. Гузееву, поэтому, как правило, дифференциация проводится более упрощенно:

  • репродуктивный уровень (пересказ, перевод слов и фраз, воспроизведение дат и понятий, решение несложных задач по заданному шаблону);
  • задачи более сложного уровня, однако, типовые и сводящиеся учащимися к ранее известному шаблону;
  • задачи повышенного уровня сложности, требующие нестандартных методов решения.

Сложности, возникающие на уроках с использованием задач трех уровней:

  • неуверенные в себе дети, дети с заниженной самооценкой, не поддерживаемые другими учащимися и родителями, не берут задания следующего уровня из-за боязни не справится с ними. В этом случае поможет беседа как с отдельным ребенком, так и с классом. Неуверенному в себе ребенку учитель сам может предложить взять задачу второго уровня, подбодрить, создать ситуацию успеха. Также такому ребенку можно сразу положить на парту (или всем детям, чтобы не акцентировать внимание) задания всех трех уровней сложности, чтобы не нужно было подходить за заданием к учителю;
  • дети, не рискующие сразу приступать к задачам повышенного уровня, сначала прорешивают задания первого уровня, затем второго, затем третьего. Соответственно, им может не хватить отведенного времени на решение всех задач;
  • обычные дети практически лишаются возможности иметь по предмету оценку «пять», т.к. им не под силу задачи повышенного уровня сложности, то есть при любых их стараниях они гарантированно будут получать оценку не выше «четыре», будут середнячками, в итоге потеряют мотивацию, и только один-два человека в классе (мы рассматриваем обычную массовую школу) будут способны справиться с задачами повышенного уровня сложности;
  • при некорректных установках со стороны учителя дети могут воспринимать многоуровневые задачи как задачи «для дураков», «для нормальных» и «для ботаников», что отобьет желание обучаться у двух крайних категорий учеников — у т.н. «дураков» и «ботаников». Учитель должен пресекать такие суждения учеников и объяснять дифференциацию заданий так, чтобы никому не было обидно;
  • и один из недостатков многоуровнего опроса в том, что учителя вынуждены самостоятельно разрабатывать задания разных уровней, готовить, например, небольшие задачники или карточки с заданиями, т.к. основная часть УМК не распределяет все задачи на три уровня, а только некоторые задания дает «под звездочкой», то есть повышенного уровня сложности. Лучше всего разработаны уровни задач по математике, но что делать учителям биологии, литературы, истории и иностранного языка и другим?!

Выходы:

  • просматривать задачи и задания учебника и определять их уровень (на уроке выписать на доске номер уровня и относящиеся к нему задачи);
  • изучать дополнительную литературу, сборники заданий, интернет-публикации и собирать копилку задач разного уровня сложности по темам. Лучше всего оформлять задачи в виде карточек с интересным дизайном (например, в рамочке), с указанием уровня сложности. Такие карточки систематизировать по темам, подготовить по ним ответы (ключи) и использовать многократно. Такими карточками можно обмениваться с другими учителями и публиковать их в интернете.

Стоит ли применять многоуровневые задания
на каждом уроке?

Понятно, что любые рассматриваемые на уроке задания и задачи имеют какой-то уровень сложности, как правило, новая тема начинается с решения простых задач, постепенно учитель (учебник) переходит к более сложным заданиям, но стоит ли постоянно дифференцировать задачи на уроках для детей и когда это делать? Давать их на уроке получения новых знаний, в самостоятельной работе или предлагать в качестве домашнего задания?

Мы предлагаем использовать дифференцированные задания во всех вариантах, но не ежеурочно, и не каждый урок акцентировать внимание, что предлагаемые учебные задачи имеют разный уровень сложности.

От редакции

А как вы используете и используете ли многоуровневые задания на уроке? Пишите в комментариях к статье. А также ждем ваши статьи по организации дифференцированного обучения на info@pedsovet.su (тема письма: Статья по дифференцированному обучению). Обязательно укажите ФИО автора. Также вы можете опубликовать свои авторские задачи как разработки >>> (оплата не требуется).

Источники

  • Сайт В.В. Гузеева: http://www.gouzeev.ru/
  • Бурдуковская Л.А.: http://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2015/03/17/doklad-ispolzovanie-tekhnologii-urovnevoy-differentsiatsii-na
  • Презентация Калеевой А.М., Колцановой Г.Н.

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии: