Галина Шутова, 20.03.2015 140690 23

Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры


Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап урока представлен в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока. Иногда учитель просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?" Все ученики дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку уроку поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом "рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий. 


Обсудить статью (уже 23 коммент.)
Опубликовать свой материал

Но с опытом приходит понимание, что рефлексия здорово помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

  • Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

Как и когда проводить?

Рефлексию настроения и эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса: раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа закрепления темы и т.д.

В начале урока эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя? И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения. Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.

  • Рефлексия деятельности

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
  • Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

  • Рефлексия содержания материала

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
    • сегодня я узнал...
    • было трудно…
    • я понял, что…
    • я научился…
    • я смог…
    • было интересно узнать, что…
    • меня удивило…
    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Анкета

  • "Три М"

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Следующие примеры проведения рефлексии прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

Несколько замечаний по теме, или пожелания от учащихся

  • Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"! Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не позитивное и эффектное завершение темы.
  • Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно, что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок или жестов.
  • Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии. 

 



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 viki0115 • 18:49, 24.11.2016
Спасибо за статью, многое узнала)
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
21 sebsent • 11:46, 23.11.2016
Владимир Иванович Даль в гробу переворачивается от ваших рефлексий . Есть хорошее русское слово - самооценка,но дело даже не в этом. Советское образование было одним из лучших в мире,по признанию западных специалистов,а современным разработчикам новых программ обучения в школе надо гвоздь в голову забить.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
22 Екатерина_Пашкова • 11:49, 23.11.2016
Рефлексия - это не самооценка. Понятия схожие, но не идентичные.
avatar
20 патма • 19:33, 30.09.2016
Некоторые моменты взяла на вооружение. Спасибо большое!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 icicles • 14:05, 17.04.2016
Старшеклассники, да и младшие дети не хотят думать вообще. Чего греха таить, и система образования этому не способствует, и перегруз большой, потому для деток класса до 5 можно оствить одно и тоже, с 6 по 7 потихоньку вводить разнообразие, а вот с 8 класса вообще ставить практически незапоминающиеся задачи - к примеру, один раз карточки с цветами, в другой раз зайчиков-мышек-медведей, в 3 раз продолжить фразы и закончить предложения, потом написать плюсы и минусы урока, потом предложить им написать план урока (коротенький) на следующий раз. чтобы учли все детали и т.д. Надо учить их думать, искать ассоциации, продумывать детали, иначе хана им в современной жизни и в нашем непрекращающемся и нескончаемом кризисе.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 shynarad • 20:02, 08.02.2016
ПОЧЕРПНУЛА МНОГО ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЕМЛЕМОЙ НА ПРАКТИКЕ. бЛАГОДАРНА
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
17 tim_malishok • 16:16, 04.02.2016
Здравствуйте! Спасибо за ваш труд. Вовремя и большая помощь в работе
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 metodist54 • 18:42, 24.01.2016
Хорошая практико-ориентированная статья в помощь учителю, работающему по ФГОС
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 MirabelFoks • 15:16, 06.12.2015
Очень понравилась статья, мне, как будущему педагогу очень помогло.разобраться с рефлексией
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
14 Рустам_Б • 19:05, 10.09.2015
Спасибо за полезный, нужный и интересный материал!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 milatixonjva • 16:48, 29.03.2015
Галина, спасибо за статью. Согласна с Вашими рекомендациями и выводами. Я работаю в начальной школе, и с 1 класса мы учились анализировать свои эмоции, свою работу, успехи и проблемы. Сейчас, в 3-м классе, понимаю, что рефлексия не просто "дань" ФГОС - необходима для повышения эффективности урока! Некоторые приёмы, предложенные мною, прижились, а иногда и дети предлагали свои варианты анализа. И в Вашей статье обратила внимание на приём АКРОСЛОВО - взяла его на заметку. Спасибо! С уважением, Людмила.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 Наталья779008 • 03:10, 29.03.2015
Нужное
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 122 • 13:45, 25.03.2015
Спасибо большое!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 Яло-77 • 06:19, 25.03.2015
Спасибо, очень ценный материал
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 marinaglavatskaya2014 • 19:07, 23.03.2015
спасибо за замечательные советы. Очень пригодятся в работе
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 Svetlana1183 • 18:10, 23.03.2015
Точно, полезно и содержательно. Спасибо большое за проделанный анализ
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 elena-anishhenkova • 16:47, 23.03.2015
Какой нужный материал, особенно для нас , крымчан!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 Svetmoy • 16:35, 23.03.2015
Рефлексию проводим постоянно, хорошо, что многие приёмы собраны в одном месте (статье). Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 валя5875 • 16:17, 23.03.2015
доступно и очень ценно... спасибо
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
4 ЕленаГерасимчук • 14:34, 23.03.2015
Хочу поблагодарить автора за полезный материал. Расскажу коллегам и буду использовать описанные Вами виды рефлексии в своей работе. большое Вам спасибо, уважаемая Галина,
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 ЕленаГерасимчук • 14:28, 23.03.2015
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. Этот вид рефлексии использую в течение 8 лет. Очень нравится мне и детям. У каждого ребёнка нарисован "портрет" с написанным внизу именем. Некоторые "портреты" дети рисовали или раскрашивали сами, учитывая причёску, цвет глаз, волос и т. д. В 8 - 9 классе использую иногда таблицу, в которой в первом столбце прописан список класса, в следующих - виды заданий с оценочными баллами, ребята друг за другом заполняют таблицу, отмечая крестиком или галочкой задания, которые выполнили успешно, в последнем столбце ставят себе оценку.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 Svetlana1978 • 13:40, 23.03.2015
Большое спасибо. Хороший и полезный материал.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 svetbalt64 • 15:46, 20.03.2015
Спасибо большое!