Ольга Лысова, 20.03.2015 25940 10

Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы


Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими? 


Обсудить статью (уже 10 коммент.)
Опубликовать свой материал

Зачем нужны вопросы?

«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.

Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.

Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.

Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.

Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.

Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов

  • Не делайте трагедии, если ученик не может ответить на поставленный вопрос. Это нормальная ситуация — он же ученик, он учится. Учитель рядом, чтобы помочь.
  • Задавайте больше творческих вопросов, на которые можно дать несколько правильных ответов и которые могут продлить диалог.
  • Рекомендуется начинать вопросы со слов: «Кстати, интересно…», которые обращены как бы ни к кому.
  • Вы можете поделиться своими проблемами у учащихся, но только настоящими, не выдуманными.
  • Вопросы, которые начинаются со слова «Почему», да еще при соответствующей интонации, вызывают у ученика желание обороняться.
  • Дайте учащимся составить банк вопросов, направленный на изучение материала.

Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы

  • Стратегия «Вопросительные слова»

Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.

Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.

  • «Толстый и тонкий вопросы»

Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:

  • Левая колонка — толстые вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».
  • Правая колонка — тонкие вопросы. В эту половину таблицы записываются вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

Прием используется в следующих обучающих ситуациях:

  • Для моделирования диалогов взаимоопросного характера. Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 2-3 тонких и толстых вопроса, предварительно записанных в таблицу.
  • При анонсе новой темы, можно попросить учащихся сформулировать разные вопросы, возникшие у них и записать их в таблицу. Это даст представление учителю о качестве уже имеющихся знаний по теме и поможет ему сориентироваться с объяснением новой темы.
  • Можно дать детям задание уже после прохождения темы и выяснить, какие толстые и тонкие вопросы остались без ответов. Это даст учителю понять, что тема изучена не досконально и требует более тщательной проработки.
  • «Ромашка вопросов», или «Ромашка Блума» (по имени американского психолога и педагога Бенджамина Блума)

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

  • Простые вопросы. Вопросы, ответами на которые будут какие-либо факты.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?». Обычно задаются, чтобы уточнить подразумевающую информацию, но не названную по каким-то причинам.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (об этом говорилось выше) они могут восприниматься негативно — как принуждение к оправданию. В других случаях они направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.
  • Творческие вопросы. Обычно с частицей «бы». Как изменился бы мир, если бы все ледники растаяли? Что бы ты сделал, если бы прилетел на Марс?
  • Оценочные вопросы. Нужны для выяснения оценочных критериев каких-либо событий. Почему умным быть лучше? Почему знание языков ценится высоко?
  • Практические вопросы. Если речь идет о связи теории и практики. Как посадить семена цветов? Как работает пылесос?

Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании

В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте?
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
avatar

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 lilyarus • 17:08, 03.07.2016
Спасибо за полезный материал!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 Asio • 08:43, 03.07.2016
Очень полезная и актуальная статья, спасибо!
avatar
8 Вет-ка • 00:30, 03.07.2016
Спасибо!
avatar
7 mackevicvika • 04:40, 14.01.2016
может кто-нибудь из педагогов на примере урока в нач.классах написать подробнее, как использовать этот приём? Я только учусь. Спасибо.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 nanon789 • 19:58, 26.08.2015
Очень понравился материал, работающий, практически применимый!
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
5 stepahicom • 19:56, 20.04.2015
Эта работа напоминает нам о необходимости растить Знаек, Почемучек. Очень хочется научить ребят задавать вопросы, вовлечь их в процесс познания мира
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 asb09 • 04:32, 28.03.2015
Изучение новой темы начинаю с вопросов самих учащихся: "что я знаю" об этом и "чего не знаю". Умение ставить подобные вопросы отрабатываются с 1 класса. Цель этой работы: 1) Вопросы помогают включить изучаемую проблему в сознание ребёнка. 2) У учащихся развивается способность отделять известное от неизвестного. 3) Незнание пробуждает желание узнавать. Например, на доске тема урока. Учащиеся получают задание поставить к этой теме вопросы, на которые они знают ответ. Одни учащиеся по очереди задают классу вопросы, другие отвечают на них. Когда все вопросы к тому, "что я знаю", исчерпаны, идут вопросы, на которые учащиеся не знают ответа, а хотели бы узнать. Эти вопросы звучат без ответа.Те из них, на которые предстоит получить ответ на текущем уроке, записываю на доске. Завершают изучение нового материала вопросы и задания учителя, основная цель которых помочь учащимся глубже проникнуть в тему, направить их на самостоятельный поиск, сделать открытие.
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
3 Яло-77 • 06:25, 25.03.2015
Спасибо!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 vjak1958 • 21:00, 23.03.2015
да,это интересно!!!!!
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 philippovna • 19:55, 23.03.2015
к сожалению опыта подобной деятельности у меня нет, спасибо попробую с учащимися 4 класса, боюсь со старшими не получиться, готовимся к экзаменам, честно плохо представляю как можно совместить ЕГЭ и метод критического мышления