Формы и методы работы в парах сменного состава. Как организовать работу детей в парах?


Многие слышали о том, что работа в парах имеет высокую эффективность при обучении различным предметам: такие методы можно использовать как в работе с детьми начальных классов, так и со взрослыми. Но какие именно задания можно давать ученикам? Какие именно формы работы можно использовать? Читайте нашу статью с примерами заданий. 


Обсудить статью (уже 5 коммент.)
Опубликовать свой материал

Продолжение серии статей. Читайте начало: методыВзаимные диктанты, Работа с вопросниками, а также общие вопросы организации работы в парах сменного состава.

Устное и письменное выполнение упражнений в парах сменного состава

Как выполняются упражнения при традиционном обу­чении? В классе, на уроке, например, изу­чают однородные члены предложения: какими союзами они соединяются и перед какими союзами ставится запя­тая, а перед какими не ставится. Все это учитель разби­рает со всеми учениками во время работы. Ученики дают свои примеры, анализируют их. Потом дают­ся самостоятельная работа в классе и домашнее задание. В классе и дома ученики выполняют упражнения. Упраж­нения выполняются каждым самостоятельно, т.е. индиви­дуально, а проверяются опять же во время общеклассной работы. Взаимопроверка, даже если и практикуется, то она существенного значения не имеет. Упор делается на письменную работу, которая каждым учеником должна выполнять­ся порознь (самостоятельно). Вот как примерно формулируется за­дание сразу же после знакомства с правилом об однородных членах пред­ложения:

Упражнение №… Прочитайте. Спишите сначала пред­ложения с однородными сказуемыми, потом — с однород­ными второстепенными членами предложения. И дальше даются предложения:

1. Зимой солнце светит, но не греет. 2. Весело и друж­но работают ребята. И т. д.

Разве это задание нельзя выполнять совместно, рабо­тая в паре?

Вместе с напарником его выполнить гораздо легче. Чтобы сделать это упражнение, его вовсе не обязательно записывать. Достаточно сначала выделить устно все пред­ложения с однородными сказуемыми, а затем также устно указать предложения с однородными второстепенными чле­нами. К такой работе оба ученика могут, приступать одно­временно. В этом случае, например, первый ученик (№1) читает первое предложение и говорит: «В этом предложе­нии есть два однородных сказуемых: светит и греет». Далее включается второй ученик. И так, обсуждая вместе, они выполняют все упражнение. Переписывать это задание или не переписывать в тетрадь, может уточнить учитель.

Посмотрим еще одно задание из учебника.

Упражнение №… Составьте три предложения из данных слов:

  1. Охраняет, пионерский, пожаров, патруль, от, насеко­мых, вредных, лес, от, и.
  2. Школьники, корм, расчищают, животным, лес, заго­тавливают, и.
  3. Желуди, собирают, для, ребята, посадок, будущих, и, молодыми, за, дубками, ухаживают.

Первое предложение резберите по членам предложения и по частям речи.

Составить из перечня слов предложение, разобрать его по членам предложения и по частям речи гораздо лучше вдвоем, чем одному. Конечно, потом можно выполнить уп­ражнение и письменно. Или в паре выполнить работу толь­ко с первым предложением, а остальные — порознь, но с последующей проверкой.

Анализ заданий и упражнений по авторским учебникам «Русский язык» подтверждает, что упражне­ния могут выполняться в парной работе почти все. Однако многие упражнения, в целях здоровьесбережения могут быть выполнены устно или в основном устно и только частично — письменно.

Почему акцент делается больше на устном выполне­нии упражнения? Да потому, что работа в паре — это в основном устное общение. Письмо требует уединения: ко­му нужно много писать, тот делает это обособленно, инди­видуально.

Почти все упражнения можно выполнять в парах сменного состава, а в большинстве слу­чаев это и целесообразнее.

Разумеется, при этом существенно меняется методика работы каждого ученика. Например, я выучил правило и выполнил к нему упражнение. Если после этого я начинаю работу с кем-то из моих учеников, то, естественно, я про­верю, как он усвоил правило (теорию), и затем предложу ему выполнить вслух то упражнение, в котором я уже си­лен. Если мой партнер выполнил то же самое упражнение, то мы ограничимся только взаимопроверкой. Если же уп­ражнения разные, то он выполняет новое для него под моим контролем, а затем другое упражнение выполняю, я под его контролем. Таково общее правило, но по каждому учебному предмету, по каждой теме оно конкретизируется до бесконечности разнообразно.

Решение задач и примеров в парах сменного состава

В принципе, любой пример и любая задача могут быть предметом совместной работы в паре. Но нужно, чтобы такая работа была эффективной. В каждом классе учитель, готовя своих учеников к совместной ра­боте в парах, обучает их ставить вопросы друг другу, ко­торые требуют умения вдумываться в условие задачи, ана­лизировать ее состав и содержание, выполнять обоснован­ные действия с целью решить задачу.

Ученик, который уже знает, как решить задачу, ведет себя как учитель: «Прочитай условие задачи. Скажи, что известно в задаче. Что нужно найти? (Что в задаче спра­шивается?) Как ты будешь это находить? Какое действие выполнишь первым? Что ты узнаешь?».

Если задача оказалась непосильной, то в данной паре этот ученик не будет выступать в роли учителя. Зато в следующей паре он становится «учителем» и знакомит партнера с решением этой задачи. Если он двум-трем ученикам объяснит, как решается трудная задача, то обогащается новыми приемами решения и задача перестает быть для него непонятной.

Методика взаимообмена заданиями

Эту методику разработал старший преподаватель кафедры высшей математики Красноярского университета, кандидат физико-математических наук Манук Ашотович Мкртчян; сначала он работал со студентами университете, а потом и с учащимися школ Красноярска. Методика применима при изучении различных учебных предметов.

Описание приема работы.

В классе выдаются карточки с заданиями двух видов. Каждый выбирает себе ту карточку, которая ему более понятна. Пары составляются из учащихся с разными заданиями. Тогда, рабо­тая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осу­ществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова, а Петров обучает Иванова. После объяснения каждый самостоятельно выполняет здание. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, и пара распадается. Каждый из них ищет себе нового напарника.

Разучивание стихотворений

Знание наизусть стихотворений, песен, художественной прозы представляет огромную духовную ценность. Но как организовать разучивание стихотворений в классе, на уроке? Обычно учат стихи каждый сам по себе. Некоторые любят произносить фразы вслух, тогда они лучше и быстрее их запоминают. Другие читают вполголоса, закрывают глаза, стремятся все воспроизвести. Но в классе 30-40 учеников, и чтение стихов вслух мешает работе. Не все в такой обстановке могут выучить наизусть стихотворение или какой-нибудь художественный текст. Однако многие учителя выработали способ изучения стихотворений и художественной прозы в парах сменного состава. Как это происходит?

Ученики могут разучивать стихотворения в парах сменного состава по-разному. Можно сразу дать 10-15 стихотворений, и класс все эти стихотворения учит наизусть одновременно. Для того, кто достаточно знаком с коллективной формой учебных занятий, в этом нет ничего особенного. Но мы начинаем с более простого случая, когда весь класс, все учащиеся учат только одно стихотворение. Для коллективных учебных занятий такой случай не является нормальным. Ученики должны иметь разные темы, разные задания, и только при этом условии возможна настоящая нормальная, коллективная работа. То, что все учащиеся класса учат одновременно одно и то же стихотворение, это дань традиционному обучению, пережиток группового способа обучения. Но в начальной школе, пока период переходный, с этим приходится считаться.

Работа с текстом. Метод поабзацной проработки текстов (статей)

Методика, которую предложил А.Г. Ривин, является одновременно простой и сложной. Простой, потому что каждый ученик, прорабатывая свою статью (текст, задание), составляет простой план. Сложность заключается, в том, что ученик прорабатывает статью (текст) не один и не просто в паре, а работая с учениками по очереди. Ес­ли первый абзац (примерно 5—12 -строчек) он прорабаты­вает с одним учеником, то второй абзац (примерно такого же объема) он уже штудирует с другим, третий — с тре­тьим и т. д. В чем заключается работа с первым партне­ром? Кто-то из учеников пары (любой) читает первый аб­зац текста и, затем, оба приступают к его анализу:

  • о чем говорится в этом абзаце?
  • какое заглавие ты предлагаешь?
  • почему ты считаешь, что это заглавие выражает содер­жание абзаца?
  • нельзя ли дать более точное заглавие?

Уче­ники при обсуждении заглавия иногда по нескольку раз перечитывают текст, спорят, отбрасывают одно заглавие и ищут другое, шлифуют словесную формулировку загла­вия. То и дело возникает напряженная умственная пота­совка, бой. При первой встрече прорабатывается только один первый абзац, записывается друг другу согласованное, во время обсуждения заглавие, и затем пара распадается, каждый находит себе нового партнера.

Как происходит работа с другим партнером? Сначала обмениваются тетрадями, спрашивают: «Слушать или рас­сказывать?» Если партнер отвечает: «Слушать», то, напри­мер, я как участник занятий должен положить статью (книгу) посредине и рассказать то, что проработал с первым партнером. Если что-то забыто, можно воспроизвести необходимое тут же по книге. Затем я спрашиваю: «Воп­росов нет?». Если нет, то кто-то из нас читает вслух вто­рой (следующий) абзац. Обсуждаем, подбираем наиболее адекватное заглавие и если я соглашаюсь, то мой сосед записывает это заглавие в мою тетрадь. После этого пе­реходим к такой же, работе по тексту партнера. Закончив работу над очередным (вторым) абзацем, расходимся и вступаем в работу с третьим партнером. Обмениваемся тетрадями, выясняем, кто рассказывает, а кто слушает из­ложение содержания уже проработанных абзацев (частей), по своей статье, дальше опять — подыскивание и обсуждение за­главия (пункта плана), запись в тетрадь-владельца темы. Затем — работа по тексту напарника, сигнал об оконча­нии работы в данной паре, переход и работа с новым партнером.

Составление «Живых задач»

Чтобы составлять живые задачи в парах сменного состава, нужно предварительно заготовить два варианта заданий.

Например (1 класс):

1 вариант: Составьте «живую задачу» на сложение, используя числа 8 и 3.

2 вариант: Составьте «живую задачу» на вычитание, используя числа 8 и 11. Учитель раздает детям задания. Все ученики рассаживаются по парам с разными вариантами заданий.

Работа идет в следующем порядке:

каждый

  • составляет и решает свою задачу в тетради;
  • готовится объяснить ее решение своему партнеру;
  • объясняет соседу решение своей задачи;
  • слушает объяснение партнера и оценивает его.

По сигналу об оконча­нии работы в данной паре дети меняются заданиями и переходят работать с новым партнером.

Игра «Ручеек»

В ручейке идет общение внутри одного ряда, дети, выполняя задания, свободно двигаются по маршруту освоенному заранее (сначала теоретически, а потом практически).

Работа в четверках, а не парах. Как организовать работу в четверках на уроке?

Четверки можно использовать на уроках естественного цикла. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые» нужно разделить класс на «четверки» и каждой дать задание:

Расскажите о полезном ископаемом по плану:

  1. Цвет
  2. Свойства.
  3. Где добывают.
  4. Как используют.

Четверкам предлагаются для рассмотрения разные полезные ископаемые: гранит, нефть, каменный уголь, железная руда и т.д. (число четверок зависит от количества детей в классе).

Каждому ученику достается по одному вопросу.

Работа идет в следующем порядке:

Четверки переформируются в группы с одинаковым буквенным литером (А, Б,  В, Г).

Каждый ученик:

  • готовит ответ на свой вопрос (может использоваться информация как из учебника так и из дополнительной литературы);
  • первично проговаривает свой ответ в группе, в которую собираются все дети с такой же буквой вопроса (Например: А — Цвет).
  • прослушивает ответы всех детей с этим вопросом (Например: вопрос А-Цвет. В группе «А» идет обсуждение цвета разных полезных ископаемых: гранита, нефти, каменного угля, железной руды и т. д.)

По сигналу об оконча­нии работы в группе с одинаковым буквенным литером дети меняются заданиями и переходят работать в свою «четверку», где каждый ученик представляет свои знания на всеобщее прослушивание и обсуждение.

Этот прием можно использовать на уроках:

Литературного чтения.

Например, при изучении произведений Л.Н. Толстого, дети получают задания:

  • Найти и прочитать рассказы о детях;
  • Найти и прочитать рассказы о животных;
  • Найти и прочитать сказки писателя;
  • Найти и прочитать басни Л.Н. Толстого.

Математики.

Например, при решении задач:

  • Рассказать условие;
  • Проанализировать задачу;
  • Определить, можно ли сразу ответить на вопрос задачи;
  • Выполнить решение задачи.

Русского языка.

Например, при изучении темы «Твердые и мягкие шипящие согласные» дети получают задания: Выписать из текста слова:

  • С твердым звуком Ж.
  • С твердым звуком Ш.
  • С мягким звуком Щ.
  • С мягким звуком Ч.

Проверять задания можно в своей «четверке».

Дети работают в парах, в группах, в четверках; объясняют, рассуждают, спорят. При всем желании учителю трудно проверить работу каждой группы, пары. Используя опыт Ш.А. Амонашвили, можно дать детям образец (эталон) ответа. Способные учащиеся быстро овладевают умением проверять по эталону, именно они становятся помощниками учителя в группах.

Использование коллективных занятий дает возможность продвинуться каждому ученику в своем темпе, снимает у детей состояние тревожности, дискомфорта и утомляемости, способствует развитию способностей каждого ученика.

 

Алгоритм работы в парах:

  • Р1 — выполняет первую операцию в способе действия — он исполнитель;
  • Р2 — его в это время контролирует, то есть слушает, осмысливает, задает вопросы — он контролер.

Затем они меняются местами, Р2 — исполнитель, Р1 — контролер. Таким образом, каждый работает в двух позициях (исполнителя и контролера) по очереди. Выполнив работу, каждый оценивает себя (свою работу), затем его оценивает напарник. Подводятся итоги, выясняются трудности, намечаются шаги коррекции. (Второй вариант: каждый может себя оценить перед выполнением работы, например, а затем сравнить – оправдалась ли оценка. Рядышком садятся более умелый и менее. Причем обучают друг друга.

Обучение грамоте

Предположим, они писать не умеют. Хорошо. Учитель заранее пишет карточки — на каждой карточке имя ученик: Маша, Саша и так далее. То есть я ошибся! Мария, Александр и так далее. Понятно, что имена написаны «печатными» буквами.

Учитель раздает карточки, — каждому его имя, — и говорит «кто умеет прочитать?». Море рук. Просим двоих к доске. Читает один свое имя, потом читает другой. Меняются карточками и опять по очереди читают вслух. Теперь один берет мел, а другой ему диктует его имя, — то есть имя того, у кого в руках мел. И первый пишет под диктовку второго свое имя на доске, — конечно! Он не «пишет», а просто рисует те буквы, которые входят в его имя и которые он только что видел. Если какую-то букву он затрудняется нарисовать, то либо партнер по паре, либо учитель помогает.
Потом меняются.

Можно проделать то же самое у доски еще один-два раза с другими учениками, чтобы ученики хорошенько поняли, что и как нужно делать в парах.

Теперь учитель говорит «делаем это же самое в парах, — первым читает «первый вариант». Затем — «второй». Учитель командует, все делают по команде, вместе. Теперь меняемся карточками. Открыли тетради! Диктует Р1, Р2 пишет. Записали? Теперь диктует Р2, а Р1 пишет. Все написали? Замечательно!
Понятное дело, что пока ученики работают, учитель не дремлет — ходит, смотрит, подсказывает, поправляет.

Русский язык

Пример 1. Возьмем повторение словарных слов. Даю детям домашнее задание: написать 15 самых сложных словарных слов с пропущенными безударными гласными на листочке. Очень легкое домашнее задание. На уроке каждый меняется со своим соседом для проверки изученной темы. После того, как гласные вставили, подписали листочки и вернули друг другу на проверку. Оценили работу друг друга.

Взаимопроверка используется на разных уроках. Подобные задания даю на уроке математики при изучении таблицы умножения. Дети заготавливают самые сложные примеры для работы в паре. Ребята с удовольствием готовят вопросы по окружающему миру и литературному чтению. При работе с интерактивной доской, используя тренажеры, могут работать тоже в паре. Вариации разнообразные, все зависит от нашего творчества. Можно писать очень много, но мои ребята привыкли работать как в парах, так и в группах.

Пример 2. Каждый урок русского языка начинается с «орфографической минутки», ребята работают в парах по карточкам, потом взаимопроверка, а в конце вывешиваю на доске листочки с наиболее сложными словами, где могут допустить ошибки, чтобы свериться.

 Математика

 

Алгоритм решения задачи:

Р1

Р2

Моя оценка Р1

/ Оценка товарища Р2

Моя оценка

Р2/ Оценка товарища Р1

1

Прочитать задачу

выполняет

контролирует

+/ +

 

2

Анализ текста задачи

контролирует

выполняет

 

+/ +-

3

Краткая запись задачи

выполняет

контролирует

+/ +

 

4

Модель действия (чертеж, схема)

контролирует

выполняет

 

+/ +

5

Решение задачи

выполняет

контролирует

+-/ +

 

6

Анализ решения задачи (проверка)

контролирует

выполняет

 

+/ +

7

Ответ

выполняет

контролирует

-/ +-

 

 

Оценка работы:

  • «+» — все правильно,
  • «+ -» — есть небольшие недочеты,
  • «-» — неверно.

Мои трудности:

  • Р1 _______
  • Р2 _______

Такой способ работы удобен в первом классе, в начале года, например, пока ученики полностью не овладеют этой формой взаимодействия.

Работа в парах сменного состава.

Огромные возможности для отработки навыков предоставляет работа в парах сменного состава (блоках).

Цели этого вида работ:

  • формирование умений решать задачи (учебные);
  • обучение умению говорить, используя материал изучаемого предмета;
  • обучение умениям общаться (объяснять, задавать вопросы, возражать, используя учебный материал).

Система работы.

  • Учитель заготавливает карточки с заданиями (в первом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой — из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи.
  • Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнеру. Второй слушает, осмысливает, задает вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнера, затем они меняются ролями.
  • Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.
  • Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идет повторное объяснение.
  • После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.
  • После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идет объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги, обмениваются карточками, благодарят и пересаживаются к другим ученикам.

Пример: Детям нравятся также «оперативные» способы регистрации успехов. Например, определяем скорость вычислений. Доску делю на 3 части (1 часть — меньше минуты, 2 часть — минута, 3 часть — больше минуты.) В паре: один — называет ответы у примеров на карточке, другой — отмечает ошибки. После завершения работы сразу поднимают руки. Засекаю минуту. По ходу вписываю имена детей в столбцы таблицы на доске. По окончании минуты контролеры в парах сообщают о количестве ошибок и нерешенных примеров. Затем дети в парах меняются ролями. В конце работы данные комментируются, учитываются при выставлении отметок, дети видят картину по классу. Можно сделать такое табло на отдельной магнитной доске, повесить ее повыше и отмечать позицию каждого ученика с помощью индивидуального фигурного магнитика.

Литература:

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. — М.: Просвещение, 1991г.
  2. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. — М.: Просвещение, 1993г.
  3. Лиймктс Х.И. Групповая работа на уроке. — Знание, 1975.
  4. Мамигонова Т.А. Дидактическая основа технологии интенсивного обучения./ Под редакцией Т.И. Шамовой . — 1993.
  5. Брейтерман М. Оргдиалог Александра Ривина // Частная школа. — 1995. - № 6.
  6. Коллективная научно-познавательная деятельность школьников./ Под редакцией И.В. Первина — М.: Педагогика, 1985.

Продолжение серии статей. Читайте начало: методыВзаимные диктанты, Работа с вопросниками, а также общие вопросы организации работы в парах сменного состава.

Об авторе: Мальшакова  Наталья Прокопьевна, учитель  начальных  классов, МАОУ  "Средняя  общеобразовательная  школа № 24" г. Петропавловск-Камчатский.


Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 ArtyShok • 18:58, 30.12.2015
Ещё как интересно! Спасибо, Наталья Прокопьевна!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 ДИВ8197 • 17:54, 22.12.2015
Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 Юлия4471 • 16:16, 22.11.2015
Очень полезная статья, особенно в современных условиях преподавания, когда самостоятельная деятельность учащихся выходит на первый план.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 kronlar • 21:21, 18.08.2015
Это хорошее дело. Но часто учитель сталкивается с тем, что школьники не готовы работать с одноклассниками вообще или с конкретными ребятами в частности. Приходится тратить время на решение этих вопросов. Умение общаться не всем дано. Хотелось бы всё-таки советов профессиональных психологов.
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 21:24, 18.08.2015
Если у Вас какая-то конкретная повторяемая ситуация, то опишите ее на нашем форуме: возможно, с коллегами получится найти правильное решение.
А если просто проблемы деления детей, то посмотрите статью: http://pedsovet.su/publ/70-1-0-5488 - может быть, она Вам поможет.